Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы




Скачать 69.46 Kb.
НазваниеЗакономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы
Дата публикации16.04.2014
Размер69.46 Kb.
ТипЗакон
exam-ans.ru > Психология > Закон
Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы

О. В. Ракитина, канд. психол. наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского»

(Доклад подготовлен по проекту № 2.2.2.4/5273 “Компетентностный подход к подготовке научных кадров в высшей школе” аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)”)
Важнейшим условием качественной подготовки студентов и аспирантов является научно-исследовательская компетентность обучающих их преподавателей. Научно-исследовательская работа (НИР) является видом профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, и определение компетенций в этой области является одной из приоритетных задач.

Проект «Компетентностный подход в подготовке научных кадров в высшей школе», реализованный на базе ЯГПУ им. К.Д.Ушинского в период с 2009 по 2011 годы, позволил решить эту и другие задачи, а именно: определить виды и содержание компетенций в области научно-исследовательской деятельности; разработать модель поэтапного и последовательного формирования НИК субъекта в системе вузовского и послевузовского образования; разработать критерии и определить релевантные объективные показатели качества НИР; выявить условия и закономерности формирования научно-исследовательской компетентности обучающихся и преподавателей педвуза; разработать методическое обеспечение научно-исследовательской деятельности; сформулировать рекомендации по повышению компетентности в области НИР обучающихся и преподавателей педагогического вуза в условиях уровневой системы высшего образования [3] [4].

Виды и содержание научно-исследовательских компетенций (НИК) были определены, исходя из концепции психологической системы деятельности В.Д. Шадрикова [6], в соответствии с функциональными блоками системы деятельности, а именно: личностно-мотивационные компетенции, компетенции целеобразования, компетенции в области программы деятельности, информационные компетенции, компетенции в области принятия решений, компетенции в области контроля и коррекции результатов деятельности [3].

По В.Д.Шадрикову, «компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств…» [5, с 15-16]. Компетентность относится к субъекту деятельности. Это результат овладения соответствующей компетенцией, приобретение личности, благодаря которому человек может успешно решать функциональные задачи, составляющие содержание профессиональной деятельности.

Мониторинг качества НИР и развития НИК преподавателей высшей школы [2], как один из этапов исследования, осуществлялся на выборке преподавателей ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. Выборка участников исследования (n=59) может быть охарактеризована в двух основных аспектах. С позиции должностных характеристик ее составили 13 профессоров, 27 доцентов, 13 старших преподавателей, 6 ассистентов. С позиции ученых степеней – 13 докторов наук, 37 кандидатов наук, 9 преподавателей, не имеющих ученую степень.

Исследование показало, что преподаватели вуза характеризуются в целом высоким уровнем развития НИК (77,52%-82,8%). Это позволяет утверждать, что профессорско-преподавательский состав вуза обладает достаточным потенциалом для осуществления качественного руководства НИР студентов и аспирантов [1].

Результаты осуществленного нами исследования могут быть обобщены в виде психолого-педагогических закономерностей и зависимостей развития НИК. Были выявлены следующие общие (существенные, имеющие однотипный характер изменений, проявляющиеся на всех уровнях образования и профессиональной научно-преподавательской деятельности) закономерности формирования НИК:

  1. На каждом этапе образования и профессиональной деятельности формирование научно-исследовательской компетентности осуществляется как за счет развития компетенций инвариантного характера (проявляющихся на всех ступенях образования и преподавательской работы), так и за счет приращения специализированных компетенций, впервые появляющихся на определенном этапе. Эти компетенции находятся в неразрывном единстве и интеграции. Компетенции, формирующиеся на предыдущем этапе и входящие в зону актуального развития субъекта научно-исследовательской деятельности, становятся необходимым условием последующего формирования НИК.

  2. Развитие НИК гетерохронно, имеет внутрисистемный характер и проявляется в неодновременной закладке и несовпадении по времени фаз развития отдельных функциональных блоков научно-исследовательских компетенций. На каждом этапе профессионализации в научно-исследовательской деятельности различные блоки компетенций имеют преимущественное развитие. Основной проблемой в этой связи является более медленный темп формирования мотивационной компоненты в структуре научной компетентности специалиста. А между тем, именно мотивационная составляющая является важнейшей характеристикой компетентности.

  3. Развитие НИК имеет кумулятивный характер, который проявляется в том, что компетенции сначала формируются достаточно обособленно, в дальнейшем интегрируются в систему с большим количеством связей.

Частные (однотипные изменения в НИК, проявляющиеся только в научно-преподавательской деятельности) закономерности формирования НИК преподавателей вуза:

  1. Развитие системы НИК осуществляется не поступательно (относительно ступеней образования, предшествующих профессиональной деятельности), а как бы складывается «заново», перестраиваясь на начальном этапе научно-педагогической деятельности.

  2. Высокой степени интегрированности структура НИК достигает только у преподавателей, имеющих ученую степень, т.е. тех, в личном опыте которых имеется самостоятельная деятельность по выполнению НИР, предъявляющей к ее субъекту достаточно высокие требования.

  3. Повышение научно-исследовательской компетентности преподавателя в большей степени определяется системой его профессионального образования и самообразования, и лишь в незначительной степени это развитие определяется социально-демографическими характеристиками субъекта.

  4. Наиболее существенными объективными характеристиками, отражающими компетентность преподавателей в области НИР, являются общее количество публикаций, количество научных статьей, монографий, а также наличие собственных научных проектов (выигранных грантов, конкурсов и т.п.).

  5. Уровень развития НИК преподавателей, имеющих ученую степень, выше, чем у тех, кто степени не имеет.

  6. Ученая степень преподавателя имеет существенно большее значение для развития НИК, нежели должность, которую он занимает.

  7. Преподаватели-мужчины склонны оценивать свой уровень кругозора и эрудиции в предметной области исследований существенно выше, чем женщины-преподаватели.

  8. Преподаватели-женщины отмечают большую степень самостоятельности в отслеживании личностных изменений и коррекции собственной профессиональной и научной позиции.

  9. С возрастом преподавателя повышается его компетентность в области целеобразования научной деятельности.

  10. Уровень развития компетенций в области самоконтроля повышается с возрастом и со стажем работы в качестве преподавателя.

На первичном этапе научно-преподавательской деятельности проявляется специфическая закономерность существенного снижения с возрастом научно-исследовательской компетентности у преподавателей, не имеющих ученой степени.

Специфические закономерности развития НИК на этапе научно-преподавательской деятельности в качестве кандидата наук/старшего преподавателя/доцента:

  1. Должность старшего преподавателя является наименее перспективной для развития НИК. Длительный опыт работы в должности старшего преподавателя негативно сказывается на уровне научно-исследовательской компетентности.

  2. Для доцентов характерна тенденция с увеличением возраста принимать решения не самостоятельно, а по согласованию с более опытными преподавателями или руководителями.

Специфические закономерности развития НИК на этапе научно-преподавательской деятельности в качестве доктора наук/профессора:

  1. Работа над кандидатской диссертацией создает гораздо менее благоприятные условия для интенсивного развития НИК, по сравнению с работой над докторской диссертацией. Именно работа над докторской диссертацией, требующая принципиального иного подхода к подготовке и реализации научно-исследовательской деятельности, создает наиболее благоприятные условия для развития НИК.

  2. Продолжительность работы в качестве доктора наук наилучшим образом способствует самоконтролю и оценке научной деятельности.

  3. Продолжительность работы на должности профессора в наибольшей степени способствует повышению общей научно-исследовательской компетентности профессионала, способствует большей сформированности структуры НИК с высокой интеграцией ее компонентов, за исключением личностно-мотивационных компетенций, которые обособлены от основной структуры.

Опыт работы над проектом обозначает необходимость разработки комплексной системы оценки научно-исследовательской компетентности профессионала, качества и эффективности его научно-исследовательской деятельности, а также разработки системы методов формирования НИК не только для обучающихся в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре, но и для различных категорий преподавателей вуза.
^ Библиографический список


  1. Ансимова, Н. П., Ракитина, О. В. Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза [Текст] // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Т. 2 «Психолого-педагогические науки». – 2010. – №4 (65). – С. 137-142.

  2. Новиков, М. В., Ракитина, О. В. Мониторинг научно-исследовательских компетенций преподавателей в системе дополнительного профессионального образования [Текст] // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Т. 2 «Психолого-педагогические науки». – 2010. – №4 (65). – С. 143-150.

  3. Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций [Текст]. / под науч. ред. д-ра. ист. наук, проф. М.В.Новикова – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 211 с.

  4. Ракитина, О. В. Психолого-педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций : монография [Текст]. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - 212 с.

  5. Шадриков, В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст]. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Психология. – 2006. – № 1. – С. 15-21.

  6. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст]. Репр. воспр. текста издания 1982 г. – М. : Логос, 2007. – 192 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconТеоретические аспекты проблемы оценивания уровня сформированности...
Средства формирования икт-компетентности и общие принципы формирования икт-компетентности

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconПримерная программа научно-исследовательская (научно-производственная)...
Задачи научно-исследовательской (научно-производственной) практики : в задачи научно-исследовательской (научно-производственной)...

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconВ работе рассмотрены роль и возможности алгоритмизированного проблемного...
Преемственность механизма формирования познавательных способностей учащихся и студентов

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconВысшей школы
В нем излагается нормативный курс педагогики высшей школы в соответствии с авторской программой. Кроме литературных источников использован...

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconПримерная программа научно-исследовательская работа рекомендуется...
В задачи научно-исследовательской работы входит формирование навыков проведения научно-исследовательской работы и развитие следующих...

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconОтчет о научно- исследовательской работе кафедры анатомии, физиологии и обж человека
Результаты выполнения научно исследовательской работы кафедры по тематическому плану

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconРабочая программа согласовано
Целью научно-исследовательской работы магистрантов в семестре (нирс) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами...

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «педагогика»
Цель вступительного экзамена по педагогике заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности...

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconКонцепция педагогической практики магистратуры
Гос -2005 предусматривает организацию научно-исследовательской и научно-педагогической практики студентов магистратуры. Цель педагогической...

Закономерности формирования научно-исследовательской компетентности преподавателей высшей школы iconОсновы кредитной системы обучения в казахстане
Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную