Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология)




НазваниеПрограмма государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология)
страница1/13
Дата публикации26.10.2014
Размер1.21 Mb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Институт психологии и педагогики

программа

государственного экзамена

по психологии

(для специальности 030301.65 – Психология)

Москва - 2012


Печатается по решению Ученого Совета

Института психологии и педагогики

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301 – Психология) / Под общ. ред. Матвеевой Н.Э. – Москва, 2012. – 61с.
Авторы-составители:

Луковцева З.В. – кандидат психологических наук, доцент ИПП

Лукаш Л.А. – - кандидат психологических наук, и.о. доцента ИПП

Матвеева Н.Э. - кандидат психологических наук, доцент ИПП

Одинцова М.А. - кандидат психологических наук, доцент ИПП

Саякин В.Ю. - кандидат психологических наук, зав. лабораторией

информационных технологий

Трушкова С.В. - кандидат психологических наук, доцент ИПП


^ Пояснительная записка
В соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 030301.65 – Психология итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Программа государственного экзамена по психологии разработана на основе ГОС ВПО по специальности 030301.65 – Психология, утвержденного приказом Министерства образования РФ (№ 686 от 02.03.2000), Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного приказом Министерства образования РФ (№1155 от 25.03.2003) и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников НОУ ВПО ИПП (от 21.10.2012).

Целью государственного экзамена в соответствии с требованиями п. 1.3. ГОС ВПО по специальности «Психология» является оценка готовности выпускника к участию в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и способности осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную, экспертную и консультативную, учебно-воспитательную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную. На комплексном государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для профессионального выполнения своих обязанностей. Государственный экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

^ Билеты государственного экзамена включают два вопроса из блока общепрофессиональных дисциплин и один вопрос из дисциплины специализации.

Процедура проведения экзамена. Экзамен проводится в форме устного собеседования. Студент имеет не менее 40 минут на подготовку к ответу с правом пользования текстом программы государственного экзамена. Во время ответа на вопросы билета члены государственной экзаменационной комиссии имеют право прервать ответ студента, задать уточняющие или дополнительные вопросы в рамках билета. Оценка объявляется по окончании прослушивания всех студентов, сдающих экзамен, на основании результатов коллективного обсуждения ответов членами ГЭК.

В процессе ответа на вопросы билета выпускник должен продемонстрировать владение системой теоретических знаний по основным разделам психологии.

Выпускник должен уметь:

  • осуществлять сравнительный анализ различных подходов к изучению психических и психологических феноменов;

  • проводить анализ современной ситуации в психологии в соотношении с историческими предпосылками ее развития;

  • научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;

  • осуществлять перенос полученных в процессе обучения знаний в практическую психологическую деятельность;

  • разрабатывать схемы и процедуры разных типов исследования.

1.4. Методические указания по подготовке к итоговому государственному экзамену

Вопросы экзаменационных билетов имеют интегративный, проблемный характер, предполагающий знание базовых психологических дисциплин: истории психологии, общей психологии, психологии личности, методологии психологии. Ответы на вопросы показывают владение понятийным аппаратом психологической науки, методологическими основами решения сформулированной в вопросе проблемы, истории ее развития и современного состояния. При ответе студенты должны продемонстрировать обобщенный уровень психологических знаний, умение сопоставлять позиции разных авторов и школ и формулировать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу. Кроме того, они должны проявить владение профессиональной терминологией и показать общую информационную культуру. В процессе подготовки к государственному экзамену необходимо актуализировать основной категориальный и понятийный аппарат, как общей психологии, так и отраслевых дисциплин. Необходимо восстановить в памяти основное содержание монографий классиков отечественной и зарубежной психологии: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Ж. Пиаже, З. Фрейда, А. Маслоу, М. Вертгеймера, К. Изарда, Э. Берна и др.

Ответы на вопросы экзаменационного билета должны быть четко структурированы и логически выстроены. В качестве примера ниже предлагаются варианты структурирования информации при ответе на тот или иной вопрос.

Пример 1. Классификации нарушений развития с позиций разных подходов (патопсихологического, нейропсихологического, клинико-педагогического и других).

  • определение атипичного развития, отличие «нормы» от патологии развития.

  • Принципиальные трудности теоретического решения проблемы классификации нарушений развития.

  • Основные походы к классификации нарушений психического развития:

- клинико - педагогический подход: принцип классификации, основные группы нарушений развития. Авторы классификации, достоинства и недостатки данного подхода.

- патопсихологический подход: принцип классификации, основные группы нарушений развития. Авторы классификации, достоинства и недостатки данного подхода.

- нейропсихологический подход: принцип классификации, основные группы нарушений развития. Авторы классификации, достоинства и недостатки данного подхода.

Пример 2. Определение и общая характеристика клинической психологии: предмет, объект, методы.

  • Определение клинической психологии.

  • Предмет клинической психологии и его отличие от предметов медицины и общей психологии.

  • Объект клинической психологии.

  • Краткая история клинической психологии, ее основоположники.

  • Современные разделы и перспективы развития клинической психологии.

  • Методы клинической психологии (методы получения и анализа данных, методы психологического воздействия, примеры соответствующих методик).

^ Критерии оценки

Оценка «отлично» ставится, если: выпускник дал полные и обоснованные ответы на вопросы экзаменационного билета и полностью справился с практическим заданием; показал свободное владение теоретическим и практическим материалом, способность устанавливать межпредметные связи; продемонстрировал высокий уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи в области психологии, высокий уровень информационной и коммуникативной культуры

^ Оценка «хорошо» ставится, если: выпускник дал полные и аргументированные ответы на вопросы экзаменационного билета и справился с практическим заданием; продемонстрировал достаточный уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи в области психологии, достаточный уровень коммуникативной и информационной культуры

^ Оценка «удовлетворительно» ставится, если: выпускник в целом дал ответы на вопросы экзаменационного билета, но допустил ряд неточностей, являющихся результатом пробелов в знаниях; затруднялся устанавливать междисциплинарные связи; выполнил практическое задание с некоторыми недочетами; показал достаточный уровень коммуникативной и информационной культуры.

^ Оценка «неудовлетворительно» ставится, если: выпускник дал схематичные и фрагментарные ответы на вопросы экзаменационного билета, свидетельствующие о существенных пробелах в его знаниях по базовым дисциплинам, не справился с практическим заданием, показал недостаточный уровень сформированности умений и навыков, свидетельствующий о неготовности решать профессиональные задачи в области психологии.

^ Результаты государственного экзамена определяются на закрытом заседании государственной экзаменационной комиссии. Итоговая оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» объявляется в тот же день после оформления протоколов заседания ГЭК.

программа

государственного экзамена
часть I. общая психология
Введение в историю становления и развития

Психологии, как науки
Предмет психологии. Психические явления
Психология – отрасль знаний, исследующая многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов.

Мир психических явлений – совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека: темперамент, характер, способности.

Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него на данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений, навыков.

Связь психологии с другими науками
Психология занимает промежуточное положение между философскими науками, естественными и социальными. Во всех этих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, теоретические принципы, пути изучения этого предмета.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические свойства, процессы, состояния и образования личности.

Один из подходов к классификации многочисленных отраслей психологии (А.В.Петровский).

  1. По психологической стороне конкретной деятельности:

  2. По психологическим аспектам развития:

  3. По психологическим аспектам отношений личности и общества:

Основные этапы развития психологии как науки

Представление о человеке в психологии сознания

Первой программой психологии как самостоятельной науки стала физиологическая психология В.Вундта. Предметом психологии как науки Вундт объявляет опыт человека, представленный в его сознании. Основными элементами сознания по Вундту является внутренняя перцепция, которая проявляется в форме воспоминаний, образов, порожденных фантазий, мыслей, чувств и волевых актов. Все эти феномены являются предметом психологии, их можно объединить и обозначить единым названием – душа. Интроспекция, как единственный и прямой метод исследования в психологии сознания В.Вундта.

Особенности общего способа построения психологических исследований Вундта: Редукционизм. Атомизм. Схоластичность. Отсутствие субъекта, личности.

Бихевиоризм как наука о поведении

Бихевиоризм как науку о поведении обосновал американский психолог Дж.Уотсон.С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Наблюдение и эксперимент, как основные методы исследования в бихевиоризме.

Представление о человеке в психоанализе

Согласно представлениям Фрейда невротическая болезнь развивается в результате вытесненных из сознания травмирующих переживаний («ущемленных аффектов»), которые образуют в сфере бессознательного аффективный комплекс. Задача психотерапии – выявить травмирующие переживания и освободить от них личность. В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов: анализ сновидений, свободных ассоциаций. Ядро психоанализа – учение о бессознательном. К бессознательному относят иррациональные силы: влечения, инстинкты.

Механизмы психологической защиты. Вытеснение. Рационализация. Проекция. Реактивные образования. Регрессия. Сопротивление. Изоляция. Идентификация. Сублимация.

Гештальтпсихология

Критическое отношение к психологии сознания привело к возникновению в начале 20 века особого направления – гештальтпсихологии. Представители – М.Вертгеймер, К.Левин, В.Келлер. В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты сами основания психологии сознания и метод психологии сознания – атомизм психического, интроспекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным. Основным положением новой школы в психологии стало утверждение, что исходным, первичным данным психологии являются целостные структуры психики. Метод гештальтпсихологии – феноменологическое описание целостных структур психики.
^ Категория деятельности в психологии

Деятельность как совокупность результатов и последст­вий – продуктов, достижений, произведений и т.п. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как реше­ние проблем и задач, как средство их решения.

Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Деятельность как таковая, вне результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Деятельность как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, условие существования общества.
Психологическое строение индивидуальной деятельности
Психологическое строение деятельности полно и развернуто описано в работах Леонтьева. Целостная деятельность имеет следующие составляющие:

Потребности – мотивы – цели – условия достижения цели. (Единство целей и условий составляют задачу).

С ними соотносятся: деятельность – действия – операции.

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляют ее предметное содержание. Это внутренний план ее существования, ее образ, то, на основе чего она строится.

Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти.

В своем единстве эти оба пласта деятельности составляют ее психологическое содержание.

В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива – в цель, деятельности - в действие, цели – в условие ее реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация.

^ Зарождение и эволюция психики

Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики.

Понятие чувствительности как элементарной формы психики Гипотеза В.А. Вагнера о раздражимости как элементарной форме психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Стадии развития деятельности и психики. Понятие об опережающем отражении действительности (II. К. Анохин).

Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятие инстинкта, научения и интеллекта у животных. Рефлекторная теория поведения. Идея рефлекса в работах Декарта. Развитие рефлекторной теории в работах И.М. Сеченова, Ч.Шеррингтона, И.П.Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна. Современные подходы к изучению поведения животных.

Понятие о деятельности животных, ее усложнении в ходе эволюции. Взаимоотношение деятельности и психики. Зависимость характера отражения от строения и предметного содержания деятельности животных. Формы отражения у животных. Экологический принцип отражения. Биологические формы памяти и внимания. Мотивация поведения животных. Процесс опредмечивания потребности. Понятие биологического смысла. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных.

Происхождение и развитие психики человека

Общественно-историческая природа психики человека. Переход к историческому развитию человечества. Общественное производство как способ жизни человека. Биологические предпосылки перехода к труду. Характер трудовой деятельности: коллективность, орудийность, продуктивность (производство новых предметов). Разделение труда и формирование познания, искусства, общения внутри трудовой деятельности.

Структура деятельности человека. Выделение действий и операций. Связь действий в единой деятельности коллектива. Мотивы и цели деятельности. Производство потребностей.

Человек, как общественное существо, продукт истории человече­ства. Проблема исторического развития психики человека. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке.

Уровни отражения у человека. Происхождение и развитие сознания. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания. Сознание и психика. Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель. Признаки и свойства сознания. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки (Д.Н.Узнадзе). Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности.

Проблема сознания в психологии и философии. Общественное и индивидуальное сознание. Условия возникновения сознания: кол­лективная трудовая деятельность и язык. Принцип единства дея­тельности и сознания.

Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Функции языка. Выделение общения как особой активности челове­ка. Речевое и неречевое общение. Структура общения.

Конкретно-психологическая характеристика сознания. Структура сознательных образов: чувственная ткань, значение и личностный смысл. Их роль в построении сознательной картины мира.

Развитие психики человека в онтогенезе. Понятие общественно-исторического опыта. Закрепление достижений человечества в материальных и духовных продуктах деятельности людей. Язык как особое средство хранения и передачи общественно-исторического опыта. Становление сознания и личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта. Характеристика процесса присвоения. Условия присвоения общественно-исторического опыта: адекватная активность ребенка в общении с взрослым. Понятие интериоризацпи как формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие об экстериоризации как обогащении общественного опыта в результате творческой деятельности субъекта

Формирование высших психических функций. Социальный, опосредованный, произвольный характер высших психических функций и их системное строение. Развитие сознания и личности человека. Соотношение развития и распада психики. Соотношение процессов усвоения и индивидуального творчества.

^ Сознание как высшая форма отражения.

Сознание как человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: общественной и личной.

А.В. Петровский о сознании как высшем уровне психики. Структурирование сознания. Основополагающие характеристики сознания:

1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.

2. Отчетливое различение субъекта и объекта.

3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.

4. Включение в состав сознания определенного отношения.

Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках различными авторами в смысле, отвечающем приведенным выше характеристикам.

Отечественными психологами был предложен свой взгляд на структуру сознания. Бытийно-деятельностный слой сознания, в который входят биодинамическая ткань действия и чувственная ткань образа и рефлексивно-созерцательный, куда относятся значение и смысл.
Проблема бессознательного

В душевной жизни человека Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание. Бессознательное и предсознательное отделено от сознательного особой психической инстанцией – «цензурой». «Цензура» выполняет две функции: Вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли, понятия. Оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании.

Проблема подсознательного – это обнаружение природности влечения и снятия его природной непосредственности в некотором культурном образе.

Бессознательное, по определению А.В. Петровского – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В бессознательном в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка результата.
^ Основные понятия методологии психологии.

Классификация методов психологии
Метод – (от греч. methodos) путь научного исследования, способ познания какой-либо реальности.

Методики исследования психологических явлений – воплощение психологического метода (методов) в соответствии с целями и задачами конкретного исследования.

Организационные методы как группа методов психологии, которые определяют способ организации психологического исследования (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).

Эмпирические методы исследования (методы сбора первичной информации) как группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении (наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности).

Методы обработки данных как группа статистических методов, позволяющих произвести количественную обработку первичной информации (количественный; качественный).

Методы интерпретации – различные приемы объяснения выявленных в результате статистической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами (генетический; структурный).

Методы психологического воздействия – специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью (аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ и т.д.).

Уровни методологии психологии

1-й – общая методология психологии. Данный уровень определяет философский подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем. 2-й – специальная методология психологии (принципы). Специальную методологию психологии составляют методологические принципы психологии.

3-й – частная методология психологии (методы и методики). Уровень частной методологии психологии включает методы и методики исследования конкретных психических явлений.

Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии. Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения (житейское и научное, включенное и не включенное).

Требования к наблюдению: избирательность, плановость, систематичность, полнота, использование аудио или видео техники.

Метод эксперимента как основной эмпирический метод объяснительной психологии. Лабораторный и естественный эксперимент. Формирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент.

Отличия эксперимента от наблюдения.

^ Часть 2. Познавательные процессы

Ощущение

Сущность ощущений: Ощущения отражают внешние признаки предметов и явлений, т.е. дают нам верный слепок, снимок с объективной действительности. Ощущения отражают состояние внутренних органов.

Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация.

Классификация ощущений

Классификация ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Ч. Шеррингтон.

Экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

Экстероцептивные ощущения бывают контактные и дистантные.

Контактные: осязательный, вкусовой, температурный, тактильный.

Дистантные: слуховой, обонятельный, зрительный.

Интероцептивные, органические, сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма: боль, равновесие, ускорение.

Проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках, сухожилиях.

Общие закономерности ощущений

Чувствительность и ее измерение.

Адаптация как изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Взаимодействие ощущений

Сенсибилизация как повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Восприятие

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и в известном смысле – также его чувства и эмоции.

Сущность и виды восприятия

Восприятие пространства. Восприятие величины. Восприятие формы. Восприятие времени. Восприятие движения. В зависимости от цели: преднамеренное и непреднамеренное.

В зависимости от степени организации: организованное и неорганизованное восприятие.

Свойства восприятия

Целостность восприятия как свойство восприятия, выражающееся в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Историчность восприятия – восприятие мира через призму исторического развития общественного сознания. Избирательность восприятия – свойство восприятия, зависящее от интересов, установок и потребностей человека и определяющее преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими.

Предметность восприятия – способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта индивида, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

Осмысленность – свойство, показывающее, что восприятие у человека связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Константность – свойство, благодаря которому человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине.
Память
Памятьпсихический когнитивный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании информации.

Основные процессы памяти:

Запоминание как процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Кратковременное и долговременное запоминание. Оперативное запоминание. Произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание.

Сохранениепроцесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени. Активное и пассивное сохранение.

Воспроизведение как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация в психике закрепленной ранее информации. виды: узнавание; собственно воспроизведение; воспоминание.

Забывание – процесс памяти, в результате которого стирается в памяти полученная информация. Исследования Г.Эббингауза.

Виды памяти

По объекту запоминания:

Двигательная (Зрительная. Эйдическая. Слуховая. Обонятельная. Осязательная. Эмоциональная.

Словесно-логическая.

По участию воли в процессе запоминания:

Произвольная. Непроизвольная.

В зависимости от времени сохранения материала:

Мгновенная. Кратковременная. Долговременная. Оперативная. Генетическая память.

Индивидуальные различия памяти у людей

Количественные и качественные различия. Количественные: скорость запоминания; прочность запоминания; длительность запоминания; точность запоминания; объем запоминания.

Качественные различия: доминирование отдельных видов памяти (слуховой, зрительной, эмоциональной, двигательной и т.д.), их функционирование. Связь с особенностями ВНД, силой, подвижностью процессов возбуждения и торможения. Связь с особенностями личности, эмоциональным настроем, интересами, потребностями, и т.п.

Мышление

Мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Типология мышления

Наглядное и вербальное типы мышления.

Репродуктивное. Продуктивное мышление.

Аутистическое. Реалистическое. Эмоциональное (алогичное).

Интуитивное. Аналитическое.

Практическое и теоретическое.

Творческое. Критическое.

Наглядно-действенное.

Наглядно-образное.

Словесно-логическое или отвлеченное.

Индивидуальные особенности мышления

Гибкость мышления как способность отказываться от сложившихся стереотипов, искать и находить новые способы решения задач, скорость перестройки от прежнего способа на новый.

Познавательная активность как готовность к деятельности или сама деятельность, инициативность в процессе познания.

Самостоятельность мышления как умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами.

Быстрота мысли.

^ Представление и воображение

Представления как процесс воспроизведения конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Сущность воображения как процесса преобразующего психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Воображение как необходимый элемент творческой деятельности человека.

Значение воображения.

Виды воображения

Пассивное воображение (непроизвольное)

Активное воображение (произвольное).
Творческое воображение. Воссоздающее воображение.
^ Формы синтезирования в творческом воображении

Агглютинация. Гиперболизация. Схематизация. Типизация. Заострение.

Язык. Речь.

Язык как система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённые значение и смысл.

Речь как особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная человеку. Речь как одна из важнейших психических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими.

Виды речи

Внешняя речь. Внутренняя речь. Устная речь. Монологическая и диалогическая формы речи. Письменная речь.

Функции речи

Функция выражения. Функция воздействия. Функция сообщения. Функция обозначения.

Внимание

Внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание как направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Функции и виды внимания

Функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности.

Функция игнорирования других несущественных конкурирующих воздействий.

Функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т.е. регуляции и контроля деятельности.

Непроизвольное или непреднамеренное внимание.

Внимание произвольное.

Послепроизвольное внимание.



Качества внимания

Устойчивость внимания. Сосредоточенность (концентрация). Переключаемость внимания. Распределение внимания. Объем внимания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconПрограмма государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология»
Программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология», к сдаче...

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030301 – Психология
Программа предназначена для студентов-психологов всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной) Московского университета государственного...

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Особенности психологии как науки. Про­блема предмета психологии. Развитие психологии в донаучный период (Аристотель, Платон, Р. Декарт,...

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconУсловное обозначение рабочей программы рп шифр специальности 030301....
Программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо для...

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconПрограмма вступительных испытаний (экзамена по специальности) в аспирантуру...
Профессор кафедры общей и практической психологии Института психологии социологии и социальных отношений гбоу впо мгпу, д психол...

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconРабочая программа учебной дисциплины Правовые основы деятельности...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconПо специальности 030301 – психология кафедра юридической психологии Санкт-Петербург
Смирнов В. П., Смирнова Т. Г. Судебно-психологическая и комплексная психолого-психиатрическая экспертиза: Учебное пособие по специальности...

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconПрограмма дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология) iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную