Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк)




Скачать 255.34 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк)
страница1/2
Дата публикации11.06.2013
Размер255.34 Kb.
ТипМетодические рекомендации
exam-ans.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации

педагогам


  • Психологический комфорт учащихся на уроке;

  • Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (ПГК);

  • Памятка организаторам проведения ПГК;

  • Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзамена;

  • Готовим к ПГК: стратегии работы с детьми группы риска;

  • Модель личности учащегося, обладающего специальными умениями необходимыми для обеспечения готовности к промежуточному государственному контролю.




« Психологический комфорт учащихся на уроке»

«Все в твоих руках» (Притча).
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе, на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

(Слова должны начинаться с букв данного слова).


К

- красота…

О

- органичность…

М

- мама…

Ф

- фантазия…

О

- отдых…

Р

- радость…

Т

- тепло…

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

“Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Что такое комфорт?

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление”

^ Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

Исходя из этого определения были составлены следующие рекомендации:

•Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

Комфортные условия, в которых находится человек, всегда способствуют проявлению свободы действий, логическому и верному ходу мыслей, желанию сделать большее, создают ситуацию успеха.

Безопасная среда, атмосфера психологического комфорта является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

•Никакое действие не должно повредить физическому или духовному здоровью ученика.

Слово, порой, может ранить больнее и глубже ножа. Поэтому, следует контролировать себя в высказываниях по отношению к ученику, если имеет место такая ситуация, не унижать его достоинство. Конечно же никакого рукоприкладства.

•В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Это может породить разрозненность в классе. У ребенка может упасть его самооценка, он может замкнуться или же назло Вам соответствовать ярлыку «плохой». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

•Необходимо находить индивидуальный подход к ученику в процессе обучения и воспитания.

Опираясь на Ваш богатый жизненный опыт, опыт работы в школе искать различными способами подход к ребенку, учитывать его индивидуальные особенности и в соответствии с ними выбирать свою линию поведения.

•Немаловажно поощрять генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений, готовность и умение брать на себя ответственность со стороны учащихся.

Возможно проявить творчество с Вашей стороны для поощрения ребенка (доска почета, дополнительная красивая наклейка, жетончик, благодарственное письмо родителям и т.д.). Все это будет дополнительно мотивировать его к учебной деятельности.

•Развитие способностей и поддержка стремлений ученика важнее, чем передача сведений и навыков.

Необходимо не только передавать ребенку свои навыки и знания о чем-либо, но и поддерживать желание и стремление ребенка, если он хочет выполнить то или иное задание своим способом, если он считает, что так будет проще и лучше. Одобряйте и способствуйте развитию его стремлений и умений.

•Важно видеть и понимать изменения в ученике.

Эти изменения могут происходить от смены настроения до интеллектуального и личностного развития. Учитывайте при работе каждое Вами замеченное изменение в ученике, обращайте внимание на каждого учащегося в Вашем классе.

•Сотрудничество учителя и ученика на уроках - одно из условий сохранности здоровья школьников.

Помощь со стороны взрослого – это поддержка в трудных для ребенка ситуациях. Поверьте, он Вам за это очень благодарен. Его успех – это Ваш успех, а это, в свою очередь, хорошие, положительные эмоции, которые способствуют психическому здоровью.

•Юмор – лучший способ создания условий успешности.

Почему юмор? Да потому что именно он способствует разрядке напряженной ситуации, поиску верного решения в случае ошибки, снятию внутреннего напряжения и успокоению («На меня не сердятся!», «Все нормально, ситуация исправима»).

•Создание положительных эмоций - средство повышения качества обучения, улучшения здоровья школьников.

•И, конечно же, двигательная активность, гимнастика для глаз, рук, снятие мышечного напряжения во время урока.

Все это является необходимым условием для создания психологического комфорта на уроке и средством успешности учебной деятельности.

^ Психологические игры в помощь учителю при

подготовке учащихся к

промежуточному государственному контролю (ПГК)





Психологические игры

    • Игра «Тряпичная кукла и солдат»

    • Игра «Путешествие на облаке»

    • Игра «Радуга»

    • Игра «На ошибках учатся»

    • Игра «Путь доверия»

    • Игра «Бумажные мячики»

    • Игра «Действуй по инструкции»





Тряпичная кукла и солдат
Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпус­тить — это испытанный и надежный способ расслабиться.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпря­митесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Пока­жите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они бол­тались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсо­лютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (-10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне рассла­бились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стрях­ните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

Путешествие на облаке
Цели: Эта игра поможет привести детей в "рабочее" состояние пе­ред началом занятий.

Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на бе­лое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. По­чувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднима­ется в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако пе­ренесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более то­чно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 се­кунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Радуга
Цели: Это прекрасный коллективный ритуал — он освежает детей, улучшает настроение, укрепляет их уверенность в себе и стимулирует го­товность к общению. Он оказывает на группу весьма благотворное тони­зирующее воздействие, так необходимое перед каким-нибудь тестом или контрольной работой.

Инструкция: Конечно же, все вы не один раз видели радугу. Может ли кто-нибудь из вас назвать все цвета радуги? Запомните простое предложение, с помощью которого вы легко сможете назвать все цве­та радуги и порядок их следования, потому что первые буквы слов это­го предложения совпадают с первыми буквами названий цветов радуги. Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Запомнить очень легко: Каждый — Красный, Охотник — Оранжевый, Желает — Жел­тый... Кто из вас может продолжить? Замечательно! А может кто-нибудь мне сказать, как пахнет воздух в то время, когда на небе мы наблюдаем радугу?

Мы видим радугу после того, как небо освежило землю дождем. Прежде всего, дождь прибивает к земле и смывает всю пыль. Воздух свеж и прозрачен, и полосы радуги показывают нам как бы красоту в чи­стом виде. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприят­ного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Встаньте и на­чните двигаться по комнате.

Сначала представьте себе, что вся комната наполнена красным воздухом. Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотро­нуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его чуд­ный аромат... (15 секунд.)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждай­тесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему... (15 се­кунд.)

Цвет окружающего нас воздуха снова изменился... Теперь он излу­чает зеленый свет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд.)

Чудеса продолжаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками го­лубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! На­слаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и мед­ленно парите в голубом пространстве... (15 секунд.)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невоз­можно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным, его хо­чется раздвигать руками, как воду... (15 секунд.)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вды­хайте цвет вечерней прохлады... (15 секунд.)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цве­та радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете. Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд.)

На ошибках учатся
Цели: Мы, взрослые, должны следить за тем, чтобы дети, совершив ошибку, не начинали себя принижать. Дети неизбежно будут делать мно­го ошибок. В результате, у некоторых из них может сложиться негативное ценностное суждение о самих себе. Если мы замечаем, что это происхо­дит, необходимо вмешаться и скорректировать позицию ребенка.

В этой игре дети могут обсудить друг с другом, как они обычно реа­гируют на свои крупные и мелкие ошибки.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Каждый из нас совершает ошибки. Только таким об­разом мы можем чему-то учиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можете ли вы вспомнить сейчас ка­кую-нибудь свою большую ошибку?

Некоторое люди, совершив ошибку, устраивают над собой стро­гий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как вы реагиру­ете на свои ошибки?

Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если хотите, можете еще и нарисовать подходящие картинки. (15 минут.)

Теперь объединитесь по двое-трое и обсудите, что вы вообще думаете по этому поводу. (10 минут.)

А теперь возьмите новый лист бумаги и напишите на нем очень крупно: "Делать ошибки — это нормально. На своих ошибках мы учим­ся". Украсьте свои листы, чтобы вам было приятно на них смотреть. Потом вы можете взять эти плакаты себе домой на память. (10 ми­нут.)
^ Анализ упражнения:

Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?

Можешь ли ты, после того как совершишь ошибку, начать делать что-то другое?

Пытаешься ли ты многократно совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать?

^ Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

Путь доверия
Цели: Это классическая игра для всех возрастных групп. Она укре­пляет доверие внутри группы, а также развивает любознательность и та­ктильное восприятие. Ребенок-"поводырь" может экспериментировать со своей ролью, при которой он частично берет ответственность на себя, а частично — отдает своему партнеру. Между двумя детьми, играющими в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. В помещении должно быть достаточно места и множество ин­тересных объектов, чтобы их можно было потрогать, чтобы они при этом пахли или издавали звуки. Очень хорошо проводить эту игру в теплое время года на улице.
Материалы: Маленький колокольчик и для каждого второго ребен­ка — повязки для глаз.

Инструкция: Разойдитесь по двое. Я хочу вам предложить игру, которая называется "Путь доверия". Заключается она в следующем: один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не ви­деть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен прове­сти "слепого" ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой това­рищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Пе­ред началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за ру­ку или как-то по-другому.

Для старших детей Вы можете удлинять интервалы до десяти минут.
^ Анализ упражнения:

Как ты чувствовал себя, когда был "слепым"?

Вел ли тебя твой "поводырь" бережно и уверенно?

Знал ли ты все время, где ты?

^ Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?

Как ты себя ощущал в роли поводыря?

Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?

Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партне­ра?

^ Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?
Игра Бумажные мячики

Цели: Эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бод­рость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газе­ты, как следует его скомкайте, и сделайте из него хороший, достато­чно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние ме­жду командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет та­кой: "Приготовились! Внимание! Начали!"

^ Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услы­шав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию. (2-3 минуты.)

Игра Действуй по инструкции!

Цели: Для достижения успеха в школе и в жизни очень важно, что­бы дети научились, во-первых, выполнять даваемые им инструкции и, во-вторых, давать инструкции сами. Несколько следующих игр помогут им весело и интересно потренироваться в этом.

Инструкция: Кто из вас присутствовал хотя бы раз при том, как ваши родители изучали какую-нибудь инструкцию, например, к новому видеомагнитофону? Было ли им понятно, что надо делать? Кто из вас сам пользовался какой-нибудь инструкцией?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете научиться, во-первых, внимательно слушать инструкцию и точно ей следовать, и, во-вторых, сами давать инструкцию. Сначала мы будем трениро­ваться все вместе, а потом вы будете делать это в парах.

Слушайте меня внимательно: "Коля, возьми карандаш, подойди к моему столу и напиши свое имя на листке бумаги. Затем возьми этот листок и отнеси его Наташе. Теперь вернись на свое место."

Проговорите всю инструкцию прежде, чем ребенок начнет ее выпол­нять. Назовите столько отдельных действий, сколько ребенок может удержать в голове, а затем добавляйте шаг за шагом по одному дейст­вию, чтобы у детей была возможность потренировать свою память. Все действия должны выполняться в названной Вами последовательности. Дайте возможность поучаствовать в игре нескольким детям. Можно дать потренироваться всему классу целиком.

Внимание! Все снимите ботинки с правой ноги. Достаньте из портфеля тетрадь. Залезьте на свой стул. Положите тетрадь на го­лову и удерживайте ее в равновесии. Возьмите тетрадь в левую руку и помашите ею. Слезьте со стула. Положите тетрадь на стол. На­деньте ботинок. Сядьте и сложите руки перед собой. Выполняйте!

Необходима тренировка, чтобы дети привыкли к такого рода упраж­нениям. Затем Вы можете дать им возможность тренироваться самим. Один из вариантов игры состоит в том, чтобы кто-то из детей давал клас­су такие же сложные инструкции, как это делали Вы. Мы же здесь предлагаем Вам более простой вариант, при котором дети работают в парах, давая простые и точные команды.

Теперь вам надо разделиться на пары. Решите, кто из вас будет А, а кто — Б. А должен закрыть сейчас глаза, а Б должен будет прове­сти своего "слепого" партнера по всей комнате и привести его назад к его месту. Б будет четко отдавать короткие команды, например: "Шаг вперед!", "Повернись направо!", "Повернись налево!". Нельзя пода­вать новой команды, пока не выполнена предыдущая. Б должен сле­дить за тем, чтобы Ани с кем не столкнулся и ни на кого не налетел.

Вероятно, в зависимости от ситуации, Вам будет нужно для начала попросить сыграть в эту игру какую-то одну пару, прежде чем начнут дей­ствовать остальные. Расставьте столы и стулья так, чтобы дети могли на­правлять своих подопечных по достаточно интересному пути. Затем парт­неры меняются ролями

^ Анализ упражнения:

— Легко ли было тебе запомнить длинную инструкцию?

— Что ты делал для того, чтобы запомнить длинную инструкцию?

— Удавалось ли тебе давать ясные и четкие инструкции своему партнеру?

— Что было тебе интереснее: выполнять инструкции или самому их давать?

^ ПАМЯТКА ОРГАНИЗАТОРАМ ПРОВЕДЕНИЯ ПГК

Успех любой деятельности в значительной степени зависит от условий и организации этой деятельно­сти. Введение экзаменационных процедур, основанных на технологии тестирования, требует учета особых организационных моментов. Психологи выявили факторы, мешающие выпускникам во время проведения ПГК и влияющие на их эмоциональное состояние.

Среди внешних факторов, мешающих работе учащихся, выявлены:

- шум в аудитории;

- негромкий голос организаторов проведения ПГК в аудитории;

- яркая одежда организаторов проведения ПГК в аудитории;

- стук каблуков.

^ Рекомендации психологов
1. Объясняйте правила заполнения бланков последовательно, четко и не спеша, чтобы облегчить учащимся понимание инструкции.

2. Наибольший вред учащимся причиняет монотонность вашей речи. Акцентируйте важные слова как способ привлечения и удержания внимания выпускников. Используйте с этой целью такие приемы, как изменение темпа речи и интонирование. Это придаст выразительность вашим словам. Если вы хотите подчеркнуть что-то, уменьшите темп и используйте приемы выразительной речи.

З. Старайтесь дать ответы на все вопросы, заданные учащимися. Перед началом экзамена предупредите выпускников, на вопросы какого характера, они могут получить от вас ответ, и на какие вопросы вы не имеете права отвечать.

4. Учащемуся, задавшему вопрос, отвечайте индивидуально. Это поможет избе –

жать шума в аудитории, так мешающего учащимся сосредоточиться на выполнении задания. _

5. Подбирая себе одежду, помните, что цветовое пятно может поднять настроение и, наоборот, сочетание некоторых цветов может вызвать раздражение окружающих. Постарайтесь избежать чересчур ярких, кричащих цветосочетаний, слишком вызывающих деталей костюма. Выберите туфли на «мягком» каблуке.

Своим поведением, во время проведения экзамена, показывайте пример выпускникам: сдерживайте свои эмоции. Ситуация экзамена уже сама по себе вызывает эмоциональное напряжение у экзаменующихся. Ваши реакции могут усилить состояние напряженности и беспокойства.

При опросе учащиеся отмечали, что во время сдачи экзамена они находятся в состоянии беспокойства, переживают отсутствие безопасности, нуждаются в подбадривании. Именно поэтому ваш стиль общения во время экзамена должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний учащихся. Проанализируйте свой стиль общения, постарайтесь не стать дополнительной причиной волнения выпускников.

^ Помните о правилах эффективного общения.
Не используйте в общении с учащимися:
Угрозы («Если ты не прекратишь ... »). Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздра­жения с их стороны. Выйдя из-под вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если выпускник вызывает у вас своим поведением отрицательные эмоции, сообщите ему об этом. Не стоит подавлять гнев, сохранять спокойствие при сильном волнении. Через некоторое время чувство, как правило, прорывается и облекается в резкие слова или действия. Скажите о своих чувствах учащемуся, гово­рите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, о его поведении.
Критику («Сколько раз уже говорили ... », "Слушать надо было ... »). Такие высказывания негативно влияют на состояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет окончатель­но выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания. Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз: многие выпускники просто не слышат ответов, которые вы даете другим учащимся, или в силу разных причин пропу­стили то, что вы говорили для всех.
^ Мораль, нравоучения, проповеди ("Ты обязан вести себя как подобает»). Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «в ситуации сдачи экзамена разговари­вать нельзя».
Высмеивание («Не будь лапшой ..», «Что за тупица ...»). Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах. Такими высказываниями вы продемонстрируете лишь уход от разговора. Старайтесь контроли­ровать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре с учащимися.

Уговоры («Успокойся, это неважно»). Подобные высказывания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства, которые он испы­тывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося: «Я понимаю тебя, ты тревожишься (пере­живаешь, расстроен ...)» и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоцио­нального напряжения.
Не забывайте, что главное препятствие на пути эффективного общения - это автоматические ответы. По­этому старайтесь уточнить трудности, возникшие у учащегося, при помощи наводящих вопросов.



^ ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить не­сколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них - правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие - правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрест­ный шар» и проводится следующим образом.

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения - двигаться не быстро, а в удобном темпе и с·удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием:

нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х", и несколько минут созерцать его.

Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать?

Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие ниж­нюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconМетодические рекомендации в помощь воспитателю организация самоподготовки основное требование
Для сильных учащихся чуть больше половины того, что выполнили на уроке, для слабых учащихся 1/3 выполненного на уроке

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconРекомендации по подготовке учащихся к разделу «Чтение»
При подготовке учащихся к сдаче егэ по английскому языку могут быть полезными следующие рекомендации по технологии обучения чтению...

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconПлан зам по увр джанхаевой Л. А. на декабрь 2012г. №
Поклассный контроль в 6,9 классах; организация труда учащихся на уроке; отношение учащихся к учебным предметам; психологический климат...

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «информатика...
Целью данного курса является способность студента использовать персональный компьютер при освоении других дисциплин

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconМетодические рекомендации по подготовке к государственному междисциплинарному экзамену
Программа предназначена для оказания помощи студентам выпускникам в подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по...

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconПсихологические рекомендации для выпускников при подготовке к егэ
Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен...

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconМетодическое пособие по гражданско-правовому воспитанию для учащихся...
Пособие содержит материалы и программу интеллектуальной игры «Маленькие политики 2011», параметры и критерии оценивания

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к олимиаде по астрономии
Привлечение к участию в олимпиаде учащихся 8-9 классов имеет важное значение, поскольку способствует развитию познавательного интереса...

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconУчебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся)
В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Предлагаемые рекомендации затрагивают ключевые...

Методические рекомендации педагогам Психологический комфорт учащихся на уроке; Психологические игры в помощь учителю при подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю (пгк) iconМетодические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях...
Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам подготовить и провести единый урок (день) по указанной тематике с учетом собственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную