Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология»




Скачать 245.68 Kb.
НазваниеПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология»
Дата публикации30.04.2014
Размер245.68 Kb.
ТипПрограмма курса
exam-ans.ru > Психология > Программа курса


1. Наименование и область использования
1.1. Наименование дисциплины – История психологии

1.2. Условное обозначение программы – РП

1.3. Шифр специальности – 0303010.65

1.4. Номер программы - ОПД. Ф.05

1.5. Аббревиатура кафедры – ОП

1.6. Год разработки - 2010

2. ОСНОВАНИЕ

2.1. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта ВПО по специальности 030301.65 «Психология» по циклу общеобразовательных дисциплин (ОПД.Ф.05) от 17 марта 2000 г.

2.2. Утвержденные учебные планы специальности 030301.65 «Психология» в соответствии с ГОС ВПО – 2000.

2.3. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

2.4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию - 2003.

2.5. Стандарт АГТУ 02-2000.
^ 3. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

Данная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.05) и входит в федеральный компонент

Цель курса:

Сформировать у студентов профессионально-грамотное представление о развитии психологических зна­ний в различных странах в их специфике вместе с тем в единстве, в связи с общественно-историческими условиями и состоянием духов­ной жизни и культуры, ситуацией в философии, естествознании и других областях науки.

^ Задачи курса:

— представить значительные дос­тижения мировой и отечественной психологической мысли как связ­ный исторически обусловленный процесс;

— развивать у студентов умения и навыки аналитического изуче­ния и критического освоения трудов выдающихся представителей пси­хологического знания;

— раскрывая преемственность в развитии научного психологического познания, показать необходимость обращения к историческому про­шлому в целях решения актуальных проблем и понимания современ­ного состояния науки;

— способствовать расширению научного кругозора и повышению культуры психологического мышления студентов;

— на материале биографий ученых прошлого показать специфику научного труда, его этические и гражданские стороны, попытаться проникнуть в лабораторию научного поиска творческой личности.

4. ИСТОЧНИКИ

4.1. Стандарт АГТУ 01.1-2003 «Система вузовской документации. Основные положения».

4.2. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального обра­зования к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему. Утвержден 12.08.94. № 940.

4.3.ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профес­сионального образования. Приложение к Приказу Госкомвуза России от 05.08.94. № 100.

4.4. Учебные планы специальности 030301 «Психология».

5. ТРЕБОВАНИЯ

Курс истории психологии является составной частью блока фунда­ментальных общепсихологических дисциплин, определяющих подго­товку профессиональных психологов. Предполагается изучение дис­циплины после прохождения курса общей психологии.

В результате изучения дисциплины «История психологии» студент должен

знать:

- основные понятия и закономерности в области истории психологии и как универсальной науки о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории;

- фундаментальные исследования и ориентироваться в основных проблемах истории психологии;

- усвоить основные положения, значимые для понимания психологических данных;

- историю развития и современные представления об антропологии;

- основные принципы, предмет и методы исторических исследований в психологии;

- понимать современную ситуацию, обусловленную историческим ходом развития науки;

- этические, социальные, юридические проблемы современных антропологических исследований.

— овладеть системой историко-психологических знаний;

— приобрести умение критически анализировать первоисточники, созданные в различные эпохи.

уметь:

- анализировать социально-психологические, культурно - исторические, личностные детерминанты возникновения психологических воззрений, теорий, школ;

- выделять основные черты, предмет и методы психологического направления, характеризующие его содержание;

- самостоятельно анализировать психологические подходы, их практическая значимость на современном этапе развития психолого-педагогической науки и практики.

владеть:

- навыками критического анализа первоисточников;

- понятийным аппаратом данной дисциплины, некоторыми методами определения исторических особенностей в психологической науки;

- навыками логического выстраивания эмпирического исследования с учетом полученных базовых знаний по истории психологии.
6. Содержание

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование темы

Кол-во час.

1

3

Предмет и задачи истории психологии. Функции истории психологии в современной психологической науке.

Развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании. Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку.

2

Развитие психологии до периода открытого кризиса. Зарубежная психология до периода открытого кризиса.Бихевиоризм. Психоанализ и нейрофрейдизм.

2

Гештальтпсихология. Французская социологическая школа. Описательная психология. Развитие отечественной психологии. Идеология и психология.

2

Поведенческое направление. Культурно-историческая теория. Развитие деятельностного подхода.

2

Комплексные и системные подходы в отечественной психологии. Психология установки.

2

Теория планомерного формирования умственных действий. Современное состояние зарубежной психологии.

2

Межкультурные исследования.

2

Гуманистическая психология. Логотерапия. Когнитивная психология.

2




18


^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:

              1. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М.: Педагогическое общество России, 1999.(16)

  1. История психологии. XX век: Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.(1)

  2. Морозов А.В. История психологии : учеб. пособие для вузов .-М.: Академ. Проект,2003.-287с.-(Gaudeamus).-ISBN 5-8291-0273-0.(25)

  3. Марциновская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студентов вузов.-4-е изд., стер.-М.:Академия,2004.-539с.-(Высшее профессиональное образование).-ISBN 5-7695-1994-0.(6)


Дополнительная литература:

  1. Петровский А.В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967.

  2. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997.

  3. Шулъц Д., Шулъц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.

  4. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

  5. Августин Аврелий. Исповедь. Кн. X. Любое издание.

  6. Аристотель. О душе // Соч. М.: Мысль, 1974. Т. 1. Кн. 1. Гл. 1; Кн. 2. Гл. 1, 2, 12.

  7. Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагоги­ка-Пресс, 1993. Гл. 3. Разд. 6—8,

  8. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.

  9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Отрывки. Любое издание.

  10. Декарт Р. Страсти души. Ч. 1 // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1.

  11. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. Гл. XI, XII, XXIV, XXVI.

  12. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 1. Кн. 2. Гл.1. § 1-10; Гл. 33.

  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. Гл. 3, 4.

  14. Платон. Федон. Апология Сократа. Любое издание.

  15. Потебня А.А. Мысль и язык // Слово и миф. М.: Правда, 1989. Гл. X.

  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Любое издание. Ч. 1. Гл. 1. Ч. 4; Гл. XV, XVI.

  17. Сеченов ИМ. Рефлексы головного мозга. Любое издание.

  18. Спиноза Б. Этика. Отрывки. Любое издание.

  19. Уотсон Дж. Бихевиоризм // История психологии. XX век: Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Академический проект; Екате­ринбург: Деловая книга, 2002.

  20. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров // Доминанта. М.;Л.: Наука, 1966.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://flogiston.ru (неофициальный сайт факультета психологии МГУ),

http://voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»),

http://psychol.ras.ru/08.shtml («Психологический журнал»),

http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html («Вестник Московского университета» Серия 14. Психология),

http://imaton.spb.ru (Институт практической психологии ИМАТОН),

http://www.psychology.ru/whoswho/ (Выдающиеся психологи XX столетия. Галерея психологов).
^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

Доклады и сообщения по курсу «История психологии» являются видом индивидуальной работы студентов, требующей специальной проработки соответствующего материала, литературы, и затрагивает наиболее сложные проблемы актуальных проблем антропологии. Работа над док-ладами и рефератами требует от студента активной поисковой деятельности, определения и аргументации собственного взгляда на проблему, умение ориентироваться в научных школах и направлениях современной антропологии, способствует формированию научного мировоззрения, публичное выступление с докладом воспитывает логику мышления и культуру речи будущего специалиста.

Темы докладов и сообщений

1. Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний

2. Методологические подходы в определении предмета истории науки: достоинства и недостатки

3. Идеология и психология

  1. Повышение объективности историко-психологического исследования: пути и способы

  2. Особенности применения метода планирования историко-психологического исследования

  3. Метод проблемологического анализа в изучении динамики психологического познания об индивидуальности человека

  4. Позитивные и негативные тенденции современного развития историко-психологических исследований

  5. Мифологическое мышление в психологии: идеи и характеристики

  6. Рациональное философское мышление как достижение античных мыслителей

  7. "Протофилософский" этап развития античной психологии: истоки и достижения

  8. Основные психологические идеи ионийской философской школы

  9. Достижения италийской школы в философии в психологическом аспекте

  10. Творчество Платона и его значение для психологии

  11. Аристотель как основоположник современной психологии

  12. Сопоставительный анализ психологических взглядов Аристотеля и Платона

  13. Характеристика эллинистической психологической мысли

  14. Блаженный Августин и значение его творчества для развития психологических идей

  15. Развитие научного познания в Средние века: основные направления и идеи

  16. Христианская антропология как основа средневекового мышления

  17. Общая характеристика философско-психологической мысли Средневековья

  18. Фома Аквинский: жизнь и учение

  19. Вильям Оккам и его идеи

  20. Пьер Абеляр как исследователь жизненного пути человека

  21. Роджер Бэкон как основатель опытной науки

  22. Причины расцвета аристотелизма на рабском Востоке

  23. Восточный перипатетизм как философско-психологическое учение

  24. Аль Фараби как "второй Аристотель" - жизнь и творчество

  25. Идейно-теоретические основания арабоязычной философии и психологии

  26. Биография и психологическое наследие Ибн Сины

  27. Ибн Рушд как основоположник аверроизма

  28. Вклад в развитие психологического знания Ибн Аль-Хайсама

  29. Характеристика основных особенностей эпохи Возрождения

  30. Гуманистические идеи о человеке эпохи Возрождения

  31. Основные морально-философские и психологические воззрения периода Возрождения

  32. Психологические идеи в педагогических произведениях эпохи Возрождения

  33. Я.А. Коменский - выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения

  34. Литература периода Возрождения как источник психологических идей

  35. Философские и психологические идеи Бернардино Телезио

  36. Джироламо Фракасторо: биография, творчество, психологические идеи

  37. Жизнь и творчество Пьетро Помпонацци

  38. Психологические идеи Леонардо да Винчи

  39. Методология научного познания в трудах Галилея

  40. Психологические идеи в трудах Галилея

  41. Декарт и Гоббс - сходство и различие психологических идей

  42. Учение о страстях Декарта: основные идеи и их обоснование

  43. Вклад Гоббса в развитие психологического познания

  44. Спиноза как представитель рационалистического подхода в европейской философии

  45. Спиноза - жизнь и творчество: основные идеи в развитии психологического знания

  46. Трактовка соотношения души и тела у Лейбница

  47. Механистическая картина человека: суть основных идей и положений

  48. Разработка проблемы метода научного познания в Новое время

  49. Психологическое наследие Ф. Бэкона

  50. Психофизиологические идеи Р. Декарта

  51. Творческое наследие Дж. Локка в области психологии

  52. Влияние Ньютона на развитие научного познания

  53. Научные идеи Д. Гартли и их значение в развитии психологического знания

  54. Как обосновывал Гартли детерминистическое объяснение психики?

  55. Система философских и психологических взглядов Дж. Беркли

  56. "Трактат о человеческой природе" Д. Юма как основа эмпиризма в психологии

  57. Психологическое наследие французских энциклопедистов

  58. Дени Дидро: жизнь, идеи, учение

  59. Сенсуалистическая концепция Кондильяка: основополагающие идеи и влияние на психологию

  60. Вклад Гельвеция в развитие психологического знания

  61. Гольбах и его понимание внутреннего мира человека

  62. Ж. Руссо и его система психолого-педагогических взглядов

  63. И. Кант и его критическая философия: идеи и влияние на развитие научного познания

  64. Основные отличия научной картины мира в XVIII и XIX вв.

  65. Характерные черты развития философско-психологической мысли первой половины XIX в.

  66. И. Гербарт и его вклад в развитие психологической мысли

  67. Творческое наследие Гегеля и его значение для развития психологического знания

  68. Л. Фейербах как представитель классической немецкой философии

  69. Психологические идеи в творчестве Шеллинга

  70. Жизнь и научное творчество И. Мюллера

  71. История становления и развития френологии

  72. Психологические идеи в работах отечественных физиологов в исследуемый период

  73. Социокультурные и общенаучные условия развития психологии во второй половине XIX в.

  74. Позитивная философия О. Конта и его понимание задач психологии.

  75. Психологические взгляды Шопенгауэра

  76. Революционные демократы и их философско-психологические идеи о человеке

  77. Антропологический принцип в отечественной науке: история, идеи, представители

  78. Герцен как психолог - система взглядов и идей

  79. Предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки в анатомо-физиологических и медицинских науках

  80. В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии

  81. Эволюционная теория Дарвина и ее значение для развития психологических идей

  82. А.А. Потебня -выдающийся лингвист и философ конца XIX в.

  83. История формирования и развития психофизики

  84. Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца XIX в.

  85. Творчество В. Вундта и его значение для психологии

  86. Творческая биография Сеченова и его вклад в развитие психологии

  87. Основные идеи и положения рефлекторной теории психического И.М. Сеченова

  88. Физиологические открытия И.М. Сеченова и их значение для психологии

  89. Сходство и различие психологических взглядов Вундта и Брентано

  90. Дискуссия между Сеченовым и Кавелиным о природе психического

  91. Диалектика материального и духовного в полемике Чернышевского и Юркевича

  92. Вклад Спенсера в развитие ассоцианистской теории и психологии как науки

  93. Сопоставительный анализ программ развития психологии в конце XIX в.

  94. Психологические взгляды К. Д.Кавелина

  95. Структурализм и функционализм в психологии: идеи и люди

  96. Общенаучная и социо-культурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца XIX - начала XX в.

  97. Основные этапы кризиса методологических основ в психологии и их влияние на последующее развитие психологии

  98. Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном

  99. Бихевиоризм - история формирования и основные идеи

  100. Рефлексология как наука о поведении человека: история формирования и ключевые положения

  101. Теория оперантного научения Скиннера как вариант бихевиоризма

  102. У истоков психоанализа - история науки о бессознательном

  103. Научные идеи и вклад в развитие психологии А. Адлера

  104. Научные идеи и влияние на развитие психологии К. Юнга

  105. Э. Дюркгейм и его психологическое наследие

  106. В. Дильтей как основоположник "философии жизни"

  107. Жизнь и научное творчество Э. Шпрангера

  108. История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России

  109. Характеристика отечественного психологического знания в периодической печати начала XX в.

  110. Значение экспериментальных методов в становлении и формировании психологии как самостоятельной научной дисциплины

  111. Психологическая составляющая в деятельности российских научных обществ

  112. Научная и просветительская деятельность Московского психологического общества

  113. Основные предпосылки внедрения эксперимента в психологические исследования

  114. В.М. Бехтерев как основоположник комплексных исследований в российской психологии

  115. Основные вехи развития святоотеческих психологических воззрений в конце XIX- начале XX вв.

  116. Характеристика базовых идей святоотеческой (богословской, духовной) психологии

  117. С.Л. Франк как известный психолог

  118. Зарубежная деятельность психологов, насильно высланных из Советской России.

  119. Основные этапы в развитии отечественной психотехники и психотехнического движения и их характеристика.

  120. Основные этапы в развитии отечественной педологии и педологического движения и их характеристика.

  121. Поведенчество и формы его реализации в советской послереволюционной психологии.

  122. Пропаганда марксистской методологии и ее внедрение в психологические исследования.

  123. Деятельность В.М. Бехтерева по формированию советской психологической науки и обоснование им рефлексологии.

  124. Роль и значение К.Н. Корнилова в формировании марксистских основ советской психологии.

  125. Основные вехи формирования и развития психоанализа в России.

  126. Теоретические достижения послереволюционной психологии в разработке методологических основ психологии.

  127. Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку методологических проблем советской психологии.

  128. Содержательные и организационные изменения в советской психологии в период Великой отечественной войны

  129. Работа психологов по восстановлению боеспособности бойцов и трудоспособности раненых в годы войны: теоретические подходы и практические методики

  130. Деятельность А.Р. Лурии в годы войны

  131. История организации Академии педагогических наук

  132. История формирования и развития нейропсихологических исследований в нашей стране.

  133. К истории формирования военной психологии в годы Великой Отечественной войны.

  134. Роль и значение историко-психологических исследований в формировании морального духа советских людей в годы Великой отечественной войны

  135. Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е гг. XX в.

  136. Формирование отраслевой структуры психологии в 60-е гг. XX столетия

  137. Разработка методологических принципов в психологии: история идей

  138. Проблема закона в психологии и ее разработка в отечественной психологии в 60-80-е гг. XXв.

  139. Разработка и уточнение категориально-понятийного аппарата психологической науки: история и подходы

  140. Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии

  141. Проблема развития психики и вклад А.Н. Леоньева в ее изучение

  142. Вклад Б.Ф. Ломова в развитие психологической науки

  143. Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания

  144. К. Хорни и ее вклад в разработку проблем психологии

  145. Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности

  146. Э. Фромм и его "гуманистический психоанализ"

  147. Представления о сущности человека в концепции Э. Фромма

  148. Достоинства и недостатки необихевиоризма

  149. Гештальтпсихология: история формирования и ключевые представители направления

  150. Формирование и развитие гуманистической психологии

  151. Теория потребностей Маслоу

  152. Самоактуализирующаяся личность: особенности и пути формирования

^ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. В чем состоит отличие психологического знания от психологического познания?

2. Какие формы существования психологического знания представлены в современном общественном и индивидуальном сознании?

3. Укажите основные подходы в определении предмета истории науки

4. Перечислите особенности предметной области истории психологии

5. Опишите основные методологические принципы истории психологии

6. Охарактеризуйте самостоятельные методы истории психологии

7. Перечислите признаки (характеристики) мифологического мышления

8. Каковы причины зарождения рациональной картины мира?

9. Что характеризует рациональное мышление?

10. Что характеризует Милетскую философскую школу?

11. Расскажите о творчестве мыслителя, считающегося вершиной Милетской школы

12. Что характеризует творчество Анаксагора?

13. Укажите основные позиции учения Демокрита.

14. Чем творчество Сократа важно для психологического знания?

15. Чем характеризуются "идеи" Платона?

16. Как Платон доказывал бессмертие души?

17. Что привнес в развитие психологического знания Аристотель?

18. Что доказывал Плотин (в области психологических идей)?

19. Дайте общую характеристику средневекового мышления

20. Чем характеризуется христианская антропология?

21. Как описывается путь духовного совершенствования в Средние века?

22. Что выступает идеалом познания в Средневековье?

23. Чем отличаются два основных течения схоластики?

24. Укажите основные взгляды Фомы Аквинского на природу души

25 Чем характеризуются взгляды В.Оккама и Д.Скотта?

26. Какие подходы в понимании человека формируются в арабоязычной культуре?

27. Проанализируйте основные постулаты учений арабских мыслителей

28. Какие идеи лежали в основании учения Ибн Сины?

29. Охарактеризуйте основные психологические идеи Ибн Сины

30. Как решал Ибн Рушд проблему "активного" и "пассивного" ума?

31. Кто из арабских мыслителей специально занимался проблемой зрительного восприятия?

32. Укажите основные черты культуры Возрождения

33. Как решалась проблема личного достоинства в работах П. Браччолини?

34. В чем состоял новый взгляд на человека в трудах мыслителей Возрождения?

35. В чем состояли взгляды Д. Фракасторо в области теории образов?

36. Какая проблема была основной в творчестве Помпонацци?

37. О каких трех видах разума говорил Помпонацци?

38. Что является высшей ценностью у Леонардо да Винчи?

39.Как рассматривал соотношение теории и практики Леонардо да Винчи?

40. В чем суть взглядов на науку Галилея?

41. Охарактеризуйте концепцию двух истин Галилея

42. Какие два направления в методологии науки противостояли друг другу в исследуемый период?

43. Чем отличаются резолютивный и композитивный методы познания?

44. Что считает идеалом науки Ф. Бэкон?

45. Какие ложные понятия, "идолы", выделяет Бэкон?

46. Какому методу познания отдавал предпочтение Бэкон?

47. Какие правила, которыми должен руководствоваться исследователь, чтобы достичь объективности, выделяет Декарт?

48. Кто обосновал психологию как науку о сознании?

49. Какие научные достижения оказали наиболее сильное влияние на Декарта?

50. Кто из современников критиковал Декарта?

51. Какие уровни познания выделяет Локк?

52. В чем суть монадологии Лейбница?

53. В чем состоял основной идеал эпохи Просвещения?

54. Перечислите "правила философского рассуждения" Ньютона

55. Какую классификацию идей исходя из прагматического критерия предлагает Гельвеций

56. Чем характеризуется "естественный человек" Руссо?

57. Кто из представителей эпохи Просвещения обосновал идею о том, что мышление есть функция мозга?

58. Чем характеризуется философская концепция И. Канта?

59. Какие формы чувственности выделяет Кант?

60. В чем заключаются изменения в научном познании в начале XIX в.?

61. Какие изменения отмечаются в ассоцианизме в начале XIX в.?

62. В чем суть положений Гербарта о представлениях?

63. Какие психологические идеи содержатся в трудах немецких философов в исследуемый период?

64. Какие достижения физиологии первой половины XIX в. повлияли на развитие психологии?

65. В чем состоит значение идей И. Мюллера для психологии?

66. Достоинства и недостатки френологии Галля

67. Укажите основные достижения отечественных физиологов первой половины XIX в.

70. В чем значение учения Дарвина для психологии?

71. В чем суть основного психофизиологического закона?

72. В чем состоял кризис в психологии конца XIX - начала XX в.?

73. Чем характеризовался период "открытого кризиса" в психологии?

74. Какие три сферы психики выделял Фрейд и как они соотносились между собой?

75. Какие условия, способствующие появлению чувства неполноценности, выделяет Адлер?

76. Дайте характеристику ключевых идей французской социологической школы

77. Перечислите и проанализируйте показатели роста значения психологии в общественной жизни российского общества начала XX в.

78. В чем состояла, по мнению В.М. Бехтерева, суть комплексного подхода к изучению психики человека?

79. В чем состояли особенности развития психоанализа в советской психологии?

80. Перечислите основные методологические положения, разработанные в послереволюционный период развития советской психологии и составившие ее теоретическое основание.

81. Какие достижения в разработке теоретико-методологических основ психологии характеризуют период 60-80-х гг. XX столетия?

82. Укажите основные идеи (концепты) гуманистической психологии

^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. Представитель гилозоизма, по которому космос – это "образ вечно живого огня", а душа – искра его (закон Логос):

а) Пифагор; б) Гераклит; в) Демокрит; г) Гиппократ.

  1. С его именем связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов (пропорции "соков" в организме).

а) Гиппократ; б) Гераклит; в) Аристотель; г) Гален.

  1. Афинский философ, который признал началом разум, благодаря чему из хаоса возникают целостные вещи:

а) Сократ; б) Анаксагор; в) Аристотель; г) Платон.

  1. "Учителями мудрости" назывались философы:

а) Стоики; б) Эпикурейцы; в) Софисты.

  1. Впоследствии его стали называть пионером психотерапии, цель которой с помощью слова обнажить то, что скрыто под покровом сознания:

а) Анаксагор; б) Плотин; в) Платон; г) Сократ.

  1. Всякое знание, согласно ему, есть воспоминание. Душа – есть созерцательница идей:

а) Плотин; б) Аристотель; в) Платон; г) Сократ.

  1. Феномен, описанный этим философом, известен современной психологии как внутренняя речь:

а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель; г) Демокрит.

  1. Он создал свою школу на окраине Афин, названную Ликеем. Его психологическое учение строилось на обобщении биологических фактов:

а) Пифагор; б) Аристотель; в) Гераклит; г) Плотин.

  1. Смысл учения этой школы заключался в том, чтобы, проникнувшись страхом, люди спасались от него:

А) школа Эпикура; б) школа стоиков; в) "Софисты"; г) школа Аристотеля.

  1. Согласно его учению: тело – это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть пневма:

а) Гален; б) Плотин; в) Филон; г) Августин.

  1. Древнегреческий философ – основатель в Риме школы неоплатонизма. Им был утвержден принцип абсолютной нематериальности души:

а) Платон; б) Плотин; в) Августин; г) Аристотель.

  1. Созданный им "Канон медицинской науки" обеспечил ему – по свидетельству историка – "самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков":

а) Гален; б) Гиппократ; в) Авиценна; г) Аверроэсу.

  1. Этот особый тип философствования с XI до XVI в. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения:

а) томизм; б) схоластика; в) номинализм; г) софизм; д) все ответы неверны.

  1. Его учение отстаивало только одну истину – религиозную, "нисходящую свыше", считал, что разум должен служить ей так же, как и религиозное чувство:

а) Ф. Аквинский; б) Августин; в) Аристотель; г) Плотин.

  1. Эта концепция превратила великого древнегреческого философа в столп богословия, в "Аристотеля с тонзурой":

а) томизм; б) номинализм; в) ислам.

  1. Он ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии XVII в.:

а) Декарт; б) Гарвей; в) Ф.Бекон; г) Дж.Локк.

  1. Этому врачу–философу принадлежит формула, согласно которой, мышление – это функция мозга:

а) Гельвеций; б) Дидро; в) Кабанис; г) Гольбах.

  1. В его трактате "Основания новой науки об общей природе вещей" (1725) выдвигалась идея, что каждое общество проходит через три эпохи: богов, героев и людей:

а) Леонардо да Винчи; б) Д. Вико; в) И. Гердер; г) Кондорсе.

  1. Он предложил "карту головного мозга", согласно которой различные способности размещены в его определенных участках:

а) П. Флуранс; б) Ф. Галль; в) И. Мюллер; г) Беркли.

  1. По представлениям этого английского ученого, сознание – ментальная машина, и никаких врожденных идей у субъекта не существует:

а) Т. Браун; б) Дж. Милль; в) Дж. Стюарт; г) Гербарт.

  1. Им был открыт закон сохранения энергии:

а) Г. Гельмгольц; б) Ф. Дондерс; в) Э. Вебер; г) Г. Фехнер.

  1. Согласно теории этого ученого, начальным звеном рефлекса является не внешний, механический толчок, а раздражитель – сигнал:

а) Брентано; б) Сеченов И.М.; в) Вундт; г) Дарвин.

  1. Этот подход стали называть "психологией без психики":

а) функционализм; б) рефлексология; в) бихевиоризм; г) психоанализ.

  1. "Теория поля" принадлежит:

а) Келеру; б) Левину; в) Скиннеру; г) Жене.

  1. Им была основана идея, согласно которой "только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию" :

а) Корнилов К.Н.; б) Челпанов Г.И.; в) Выготский Л.С.; г) Сеченов И.М.

  1. Все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности, эта мысль принадлежит:

а) Сеченову; б) Павлову; в) Леонтьеву А.Н.; г) Выготскому Л.С.

  1. Наука, выдвигавшаяся как альтернатива психологии на "Павловской" сессии:

а) философия; б) физиология; в) педология; г) психотехника.

  1. Предмет исследования после "Павловской" сессии:

а) педагогика; б) педология; в) дифференциальная психофизиология; г) социальная психология.

  1. Что является существенным современным фактором, влияющим на развитие психологии в США:

а) дискриминация женщины; б) путь к равноправию; в) гипотеза вариабельности; г) политика идентичности.

  1. В чем кризисное состояние общества для массового сознания:

а) глобальная ломка устоявшихся стереотипов; б) изменение системы ценностей; в) кризис идентичности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Вопросы к ЭКЗАМЕНУ по дисциплине

  1. Предмет и задачи истории психологии.

  2. Основные этапы развития психологии.

  3. Древние учения: гилозоизм и анимизм.

  4. Аристотель, его вклад в развитие науки.

  5. Учение Гераклита (закон Логоса), Демокрита, Анаксагора.

  6. Гиппократ и учение о темпераментах.

  7. Учение Сократа, Платона.

  8. Школы Стоиков и Эпикура.

  9. Учение Филона, Плотина, Августина.

  10. Расцвет арабоязычной науки.

  11. Представители исследований в области естественнонаучных знаний в эпоху средневековья (Авиценна, Авероэсу, Альгазен и т.д.)

  12. Психологические идеи средневековой Европы.

  13. Идеология мыслителей в эпоху Возрождения.

  14. Открытие рефлекса (Декарт).

  15. Механика и наука о поведении человека в эпоху Нового времени.

  16. Доктрина новой психологии: дуализм души и тела. (Лейбниц, Гоббс, Локк и др.)

  17. Понятие об ассоциациях (Гартли, Беркли и Юма, Браун, Стюарт, Милль.)

  18. Теория эволюции Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии.

  19. Экспериментальные работы Вебера, Фехнера, Дондерса, Гельмгольца, Флючера и др. Их роль в определении предмета, метода и задач психологии и пути ее развития.

  20. Учение основоположников экспериментальной и дифференциальной психологии (Эббингауз, Торндайк, Гальтон, Бине и др.)

  21. Основатели основных подходов и идей функционализма.

  22. Новизна подходов работ Павлова и Бехтерева к предмету психологии.

  23. Основные идеи направлений: гештальтизм, фрейдизм, бихевиоризм, психоанализ. Их представители.

  24. Эволюция школ и направлений (необихевиоризм, оперантный бихевиоризм, неофрейдизм, реактология)

  25. Гуманистическая психология. Ее представители.

  26. Русская психология в XVIII-XIX веках. Основные идеи русских мыслителей, их подходы к психологии.

  27. История психологии в России XIX века. Основные события и нововведения в этот период.

  28. Педология как наука. Крах и его последствия.

  29. Развитие советской психотехники. Ее задачи на этот период.

  30. Специфика развития советской психологии в 20-е годы.

  31. Павловская сессия и ее роль на дальнейшее развитие психологии.

  32. Первые психологические лаборатории, создаваемые в России и на Западе.

  33. Различие и сходство в развитии западной и советской психологии.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Целью данного курса является ознакомление студентов с предметом социальной антропологии, проблематикой и содержанием основных направлений...

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconУсловное обозначение программы рп шифр специальности 0303010. 65...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconУсловное обозначение рабочей программы рп шифр специальности 030301....
Программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо для...

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Целью данного курса является формирование у студентов представления о роли больших социальных групп в развитии личности и их значения...

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconУсловное обозначение рабочей программы рп шифр специальности 030...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную