1. Психологическая наука в XXI веке




Название1. Психологическая наука в XXI веке
страница1/8
Дата публикации12.06.2013
Размер1.18 Mb.
ТипКурсовая
exam-ans.ru > Психология > Курсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8







31. 10. 2009 ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ Студеньева Тамара Юрьевн, зачет 19 – 20 декабря 2009 г.


,




ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Тема 1. Психологическая наука в XXI веке

  1. Значение психологии как важнейшей из наук о человеке

  2. Практическая психология в структуре психологического знания,

задачи и актуальные проблемы

1.3. Методологические основы деятельности практического психолога

Тема 2. Профессия - практический психолог

2.1. Задачи и виды деятельности психолога

2.2. Подготовка психолога в системе образования. Понятия: специальность,
квалификация, специализация.

  1. Структура и особенности личности психолога

  2. Этический кодекс психолога

  3. Культура мышления и профессиональная позиция практического психолога ...
    Тема 3. Специфика деятельности психологов разной специализации

3.1. Консультативная психология

3 2.Психология управления (менеджмента)

  1. Клиническая психология

  2. Юридическая психология

  3. Психологическая служба в системе образования

  4. Психология как учебный предмет в школе

Тема 4. Основные направления деятельности психолога

  1. Психолог в консультационном центре

  2. Психолог в образовании

  3. Психолог в здравоохранении

  4. Психолог на производстве, в бизнесе и управлении

  5. Психолог в политике

  6. Психолог в вооруженных силах

  7. Психолог в спорте

  8. Психолог в науке

  9. Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Тема 5. Особенности учебной информации по специальности психология

и система учебных дисциплин факультета психологии
5.1 .Специфика и особенности усвоения психологического знания

  1. Система учебных дисциплин факультета психологии

  2. Дисциплины специализаций

Тема 6. Психология организации умственного труда студентов

  1. Сущность и роль информации в учебном процессе

  2. Слушание и говорение в учебной деятельности студента-психолога

6.3.Текстовые модели как средство организации умственного труда студента

  1. Основы рационального конспектирования

  2. Чтение научной литературы

  3. Курсовая и выпускная квалификационная работа

Практикум

Литература

Приложение: а) Основная психологическая периодика

б) Словарь










































Тема 2. Практическая психология как отрасль психологической науки

2.1. Становление и развитие психологической службы в России

В прежние десятилетия психология была наукой преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Во всех сферах общественной жизни возникают задачи, связанные с возрастающей ролью так называемого человеческого фактора, решение которых требует психологической компетентности. Под человеческим фактором понимается широкий круг психологических, социально-психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые проявляются в их конкретной деятельности.

Возрастание общественного интереса к проблемам человека привело к созданию практической психологии, необходимой и востребованной отрасли в структуре психологической науки. В качестве её предмета выступают принципы, методы и формы психологической помощи, поддержки, содействия и сопровождения развития человека. Под психологической помощью подразумеваются услуги психолога тем, кто испытывает серьёзные трудности в социализации, адаптации; термин «содействие» подразумевает работу не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию.

Почти одновременно появился и термин «поддержка» (психологическая поддержка образовательной среды, развития детей, их обучения). В последние годы широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение», идеология которого состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для развития каждого человека.

Предлагается также предметом практической психологии считать индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни (1). Есть мнение, что в силу новизны данной отрасли окончательное определение предмета практической психологии является делом будущего (3).

Индивидуальное сознание и переживание человеческой ценности претерпело во второй половине XX века сильные изменения как в социальном, так и в индивидуальном проявлении. Автор (1) выделяет общекультурные факторы, способствующие его становлению и развитию, и факторы, препятствующие этому.

Развитие индивидуального сознания

  • ответственность за принимаемые решения;

  • доступность источников информации;

  • возможность коммуникации с другими народами;

  • увеличение свободного времени;

  • возможность выбора индивидуального стиля жизни;

  • возможность выживания в экстремальных условиях;

  • личное участие в планетарных действиях, чувствах, мыслях.

Разрушение индивидуального сознания

  • отчуждение в отношениях между людьми; экологические катастрофы, кровопролития,
    войны;

  • ограничение внутрисемейных коммуникаций;

  • массовое стандартное обучение, дегуманизация образования;

  • стереотипы общения и деятельности;

  • «готовые» знания о мире;

  • статистические критерии истины;

  • возможность дистанционного управления разрушением;

8

- урбанизация и высокий темп жизни.

В настоящее время существует социальный запрос, связанный с необходимостью психологической поддержки населения в условиях хронического социального кризиса:

- увеличивается количество дезадаптированных людей с различными проблемами: в
профориентации (переучивание, психологическая помощь безработным); в кризисных
ситуациях (землетрясения, наводнения и пр.).

В отношении детей наблюдается - ухудшение здоровья, снижение эффективности образования, рост детской преступности и другие проблемы: отклонение в развитии и поведении, учебные трудности, дефекты мотивационной сферы, дети «группы риска», дети, находящиеся в безвыходной ситуации.

Первыми осознали необходимость практической деятельности психолога представители профессий типа «человек-человек» и, прежде всего, учителя, и наибольшее развитие получила психологическая служба в системе образования. К новым направлениям практической психологии можно отнести психологию бизнеса (психологические средства и методы предпринимательской деятельности, характеристики делового общения бизнесмена, специфика бизнеса в России и др.), психологию рекламы (формы и средства рекламной деятельности, психологические особенности восприятия рекламы, создание имиджа политика, бизнесмена и т.п.). Психология управления в нашей стране имеет более давнюю историю и вследствие этого является более разработанной и научно обоснованной, включает следующие вопросы: типы, стили и виды управления, способы и методы убеждения, мотивация и учёт индивидуальных особенностей субъектов деятельности, влияние руководителя на социально-психологический климат в коллективе.

2.2. Задачи практической психологии и направления деятельности практического психолога

Говоря о задачах практической психологии, следует выделять разные уровни:

  1. научно-исследовательские задачи связаны с целью разработки методологических
    основ деятельности практического психолога;

  2. прикладные задачи диктуются необходимостью психологического обеспечения
    оптимального функционирования учреждений и организаций (составление обучающих
    программ, пособий и учебников, разработка психологических рекомендаций и
    методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров и т.п.);

  3. практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по
    месту профессиональной деятельности.

Человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в психологической помощи и поддержке. Такая поддержка может относиться к условиям жизнедеятельности, а может носить и личностную ориентацию, и усиление психологической составляющей имеет не меньшую значимость, чем социальная и экономическая составляющие. Уровень жизни тесно связан с качеством жизни, т.е. возможностью оптимального развития и реализации каждой личности. Главное богатство общества - человек, а конечным критерием экономического и социального прогресса выступает мера развития человека и удовлетворения его потребностей, развития его творческого потенциала. Поэтому центральная задача практической психологии -обеспечение личностного развития каждого человека, осуществляемая при решении более частных задач:

- выявление психического ресурса, здоровья и психологических характеристик
конкретного человека, семьи, коллектива;

  • изучение психологических трудностей и помощь в их преодолении;

  • социально-психологическое сопровождение в жизни и деятельности людей;

  • оказание реальной помощи клиенту и выработка рекомендаций для самостоятельного

решения им различных психологических проблем;

- просвещение и совершенствование психологической культуры населения;

- оптимизация системы психологической работы и повышение собственной
профессиональной компетентности.

Основные направления деятельности практического психолога - организационно-методическая, исследовательско-аналитическая, психотерапевтическая, консультативно-просветительская, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда. В совокупности они охватывают вопросы психодиагностики, развития и психокоррекции, психологической реабилитации, психогигиены, психопрофилактики, психологического сопровождения труда и жизни социальных субъектов, психологического консультирования и просвещения, совершенствования профессиональной компетентности психолога и условий его труда. Все эти направления взаимосвязаны и на практике дополняют друг друга. Для определения особенностей этих направлений важно выделить из них основные:

  1. психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации
    персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую
    деятельность, по созданию благоприятного психологического климата в учреждении,
    снятию психологической перегрузки людей и т.п.;

  2. психодиагностика, важнейшей целью которой является добывание психологической
    информации о человеке или группе;

  3. психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те
    или иные сферы психики клиента, ориентированные на приведение её показателей в
    соответствии с возрастной или иной нормой;

  4. психологическое консультирование, целью которого является создание условий для
    преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных
    обстоятельствах;

  5. психотерапия, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении
    личности в случаях серьёзных психологических проблем.

^ 2.3. Методологические основы деятельности практического психолога

В сложившейся ситуации смены методологических ориентиров начинающему психологу как никогда нужна общеметодологическая подготовка, он должен определиться, в какой парадигме трактовать поведение и деятельность человека, механизмы и закономерности его развития. Методология психологии отвечает на основной вопрос психологии - под влиянием чего и как происходит развитие человека, чем обусловлено его поведение. Длительное время отечественная психология развивалась в традициях диалектического материализма, важной составной частью которого являлся монизм, объектно-деятельностный подход к развитию личности. В контексте новой парадигмы особое внимание уделяется анализу базовых потребностей личности и, прежде всего, потребности в реализации творческого потенциала, когда развитие личности понимается не как управление ею, а как создание условий для формирования у неё механизмов самоактуализации и самореализации. К_базовым относятся следующие потребности:

- в комфортных межличностных отношениях, обеспечивающих удовлетворяющий
субъекта социальный статус;

  • в понимании;

  • в наличии жизненных целей и смыслов;

  • в познании окружающего мира;

  • в реализации творческого потенциала.

Научная психология, как правило, не учитывает специфику обыденного сознания ни

10

клиента, ни самого психолога, основываясь на дихотомическом подходе к решению проблем. В настоящее время всё больше и больше доминирует точка зрения, что именно обыденное сознание, как более эмоционально насыщенное и личностно обусловленное, составляет основу образа мира человека.

В сознаваемой картине мира выделяют 3 слоя сознания:

  • его чувственную ткань (чувственные образы, переживания);

  • значения, носителями которых выступают знаковые системы, предметы материальной
    и духовной культуры, нормы поведения, закреплённые в ритуалах и традициях,
    общественно выработанные способы действия с реальностью;

  • третий слой сознания - личностные смыслы. Понятие смысла ассоциируется не с
    контекстом, а с подтекстом, апеллирующим к аффективно-волевой сфере. Соотношение
    научной и эмпирической картин мира в образе мира конкретного человека всегда
    индивидуально. Система смыслов постоянно изменяется и развивается, определяя в итоге
    смысл любой отдельной деятельности и жизни в целом, тогда как наука занимается
    преимущественно производством значений.

Тенденция к абсолютизации роли вербально-логического интеллекта в психической жизни субъекта базируется на понимании процесса мышления как определённой совокупности логических операций. Вся традиция психометрических тестов интеллекта основывается именно на таком понимании мышления. Однако психологически мышление и индивидуальное сознание в целом шире, чем те логические операции и те значения, в структурах которых они свёрнуты. Значения сами по себе не порождают мысль, а опосредуют её (Леонтьев А.Н.), соответственно сознание не может быть сведено к функционированию усвоенных извне значений. Это означает, что значения в качестве предмета психологии не выступают (могут выступать, лишь когда они рассматриваются в связи с другими составляющими сознания).

Отрицательные последствия для развития личности несёт в себе несовпадение её личностных смыслов, опосредованных индивидуальным опытом, и тех значений, которые предлагает ей общество (в частности, школьное обучение). Для того чтобы различать сознаваемое объективное значение и субъективное (значение для субъекта), в психологии была введена метафора личностного смысла. Практическая психология чаще всего ориентирована на значения вербализуемых клиентом проблем, а не на его личностные смыслы. Личностные смыслы практически невозможно выявить с помощью традиционных психометрических тестов, построенных на основе формальной логики и предполагающих дихотомические ответы на поставленные вопросы. В рамках тестовой модели интеллектуальная одарённость сводится к уровню усвоения знаний и навыков, а также степени сформированности определённых познавательных функций.

Природа человека не может быть определена исчерпывающе, её потенциал безграничен. Психика человека является саморазвивающейся системой и её развитие не может быть полностью детерминированным внешними и внутренними условиями. Принципы развития личности:

  • смысл жизни человек может найти лишь в том, чтобы быть нужным людям;

  • отношения с другими людьми - главная движущая сила развития;




  • эффективное воздействие на развитие личности возможно лишь при учёге её
    индивидуальности, активного и творческого характера, мотивационно значимых
    жизненных перспектив;

  • воздействие психолога должно быть направлено не на «формирование» и коррекцию
    личности с позиций объектного манипулирования, а на создание условий для её развития.

В рамках двух парадигм могут быть рассмотрены две основные функции деятельности психолога:

  1. - переделывать человека, манипулируя им;

  2. - создавать условия для его развития.

Первая функция более характерна для технократической, естественно-научной

11

картины мира, с позиций которой человек - материал для влияния на него социума, коллектива, его развитием можно управлять. Вторая функция в большей степени присуща антропоцентрической модели мира. Эта концепция исходит из того, что развитие личности прежде всего зависит от активности субъекта, его психикой недопустимо управлять помимо его воли.

Соответственно в свете двух рассмотренных подходов основные задачи практического психолога будут различными. В рамках объектной парадигмы задача психолога состоит в психологической коррекции поведения, интеллектуальных и личностных качеств человека с целью его максимальной адаптации к требованиям общества в соответствии с установленными им нормативами возрастного развития (эти нормативы определяются часто не подлинными интересами гражданского общества, а интересами его управленческих структур). С позиции субъектной парадигмы основной задачей является психологическое сопровождение развития личности, целью которого является создание для этого необходимых условий.

Для решения каждой из поставленных задач используется свой инструментарий, свой круг методов воздействия на личность. Для решения первой задачи психолог использует методы психокоррекции, психодиагностики, консультирования, психотренингов, немедицинской психотерапии. Основной упор в работе психологической службы делается на использование высокоформализованных методов, ориентированных не на индивидуальные варианты развития, а на статистические нормативы. Результаты такой диагностики не могут использоваться для разработки индивидуальных технологий развития личности, поскольку природа используемых психометрических тестов не позволяет решить эту задачу.

Решение второй задачи обеспечивается использованием таких методов воздействия, как психологическое просвещение, подразумевающее проведение лекций, бесед, семинаров, консультаций, круглых столов, диспутов и сопровождается использованием методов психологической диагностики, консультирования, тренингов умений.

Практическая психология должна быть ориентирована не только на общие закономерности психики, но и на работу с индивидуальностью, объективность познания которой достаточно ограничена, вследствие чего методологически более целесообразной и эффективной будет работа не с конкретным симптомом, а со всей сферой жизнедеятельности субъекта на основе просветительской и профилактической работы с ним.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Психологическая наука в XXI веке iconМодернизация кабинета музыки в XXI веке
В XXI веке человек должен быть ориентирован на знания и использование новых технологий. Именно такого выпускника готовит современная...

1. Психологическая наука в XXI веке iconПотерянный рай
Сакральные истоки исторической миссии России в XX – XXI веке: всё, что вы хотели знать, но боялись спросить

1. Психологическая наука в XXI веке iconКнигав взята с сайта
Четвертая волна, или Сетевой маркетинг в XXI веке / Пер с англ. К. Ткаченко. — М.: Фаир-пресс, 2001. — 416 с. — (Библиотека mlm)

1. Психологическая наука в XXI веке iconКонкурсе 2010/2011 года Кто проводит конкурс
Пятый Грантовый конкурс «Научный музей в XXI веке» проводится Фондом Дмитрия Зимина «Династия»

1. Психологическая наука в XXI веке iconЗадачи менеджмента в XXI веке Друкер, Питер, Ф
Человечество ожидают серьезные перемены, и все мы должны быть к ним готовы. Книга будет интересна не только специалистам, но и каждому,...

1. Психологическая наука в XXI веке iconГде находится нофелет?
«Умение предвидеть будущее и там, где возможно, направлять события в желаемом направлении станут в XXI веке ключевой технологией...

1. Психологическая наука в XXI веке iconИнформационное письмо
Казани состоится iii-я Российская научно-практическая конференция «Здоровье человека в XXI веке». Организаторы конференции – Казанский...

1. Психологическая наука в XXI веке iconСписок научных работ за период январь 2008
Международ. научно-техническая конференция «Авто нн 08. Автомобильный транспорт в XXI веке», г. Н. Новгород: гоу впо нгту им....

1. Психологическая наука в XXI веке iconНоосферная экономика и образовательное общество как основания стратегии...
А. И. Субетто, доктор экономических наук, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор

1. Психологическая наука в XXI веке iconУроке английского языка. Тема: "Роль английского языка в мире"
Познавательный аспект систематизация знаний учащихся о причинах распространенности английского языка и его роли в XXI веке

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную