Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология»




Скачать 219.63 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология»
Дата публикации30.04.2014
Размер219.63 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
exam-ans.ru > Психология > Программа дисциплины



1. Наименование и область использования
1.1. Наименование дисциплины – Психология труда

1.2. Условное обозначение программы – РП

1.3. Шифр специальности – 0303010.65

1.4. Номер программы - ОПД. Ф.15

1.5. Аббревиатура кафедры – ОП

1.6. Год разработки - 2010
2. ОСНОВАНИЕ

2.1. Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта ВПО по специальности 030301.65 «Психология» по циклу общеобразовательных дисциплин (ОПД.Ф.15) от 17 марта 2000 г.

2.2. Утвержденные учебные планы специальности 030301.65 «Психология» в соответствии с ГОС ВПО – 2000.

2.3. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

2.4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию - 2003.

2.5. Стандарт АГТУ 02-2000.
^ 3. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

Цель дисциплины — сформировать у обучающихся специалистов пред­ставление об основах психологии труда, а также познакомить их с практическими методами профессионального консультирования.

^ Задачи дисциплины:

- знакомство с теоретическими основами психологии труда;

- знакомство с основными методами психологических наук о развитии человека в труде;

- знакомство с методами активизации и самоактивизации профессионального самоопределения;

- мобилизация студентов на самостоятельное освоение теоретических положений и практических методов профессионального самоопределения.

Методы и средства проведения занятий: дисциплина построена на сочетании лекционных (теоретических) и практических форм работы. Используются следующие основные формы и методы: лекции, семинары, дискуссии, упражнения с элементами деловых игр, выполнение студентами отдельных заданий.

^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Данный курс читается в течение 6 семестра на третьем году обучения, так как требует определенной теоретической подготовки студентов, которая дается в рамках курса «Общая психология», «Общий психологический практикум» и др. дисциплины.
4. ИСТОЧНИКИ

4.1. Стандарт АГТУ 01.1-2003 «Система вузовской документации. Основные положения».

4.2. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального обра­зования к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему. Утвержден 12.08.94. № 940.

4.3.ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профес­сионального образования. Приложение к Приказу Госкомвуза России от 05.08.94. № 100.

4.4. Учебные планы специальности 030301 «Психология».

5. ТРЕБОВАНИЯ

В результате прослушивания курса студенты должны:

  • знать о принципах и методах психологии труда;

  • знать о профессиональных особенностях психических процессов и свойств личности;

  • знать о принципах и методах профессиографии,

  • знать структуре профессиограмм;

  • знать о содержании, формах и методах профориентационной работы;

  • знать о психологических основах организации трудовой деятельности;

  • об основных закономерностях формирования навыков, умений и профессионального мастерства, индивидуального мастерства;

  • уметь выделять требования, предъявляемые профессией к психологическим особенностям и свойствам личности;

  • уметь составлять профессиограмму,

  • уметь выявлять изменения в состоянии работоспособности и предупреждать развитие утомления и монотонии;

  • уметь оптимизировать формирование навыков, умений и профессионального мастерства.


^ Календарный план.

Наименование темы

Кол-во час.

История и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Методы психологии труда .Психологическое профессиоведение


2

Эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты. Субъект труда и его структура

2

Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. Развитие человека как субъекта труда

2

Индивидуальный стиль трудовой деятельности. Психология профессионального самоопределения. Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.

2

Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров

Психодиагностические методики для профессионального самоопределения и работы с персоналом. Психология профессиональной работоспособности

2

Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; Профессиональные конфликты Психология безопасности в труде.

2




12



^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ.

Доклады и рефераты по дисциплине «Психология труда» являются видом индивидуальной работы студентов, требующей специальной проработки соответствующего материала, литературы, и затрагивает наиболее сложные проблемы актуальных проблем психологии труда. Работа над докладами и рефератами требует от студента активной поисковой деятельности, определения и аргументации собственного взгляда на проблему, умение ориентироваться в научных школах и направлениях, способствует формированию научного мировоззрения, публичное выступление с докладом воспитывает логику мышления и культуру речи будущего специалиста.
^

Темы докладов и рефератов:


  1. Психологические знания о труде в контексте непсихологических дисциплин (варианты: философии, экономики, производственных технологий, юриспруденции).

  2. «Точки роста» психологии труда в современных условиях («сгустки» психологических вопросов, задаваемых практикой).

  3. Варианты психологических бесед и требования к ним.

  4. Технические средства психологического наблюдения и наблюдатель.

  5. Практические методы психологии в свете морали и права.

  6. Возможные последствия игнорирования психических регуляторов трудовых процессов.

  7. Последовательность необходимых эргатических функций для производства такого продукта, как реферат студента.

  8. Система желательных средств труда психолога в роли консультанта по выбору профессии.

  9. Субъект труда и идея его разностороннего развития.

  10. Субъективная значимость труда.

  11. Удовлетворенность трудом и мотивация - пути их повышения.

  12. Типичные внутрисубъектные рассогласования студентов и возможные пути помощи им.

  13. Типичные внутрисубъектные рассогласования начинающих профессионалов (молодых специалистов).

  14. Индивидуальный стиль саморегуляции работника.

  15. Пути коррекции индивидуального стиля труда.

  16. Способности к управленческой деятельности: общие и специальные.

  17. Теории лидерства и стили управления.

  18. Пути коррекции индивидуального стиля поведения в конфликте.

  19. Произвольные и непроизвольные функциональные состояния.

  20. Монотония и особенности утомления в состоянии монотонии.

  21. Рабочая нагрузка и ее измерение.

  22. Личность и ее поведение при адаптации к профессиональным стрессам.

  23. Нормирование и безопасность труда с точки зрения психологии труда.

  24. Типы и уровни самоопределения человека.

  25. Профессиограмма и психограмма.

  26. Анализ профессиональной деятельности как системы.

  27. Основные характеристики систем «человек – машина».

  28. Инженерно-психологические основы проектирования и эксплуатации сис­тем «человек – машина».

  29. Проблемы взаимодействия человека с компьютером.

  30. Соотношение понятий: профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, карьера, профориентация, профес­сиональный выбор.

  31. Понятие «активизирующая профконсультационная методика».

  32. Основные концептуальные установки профконсультанта.

  33. Профконсультация как взаимодействие психолога-консультанта с клиентом (оптантом).

  34. Основные подходы (стратегии) профконсультационной помощи.

  35. Типы профессиональных консультаций.

  36. Общее представление о профконсультационной методике.

  37. Основные группы методов практической профориентаций.

  38. Этические противоречия и проблемы профессионального самоопределения.

  39. Групповые методы активизации профессионального само­определения.

  40. Методы активации профессионального самоопределения и индивидуальной работе с клиентом.

  41. Основы организации и планирования профконсультацион­ной работы.

  42. Естественный профессиональный отбор и его последствия.

  43. Основные компоненты пригодности человека к работе.

  44. Теория и практика формирования внешних условий и средств труда сообразно особенностям трудящегося человека.


Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Какие исторические и экономические факторы повлияли на возникновение и развитие психологии труда?

  2. Основные этапы развития психологии труда в России.

  3. Что является предметом психологии труда, ее основными проблемами и задачами?

  4. Что такое эргономика и психотехника?

  5. Зачем психологу-практику теоретическая подготовка?

  6. В чем различие таких понятий, как метод, методика, процедура, методология?

  7. Чем отличаются и какими бывают простые и сложные теоретические объекты?

  8. Кто такой оптант?

  9. В чем состоят особенности применения традиционных методов в психологии труда? Что это за методы?

  10. Какие вы знаете специальные методы психологии труда?

  11. Можно ли считать применение преобразующих методов психологии труда манипулированием людьми?

  12. Можно ли сказать, что учеба — это не труд и почему?

  13. Пенсионер — это профессия? Почему?

  14. Зачем психологии труда изучать психические регуляторы труда? На какие группы их можно разделить?

  15. Зачем психология труда изучает распределение функций в эргатических системах? Что это за функции?

  16. Приведите примеры соотношения профессии и специальности.

  17. Может ли быть продуктом труда душевное состояние?

  18. Определите по своему усмотрению один из возможных трудовых постов психолога-практика и проанализируйте его согласно структуре трудового поста.

  19. В чем заключается «золотое правило» психологии труда? Поясните отдельно каждый из новых терминов, использованных Вами при объяснении.

  20. Как соотносятся понятия карьеры и профессионального са­моопределения?

  21. Правомерно ли говорить о профконсультации применитель­но к младшему школьному возрасту? Почему?

  22. Что такое совокупный субъект профессионального самооп­ределения?

  23. Можно ли говорить о труде без осознанной цели деятельно­сти? Почему?

  24. Можно ли сказать, что субъектом деятельности летчика-пилота становится вся система взаимодействия человека с техни­кой (с управляемым самолетом)? Почему?

  25. Взяв за основу «событийный подход» в профессиональном самоопределении, составьте из обычных событий (не менее 15) жизнь воображаемого человека, живущего в современной России от момента окончания школы до старости.

  26. Какие противоречия (между чем и чем) могут возникнуть в развитии и функционировании профессионала, к чему они могут привести, как их преодолевать?

  27. Что такое индивидуальный стиль трудовой деятельности? Какой смысл заложили бы вы в это понятие? Почему, что повлияло на ваше мнение?

  28. Какие вы знаете классификации темпераментов и характеров? Вспомните, при рассмотрении какой темы ранее мы касались вопроса характера. Почему он возник вновь?

  29. Можно ли переносить выводы подобных классификаций характеров, сделанных в рамках общей психологии переносить в область психологии труда? Как вы думаете, какие науки о человеке наиболее продвинулись в вопросе определения разных стилей деятельности?

  30. Перечислите возможно подробнее те свои личностные качества, свойства, особенности, которые именно в вашей деятельности можно рассматривать как существенные условия успеха или неуспеха?

  31. Назовите личностные качества, необходимые для руководителя. Чем вы руководствовались, формулируя этот перечень? Как Вы думаете, существует ли какой- либо стабильный список специфических качеств лидера? Почему?

  32. Назовите известные Вам типы (стили) руководителей. Можете ли Вы предложить свою классификацию?

  33. Можно ли предложить классификацию моделей трудовой деятельности общую для руководителей и других работников? Почему?

  34. Приведите примеры разных видов конфликтов из собственного опыта или абстрактные? Расскажите, как Вы вели или повели бы себя в них?

  35. Как Вы думаете, целесообразно ли определять личный стиль поведения в конфликте? Зачем это делать?

  36. Можно ли рассматривать конфликт как процесс?

  37. Расскажите о разных стратегиях преодоления конфликта? Какая из них наиболее привлекательна для Вас? Считаете ли Вы, что существует универсальная стратегия?

  38. Почему иногда в конфликтных ситуациях возникает необходимость в посреднике? В чем смысл его роли в разрешении конфликта?

  39. Сформулируйте основные принципы посредничества. Покажите на примере реальной или абстрактной конфликтной ситуации как должен действовать посредник.

  40. Какие бывают функциональные состояния? Почему вы выбрали именно эти классификации?

  41. Какие основные показатели функциональных состояний интересуют психологию труда? Почему?

  42. Почему работоспособность одно из самых неопределенных понятий в психологии труда? Как его понимаете Вы?

  43. Назовите и коротко охарактеризуйте основные фазы работоспособности, какие факторы влияют на их характер?

  44. Что может предложить психология труда в качестве средств поддержки и повышения работоспособности?

  45. Какие критерии монотонности деятельности вы знаете? Какой наиболее важен для Вас? Приведите примеры монотонной работы, с которой сталкивались Вы лично.

  46. Как по вашему мнению соотносятся понятия рабочее место и трудовой пост?

  47. Как психология труда может помочь в решении проблем профилактики травматизма и аварийности? При объяснении используйте новые термины и поясняйте их смысл.

  48. Как соотносятся понятия профессиограмма и психограмма?

  49. Можно ли сказать, что "формула профессии" — это разно­видность профессиограмм?

  50. Что такое конструктивное профессиографирование?

  51. Назовите основные сложности при профессиографическом изучении профессий «предприниматель» в условиях современной России.

  52. Выберите по своему усмотрению пять различных профессий и проанализируйте их по формуле профессий (или схеме анализа профессии).

  53. Приведите примеры разных типов профессиограмм в зависимости от цели, ради которой они составлялись? Что это за цели?

  54. Приведите примеры профессий, относящихся к разным типам в зависимости от признаков четырехъярусной классификации профессий Е.А. Климова.

  55. Приведите примеры проявления внешней и внутренней активно­сти человека, выбирающего профессию.

  56. По каким критериям можно оценить активизирующий потенци­ал конкретных профконсультационных методик?

  57. Составьте примерный перечень из 10 основных профессио­нально важных качеств для: профконсультанта; учителя математики; директора психологического центра.

  58. Назовите возможные мотивы труда и пути саморазвития профконсультанта.

  59. В чем преимущества и недостатки тестологического подхода в профориентации?

  60. Обозначьте возможности и ограничения использования в профконсультации методик типа 16 ЛФ Кэттелла и ММРI?

  61. Выпишите 10 основных этических принципов для психолога-консультанта и проранжируйте их по степени важности. Чем принципиально отличаются активные и «неактивные» методы профконсультации?

  62. Что (примерно) делать профконсультанту, если клиент отказы­вается самостоятельно размышлять над своими проблемами и не­охотно выполняет предлагаемые ему задания?

  63. Приведите примеры взаимодействия и псевдовзаимодействия психолога-консультанта и клиента?

  64. Перечислите основные требования при составлении про­грамм профориентационной работы с группой и конкретным че­ловеком.

  65. Что нужно знать и уметь психологу-консультанту, чтобы провести трудовую экспертизу?

  66. Что значит термин «треугольник выбора профессии»?

  67. Кто и когда ввел термины «профотбор» и «физиологическая цена деятельности»? поясните их содержание.

  68. Сформулируйте «золотое правило» психологии труда в контексте задач трудовой экспертизы.

  69. Как вы думаете, что можно считать общими признаками соответствия человека работе?

  70. Назовите основные компоненты пригодности человека к работе( профессиональной пригодности)? Какие из них кажутся вам наиболее важными?

  71. Что такое производственная адаптация? Из каких частей она состоит? Какие включает этапы? Какие факторы влияют на эффективность адаптации? Что вы считаете критериями адаптации?

  72. Что такое удовлетворенность трудом? Расскажите о своем опыте удовлетворенности трудом. Как можно измерить удовлетворенность трудом?


^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


  1. Что является предметом психологии труда:

а) Психологическая сущность трудовой деятельности;

б) Особенности личности трудящегося, как её профессиональные способности;

в) Взаимодействие личности трудящегося с производственной средой;

г) Все предыдущие ответы верны.

  1. ^ Какие исторические и экономические факторы повлияли на возникновение и развитие психологии труда:

а) Технический прогресс и рост производства;

б) Увеличение числа свободной рабочей силы;

в) Появление новых исследований в области физиологии человека;

г) Все предыдущие ответы верны.

  1. ^ Каким этапом в развитии отечественной психологии труда стало построение психологии труда в русле психотехники:

а) Первым (до 1918г.);

б) Вторым (1918-1936);

в) Третьим (1937-1949);

г) Четвертым (с1950).

  1. ^ Кто первым ввел термин «психотехника»:

а) Вильям Штерн;

б) Гюго Мюнстенберг;

в) Фредерик Тейлор;

г) Все предыдущие ответы неверны.

^ 5. Какой из следующих методов не является специальным методом психологии труда:

а) Трудовой метод;

б) Метод искусственного изменения структуры действий;

в) Метод критических инцидентов;

г) Все предыдущие ответы неверны.

^ 6. Какой из нижеперечисленных методов применим только для анализа «высших» профессий:

а) Биографический метод;

б) Трудовой метод;

в) Метод критических инцидентов;

г) Метод экспертных оценок.

  1. ^ К основным группам психических регуляторов функционирования и формирования человека как субъекта труда относятся:

а) Образ объекта;

б) Образ субъекта;

в) Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений;

г) Все предыдущие ответы верны;

^ 8. К эргатическим системам относятся:

а) Система «субъект труда - трудовой коллектив - предмет труда - средство труда - производственная среда»;

б) Система «человек-машина»

в) Система «человек – техника - среда»;

г) Все эти системы.

^ 9. Эргатическая функция это:

а) Трудовая функция (человека);

б) Функция средства производства;

в) Функция, характеризующая данную эргатическую систему;

г) Все предыдущие ответы неверны.

^ 10. К какому классу эргатических функций относится выбор и построение режима работы:

а) Функции духовного производства;

б) Функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания;

в) Функции производства упорядоченности социальных процессов;

г) Функции материального производства.

^ 11. К какому классу основных средств труда относятся позы, речи, жесты, выражение лица субъекта труда:

а) Средства воздействия на предметную ситуацию;

б) Внешние функциональные средства труда;

в) Невербальные внутренние функциональные средства труда;

г) Вербальные функциональные средства труда.

^ 12. Что из следующего списка не является средством труда:

а) Термометр;

б) Электродрель;

в) Интонация речи педагога;

г) Груз шофера;

13. Понятие трудового поста ближе всего к понятию:

а) Определенной области приложения сил человека;

б) Целей, представлений о результате труда;

в) Рабочего места;

г) Производственной среды (предметные, информационные, социальные условия труда).

^ 14. Какое из следующих утверждений о сути «золотого правила» психологии труда является неверным:

а) «золотое правило» касается изменений в системе «человек-предмет труда - средство труда - среда»;

б) «золотое правило «касается проблем взаимосоответствия человека и трудового поста;

в) «золотое правило» касается проблемы рассогласования субъективных и объективных целей трудового поста;

г) «золотое правило» касается проблем контрмероприятий при перераспределении функций в эргатической системе или между такими системами;

^ 15. Какое из следующих утверждений относительно этапов развития человека, как субъекта труда (по Е.А. Климову) является неверным:

а) стадия овладения учебной деятельностью предшествует стадии оптанта;

б) стадия адепта наступает после стадии адаптанта;

в) стадия интернала наступает после стадии адаптанта;

г) стадии адепта предшествует стадия оптанта;

^ 16. Какие из перечисленных компонентов не входят в состав уровня деяний в структуре субъекта труда:

а) общие способности (активность, саморегуляция);

б) специальные способности, конкретные мотивы деятельности;

в) характер, как система отношений к разным сторонам действительности;

г) способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях;

  1. К какому типу противоречий в развитии и функционировании профессионала (по А.К Макаровой) можно отнести хорошую память на знаково-символические объекты, общительность, непоседливость и организаторские способности у человека, занятого программированием на ЭВМ:

а) в структуре компетентности;

б) в структуре личностных ценностей;

в) в структуре человека как субъекта деятельности;

г) между особенностями данного профессионала и социальной средой;

  1. ^ На какой ступени иерархии потребностей А. Маслоу находится человек, после долгого пребывания в статусе безработного?

а) Физиологические потребности;

б) Потребность в безопасности;

в) Социальные потребности;

г) Эгоистические потребности.

  1. ^ Что является главным мотиватором в системе трудовых мотиваций М. Вудкока и Д. Фрэнсиса:

а) удобная и чистая столовая;

б) хорошая система медобслуживания;

в) признание и уважение окружающих;

г) владение информацией.

  1. Какая модель трудового поведения лучше всего описывает поведение человека, который часто волнуется по поводу поставленной перед ними цели еще до того, как приступил к ее выполнению:

а) установка на напряжение - поведение пассивное;

б) установка на расслабление - поведение пассивное;

в) установка на напряжение - поведение активное;

г) установка на расслабление – поведение активное.

  1. ^ К какой из четырех концепций лидерства относится континиум стилей лидерства Р. Лайкерта:

а) теория черт;

б) поведенческий подход;

в) ситуационный подход;

г) теория адаптивного руководства.

^ 22. К какой группе качеств руководителя относятся контактность и коммуникабельность:

а) Профессиональных качеств;

б) Личных качеств;

в) Деловых качеств;

г) Все предыдущие ответы верны.

^ 23. Какие из следующих конфликтов не относятся к внешним:

а) Конфликт «выбора наименьшего зла» (ролевой конфликт);

б) Конфликт, вызванный столкновением материальных интересов;

в) Конфликт, вызванный несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения;

г) Конфликт, вызванный стремлением к доминированию.

^ 24. Под каким лозунгом действует практик (классификация типов поведения в конфликтах Н. Обозова):

а) Лучше плохой мир, чем хорошая война;

б) Лучшая защита – нападение;

в) Пускай думает, что он победил;

г) Победитель всегда прав.

^ 25. Что из нижеперечисленного не характеризует деловое обсуждение:

а) Проходит под лозунгом «выигрыш-выигрыш»;

б) Готовность идти на компромисс;

в) Избегание самораскрытия;

г) Поиск общих интересов.

^ 26. Какой из следующих этапов конфликта не является вторым (в различных концепциях):

а) Основная фаза;

б) Апогей;

в) Инцидент;

г) Обнаружение конфликта.

^ 27. От чего зависят функциональные состояния в трудовой деятельности:

а) От цели деятельности человека;

б) От оценки ситуации;

в) От степени данного состояния;

г) Все предыдущие ответы верны.

^ 28. Какая фаза работоспособности не входит в период врабатываемости:

а) Фаза мобилизации;

б) Фаза первичной реакции;

в) Фаза гиперкомпенсации;

г) Фаза субкомпенсации.

^ 29. Какая фаза работоспособности характеризует развитие утомления:

а) Фаза гиперкомпенсации;

б) Фаза компенсации;

в) Фаза субкомпенсации;

г) Все ответы неверны.

^ 30. Что не является психологическим проявлением монотонии:

а) Появление скуки;

б) Быстрое развитие процессов торможения в ЦНС;

в) Резкое снижение интереса к деятельности;

г) Ослабление стимулов к труду.

^ 31. К какому этапу анализа профессиональной деятельности относится методика выделения профессионально важных качеств с помощью аналитического графика (С.М. Борисова):

а) Сбор информации;

б) Составление профессиограммы;

в) Использование профессиограмм;

г) Все ответы неверны.

^ 32. Какая из профессий относится к профессии типа «человек - знаковые системы»:

а) Штурман;

б) Санитар;

в) Журналист;

г) Геолог.

33.Какая из профессий относится к гностической группе (в зависимости от целей труда):

а) Писатель;

б) Программист;

в) Врач;

г) Учитель.

^ 34. Какое противоречие в «треугольнике выбора профессии» решает профессиональное просвещение:

а) Между «хочу» и «надо»;

б) Между «хочу» и «могу»;

в) Между «могу и надо»;

г) Все предыдущие ответы верны.

^ 35. К какому кластеру в структуре профориентационных услуг относится получение информации о вакансиях:

а) Организационно-правовое обеспечение профессиональной адаптации;

б) Первичное информационное обеспечение;

в) Психологическое обеспечение профессионального выбора;

г) Вторичное информационное обеспечение.

^ 36. Какие из профориентационных услуг не относятся к психологическому обеспечению профессиональной адаптации:

а) Помощь в выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности;

б) Обучение навыкам поведения при прохождении конкурса на занятие вакансии;

в) Консультация о том, как следует искать работу;

г) Прояснение профессиональных склонностей.

^ 37. Что не относится к субъективным критериям производственной адаптации:

а) Удовлетворенность своей работы;

б) Стремление совершенствоваться в профессии;

в) Удовлетворенность отношениями в рабочем коллективе;

г) Сознательное соблюдение производственных условий.

^ 38. Первым ввел термин «профотбор»:

а) Вильям Штерн;

б) Гюго Мюнстенберг;

в) Фредерик Тейлор;

г) Все предыдущие ответы неверны.

39. Какой термин характеризует совокупность изменений в организме, вызванных работой:

а) Раздражение;

б) Возбуждение;

в) Напряжение;

г) Утомление.

^ 40. Какой из методов не применяется при отборе персонала:

а) Кадровое интервью;

б) Анкетирование;

в) Имитационное тестирование;

г) Метод стандартных оценок.
^ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

  1. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.

  2. История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.

  3. Методы психологии труда.

  4. Методы построения теории.

  5. Эмпирико-познавательные и конструктивные методы.

  6. Психологические признаки труда. Психические регуляторы труда.

  7. Эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты.

  8. «Золотое правило» психологии труда.

  9. Психология профессионального самоопределения.

  10. Задачи профессионального самоопределения и уровни их решения.

  11. Активность и активизация в профессиональном самоопределении.

  12. Этика профессионального самоопределения.

  13. Развитие человека как субъекта труда.

  14. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.

  15. Субъект труда и его структура.

  16. Подсистема профессионально важных качеств личности (ПВК). Общие и специальные способности.

  17. Система построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).

  18. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

  19. Психологические особенности личности как основа индивидуального стиля. Факторы, влияющие на формирование индивидуального стиля.

  20. Основные модели трудовой деятельности.

  21. Стили руководства.

  22. Профессиональные конфликты.

  23. Понятие конфликта, виды конфликтов. Конфликт как процесс.

  24. Стратегии преодоления конфликта.

  25. Принципы и формы посредничества в конфликтных ситуациях.

  26. Понятие и виды функциональных состояний.

  27. Психология профессиональной работоспособности.

  28. Факторы, влияющие на эффективность работоспособности.

  29. Монотония и утомляемость.

  30. Психология безопасности в труде.

  31. Психологическая профилактика травматизма и аварийности.

  32. Психологическое профессиоведение.

  33. Понятие, принципы и методы профессиографии.

  34. Этапы анализа профессии. Профессиограммы и их виды.

  35. Профессиограмма и психограмма. «Формула профессии».

  36. Психологическая классификация профессий.

  37. Психологическая профконсультация как процесс взаимодействия консультанта и самоопределяющегося человека.

  38. Основные группы методов профориентации.

  39. Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.

  40. Трудовая экспертиза как определение пригодности человека к труду по конкретной специальности.

  41. Задачи трудовой экспертизы. Виды трудовой экспертизы.

  42. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров.

  43. Цели, задачи и структура профессиональной ориентации.

  44. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.


^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Наименование документа

Местонахождение

документа

Кол-во

экземпляров

Дмитриева, М.А.
   Психология труда и инженерная психология / М. А. Дмитриева, А. А. Крылов, А. И. Нафтульев ; Ленингр. ун-т им. А.А. Жданова. - Л. : Изд-во МГУ, 1979. - 224с

Библиотека АГТУ

2

Занковский, А.Н.
   Организационная психология : учеб. пособие для вузов / А. Н. Занковский. - М. : Флинта: МПСИ, 2000. - 647с. - ISBN 5-89349-305-2 : 118=80. - 130=00, 85=00.

Библиотека АГТУ

33

Леонова, А.Б.
   Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития : хрестоматия / А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева. - М. : Радикс, 1995. - 444с. - (Программа "Обновление гуманитарного образования в России").

Библиотека АГТУ

2

^ Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова
Психология труда и человеческого достоинства. издательство: Академия ISBN: 5-7695-4123-0
Год издания: 2005 Страниц: 480


http://fb2lib.net.ru




Толочек В. А.

Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. —479 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-272-00193-1

http://fb2lib.net.ru




Дополнительная

  1. Машков, В.Н.
       Психология управления : учеб. пособие / В. Н. Машков. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 253с

  2. Розанова, В.А.
       Психология управления : учеб. пособие / В. А. Розанова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Журнал "Управление персоналом", 2003. - 415с.

  3. Кабаченко, Т.С.
       Психология управления : учеб. пособие для вузов / Т. С. Кабаченко. - М. : Пед. о-во России, 2003. - 383c.

  4. Психодиагностика персонала. Методики и тесты : В 2-х т. Т. 1 / [ред.-сост. Д.Я. Райгородский]. - Самара : Бахрах-М, 2007. - 440с

  5. Психодиагностика персонала. Методики и тесты : В 2-х т. Т. 2 / [ред.-сост. Д.Я. Райгородский]. - Самара : Бахрах-М, 2007. - 560с


программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://flogiston.ru (неофициальный сайт факультета психологии МГУ),

http://voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»),

http://psychol.ras.ru/08.shtml («Психологический журнал»),

http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html («Вестник Московского университета» Серия 14. Психология),

http://imaton.spb.ru (Институт практической психологии ИМАТОН),

http://www.psychology.ru/whoswho/ (Выдающиеся психологи XX столетия. Галерея психологов).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconУсловное обозначение рабочей программы рп шифр специальности 030301....
Программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо для...

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconУсловное обозначение программы рп шифр специальности 0303010. 65...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Целью данного курса является ознакомление студентов с предметом социальной антропологии, проблематикой и содержанием основных направлений...

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconУсловное обозначение рабочей программы рп шифр специальности 030...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301...

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология»
Программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология», к сдаче...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную