Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии




Скачать 373.76 Kb.
НазваниеЛекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии
страница1/2
Дата публикации13.06.2013
Размер373.76 Kb.
ТипЛекция
exam-ans.ru > Психология > Лекция
  1   2
Лекция 4-5. Проблема личностного роста в гуманистической психологии.

Феномен личностного роста зародился в недрах гуманистической психологической практики и отражает концептуальный взгляд на человека как на динамичную, свободно развивающуюся, открытую опыту и ориентированную на высшие ценности личность. Среди важнейших принципов гуманистической психологии — идея двойной детерминации человека и постулирование наличия специфической внутренней природы человека, характеризующей ее неповторимость и уникальность.

А) Сторонники человеко-центристского направления (К.Роджерс, А.Маслоу, С.Джурард, Э.Шостром и др.) предполагают присутствие в человеке изначальной сущности или потенциала, раскрывающегося при наличии соответствующих условий.

Б) Сторонники экзистенциального направления (В.Франкл, Дж.Бьюдженталь, Р.Мэй и др.) утверждают, что в человеке нет изначально заданной сущности, она обретайся им в процессе жизни. Однако специфической особенностью человека является внутренне присущая ему мотивация к росту, «поиску здравого».

Оба взгляда объединяет то, что личность человека рассматривается как изменяющаяся, способная расширять собственный опыт, постоянно направленная на раскрытие и понимание своих индивидуальных возможностей, на поиск смысла и предназначения своего существования в мире. Способом самоосуществления в мире, выполнения человеком своей миссии становится личностный рост, критериями которого выступают свободное творческое самовыражение, саморазвитие, интеграция опыта недуховное самоопределение. Личностный рост представляет собой важную составляющую здоровой полноценной личности. Однако феномен личностного роста стал продуктом длительного исторического и методологического развития психологии и психотерапии, что заслуживаете нашей точки зрения определенного внимания.

Гуманистическая психология во многом зарождалась как развитие идей экзистенциальной философии (С.Къеркегор, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр), феноменологии Э.Гуссерля и понимающей психологии В.Дильтея. Основы развития личности представлены через ряд новых понятий: самоактуализация, личностный рост, принятие решений, ответственность, здоровье, гармония, смысл жизни. Ряд психологов - персонологов начинают изучать здоровых, гармонично развитых личностей, не являясь практикующими терапевтами (А.Маслоу, Г.Мюррей, Г.Мерфи, Г. Олпорт, Дж. Келли и др.). Практикующие психотерапевты и психологи (К.Роджерс, Ф. Перлс, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь, В.Франкл) направляют свои усилия не на исследование клинических симптомов и работу с ними, а на личностный рост пациентов. Раскрытие личностного потенциала, обретение пациентами своих собственных ресурсов. Утверждается взгляд на человека как существо прирожденно активное, борющееся, самоутверждающееся, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Психология роста в рамках концепции становления стала важным уроком, извлеченным гуманистическими психологами из экзистенциализма. Человек никогда не бывает статичен, он изменяется и в ходе изменений приобретает ответственность за реализацию как можно большего числа возможностей своего подлинного существования.

Понятие личностного роста с гуманистических позиций начинает связываться с понятием гармоничной, целостной, здоровой личности, причем изменяется представление о здоровье. В свете теории Г.Олпорта здоровье тождественно личностной зрелости, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает: свободу, выражающуюся в ответственном самоопределении; проактивность или целеустремленность; цельную философию жизни или мировоззрение, основанное на определенной системе ценностей. Лидер и теоретик гуманистической психологии А.Маслоу провозглашает свой критерий здоровья — «полную актуализацию возможностей человека» или «самоактуализацию». Он предлагает исследовать «высшие проявления человеческого духа на примере наиболее ярких и одаренных представителей человеческого рода», достигших вершин самоактуализации и являющихся живыми эталонами психического здоровья. С точки зрения психического здоровья, индивидуум может быть охарактеризован, по мнению А. Маслоу, как «зрелый, с высокой степенью самоактуализации».

В его теории центральное место занимает положение о том, что все индивиды всегда стремятся к личностному росту - концепция самоактуализации является вершиной пирамиды иерархии потребностей. Свобода выбора и мотивация роста постоянно взаимодействуют, подразумевая постоянные изменения в личности индивидуума. Чем выше поднимается человек в иерархии потребностей, тем более свободным он становится в выборе направлений личностного роста, что зависит от того, каким человек хочет стать. Особенно важно то, что при оптимистическом взгляде на природу человека, А.Маслоу не идеализировал самоктуализирующихся людей и считал путь к достижениям медленным и болезненным процессом, связанным с постоянным поиском, а не с прямым достижением фиксированной точки. Исходя из неформального исследования самоктуализирующихся людей, А.Маслоу определяет следующие их характеристики: более эффективное восприятие реальности, принятие себя, других и природы, непосредственность, простота и естественность, центрированность на проблеме, независимость, автономия, свежесть восприятия, вершинные, или мистические, переживания, общественный интерес, глубокие межличностные отношения, демократичный характер, разграничение средств и целей, философское чувство юмора, креативность, сопротивление окультуриванию.

Так, гуманистическая психология предлагает новое наполнение уже известных понятий. Психическое здоровье рассматривается теперь не просто как отсутствие недостатков, а как присутствие определенных достоинств в структуре личности. Данное понятие приобретает позитивное содержание - как способность к постоянному росту и обогащению личности. Сам процесс терапии выступает как процесс освобождения ресурсов клиента для нормального роста и развития, цель которого — создание определенных условий для личностного роста. Личностный рост приобретает не просто мотивацию адаптивности, а достижительную мотивацию, в основе которой способность человека к свободному выбору, ответственность в принятии решений, готовность к поиску не только безопасности, но и нового опыта переживаний, самореализации и самоактуализации.

Однако оставались слабо проработанными условия и факторы, способствующие личностному росту, его психологические механизмы. Клиент-центрированная терапия К.Роджерса оказывается способной ответить на этот вопрос. Подчеркивая роль и значение межличностных отношений, К.Роджерс полагал, что только в отношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Суть межличностных отношений, как показал К.Роджерс на примере своей терапевтической практики, заключается в создании «такой атмосферы, в которой по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, в развитии лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими людьми» (Взгляд на психотерапию). Рассматривая психологический рост с феноменологических позиций, К.Роджерс видит в нем такие изменения в развитии личности, которые возрождают способность человека жить полноценной жизнью. В его понимании личностный рост отражает путь становления человека в направлении его истинной самости на основе безусловного принятия себя. Показателями достижения тех или иных ступеней роста являются: открытость к переживанию, экзистенциальный образ жизни «здесь и теперь», доверие к своим внутренним ощущениям в ситуациях выбора, эмпирическая свобода, креативность и творческий образ жизни.

Центральным конструктом теории личности Роджерса является «самость» - «организованный и связный гештальт, доступный осознанию, постоянно находящийся в процессе формирования и изменения по мере изменения опыта восприятия и внутренней системы эталонов, то есть в определенном смысле |внутреннего угла зрения». Давая общую панораму развития Я-концепции, «самости», К.Роджерс вносит понятие идеальной самости, которая отражает те атрибуты Я, которые человек хотел бы иметь, которые он высоко ценит и каким представляет себя в будущем. Как и Я-реальное, Я-идеальное тоже изменяющаяся структура, постоянно подлежащая изменению и переопределению, носящая амбивалентный характер. Идеальная самость может быть движущей силой развития и роста (путь к здоровью), но может быть и причиной невротического срыва. Разительный контраст между идеальной и истинной самостью - один из показателей личностного разлада, дискомфорта, психологического барьера к личностному росту. «Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть (безусловное принятие) - есть признак душевного здоровья».

Следует отметить, что К.Роджерс видел в личностном росте динамический процесс постоянных изменений, обусловленных переживанием нового опыта. Это он относил не только к самому клиенту, но и к терапевту, для которого не менее важен процесс постоянного личностного роста как процесса изменений его взглядов на себя, осознания и обозначения его переживаемых чувств в контакте с клиентом. Революционным ядром терапии К.Роджерса является его уважение к правам человека, убежденность в наличии источника здоровых сил и роста в самом человеке, взгляд на психотерапевта как на «фасилитатора» и «садовника», создающего необходимые и достаточные условия для самоизменения клиента. Общегуманистическая ориентация клиент-центрированной терапии, ее внедрение в широкую практику социальной работы (менеджмент, воспитательные и медицинские учреждения, семейное консультирование) способствовали ее превращению в теорию и практику содействия личностному росту, становлению и развитию человека.

Краткий анализ воззрений ведущих специалистов психотерапевтических направлений «третьей волны» на предмет роста личности свидетельствует о расширяющейся положительной динамике акцентов от устранения только симптома, от создания адаптивных защит до самоактуализации личности, до достижения личностной зрелости. Обобщая позитивные стороны исследования личностного роста в гуманистической психологии, мы признаем в качестве коренного отличия от психоаналитических теорий их направленность не на психологию заболевания и рассмотрение в этом контексте развития личности, а на психологию роста. Вследствие такого подхода подчеркивается роль творческого потенциала человека, социо-культурных факторов его развития при акценте на внутренних детерминантах (саморазвитии), выявляется пространство личностного роста - межличностные отношения - и терапевтические условия, при которых становится возможным взаимный рост каждого из участников этих отношений.

Как нам кажется, это позволяет концептуально очертить феномен личностного роста и определить важнейшие его характеристики. Совершенствование человека есть процесс, не имеющий конечной формы или портрета идеальной личности, так как потребность саморазвития и обогащения личности принципиально не может быть удовлетворена. концепция личностного роста неотделима от концепции психического здоровья, так как обе предусматривают развитие, сохранение и укрепление психического, социального, духовного потенциала. Жизнеспособность человека определяется не столько анализом глубин человеческого поведения; сколько изучением высот, которых каждый индивидуум может достичь. Личностный рост может быть рассмотрен как «уход от болезни», выбор здорового пути лучшего приспособления к среде, отказ от старых патологических механизмов поведения в пользу приобретения новых на основе нового видения ситуации и позитивного опыта ее проживания, что позволяет раскрыть индивидуальные потенциальные возможности (К.Роджерс, Ф.Перлс, Э.Фромм, Э.Шостром).

Способность к личностному росту является основой адекватного поведения в жизненных ситуациях и служит оптимальной предпосылкой для выполнения человеком намеченных жизненных целей, что в конечном итоге ведет к пониманию, поиску и реализации смысла жизни. В работах Дж.Бьюдженталя, К.Роджерса, В.Франкла, И.Ялома и др. феномен личностного роста приобретает ценностно-смысловое звучание, поскольку включает в себя аспекты экзистенциального бытия и со-бытия. Личностный рост как способ достижения экзистенциальной зрелости актуализирует сознательную способность человека руководить своими действиями и поступками, быть ответственным перед собой и другими, адекватно воспринимать себя и других (соотношение реальных и идеальных представлений о себе и собственных целях), иметь развитую систему ценностей.

Одной из трудностей приложения данной концепции к практической работе является недостаточная определенность понятий «рост» и развитие в западной психологии. Для многих авторов эти понятия тождественны и употребляются в словосочетании, могут быть синонимичны и взаимозаменяемы. Это заставляет нас рассмотреть соотношение понятий «рост» и «развитие», признавая, что «развитие» является базовой и основополагающей категорией прежде всего в теоретических построениях отечественных психологов. В то же время постулат о предпочтении категории «роста» западными психологами в последнее время может быть принят со значительными оговорками.

^ Теория А. Маслоу.

Самоактуализация

Маслоу свободно определяет самоактуализацию как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.". "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями".

Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуали­зации были вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей, Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди, и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного сверше­ния как в профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Маслоу видел в них не только блестя­щих и выдающихся ученых, но и глубоко совершенных, творчес­ких людей. Он начал свое личное исследование, чтобы постарать­ся обнаружить, что же делает их столь особенными: он завел тетрадь для записи всех данных, которые он мог собрать относи­тельно их личной жизни, ценностей и пр. Его сравнение Бене­дикт и Вертхаймера было первым шагом в продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации.

Самоактуализация – это желание человека стать тем, кем он может стать. Это достижение вершины потенциала. Это необязательно творческие усилия. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерар­хии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Почему самоактуализация так редка

Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования приве­ли к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Примером тому является культурный стереотип мужественности. Такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость и нежность, часто мешают муж­чинам, потому что существует культурная тенденция рассматривать данные характеристики как мужественные. Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, надо признаться, некоторые все же намного лучше других.

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, всё, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. Короче, при здоровых условиях (когда удовлетворению основы потребностей человека ничто не угрожает) рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И, напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал – стать тем, чем они могли бы стать - реагируют на депривацию своих основных потребностей.

Исследование самоактуализации

Маслоу начал исследовать самоактуализацию более форма­лизованно, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.

Маслоу утверждает, что более резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших представи­телей, каких только удастся найти, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов. "Ясно, что существо с Марса, попав и колонию врожденных калек, карликов горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое мы сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы най­дем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмо­ции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые есть человечество".

Изучая лучших из людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Так, чтобы узнать, сколь быстро люди мо­гут бегать, нужно исследовать лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать "среднюю выборку" из населения какого-нибудь города. Равным образом, рассуждает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых, творческих, интегрированных людей.

Маслоу выбирал образцы для своего первого исследованиями двум критериям. Во-первых, это были люди относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом ис­пользовавшие свои таланты, способности и другие данные.

"Самоактуализированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов в нечто во-вне себя". А.Маслоу.

Группа состояла из восемнадцати индивидуумов: временников и девяти исторических личностей - Авраама Лин­кольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализи­рующихся людей:

1) "более эффективное восприятие реальности и более ком­фортабельные отношения с ней"

2) "принятие (себя, других, природы)"

3) "спонтанность, простота, естественность"

4) "центрированность на задаче" (в отличие от центрирован­ности на себе),

5) "некоторая отъединенность и потребность уединении"

6) "автономия, независимость от культуры и среды"

7) "постоянная свежесть оценки"

8) мистичность и опыт высших состояний

9) "чувства сопричастности, единения с другими"

10) "более глубокие межличностные отношения"

11) "демократическая структура характера"

12) "различение средств и целей, добра и зла"

13) "философское, невраждебное чувство юмора"

14) "самоактуализирующееся творчество"

15) "сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры".

"Самоактуализация — это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным". А. Маслоу.

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, кото­рых он изучал, не были совершенны, и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чув­ство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

"Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, по­истине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это дает нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко, и были недюжинными. И вместе с тем эти же люди могут испыты­вать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злы­ми, или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллю­зий относительно нее".

Теория самоактуализации

В последней книге Маслоу "Дальние достижения человечес­кой природы" описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. Это нельзя назвать образцом логически-ясного мышления, но это — кульминация размышлений Маслоу о самоактуализации.

1. Прежде всего, самоактуализация означает переживание пол­ное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впиты­ванием". Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит

в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии, большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенно­го сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает — в каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, меж­ду прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет спои позитив­ные и негативные аспекты. Выбирать безопасное — значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в не­известном.

"Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислуши­ваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни".

3. Актуализироваться — значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под само­стью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация — это научение сонастраиваться со своей собственной, внутренней природой, значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища, или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выг­лядеть или удовлетворить своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внут­ренней самостью.

5. Первые пять шагов помогают развить способность "лучше­го жизненного выбора". Мы научаемся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу пола­гает, что это ведет к лучшим выборам того, что конституционно правильно для каждого индивидуума - выборам в искусстве, музы­ке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

6. Самоактуализация — это также постоянный процесс раз­вития своих потенциальностей. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Большой талант или разумность — не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть со средним талантом, сделали невероятно много.

Самоактуализация - это не "вещь", которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийско­му Пути просветления. Это — способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7. "Пик-переживания" — переходные моменты самоактуализации. Мы более целостны, более интегрированы, больше созна­ем себя и мир в моменты "пика". В такие моменты мы думаем, ' действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внут­реннего конфликта и тревожности, более способны конструктив­но использовать нашу энергию.

8. Дальнейший шаг самоактуализации — это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Нам нужно лучше созна­вать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира по­средством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

Иерархия потребностей.

Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает со­стояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и по­требностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения», Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Потребности в порядке их очередности:

1. физиологические потребности;

'2. потребности безопасности и защиты;

3. потребности принадлежности и любви;

4. потребности самоуважения;

5. потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствова­ния.

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенные вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположение внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположений выше в иерархии, и их участие в мотивации, Таким образом, физиологически потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены т некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать н выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ниче­го». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть моти­вирован в двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей сте­пени; 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - самоуважение и 10% - самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют, и частично не удовлетворяют их. Следует также отме­тить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребнос­тей; если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Метамотивация

"Рост теоретически возможен только потому, что вкус "выс­шего" лучше, чем вкус "низшего", и потому что удовлетворение "низшего" становится скучным". А.Маслоу.

Метамотивация касается поведения, вызываемого потребнос­тями и ценностями роста. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых по определению, удовлетворены более низкие потребности. Мета­мотивация часто принимает форму посвящения себя определен­ным идеалам или целям, чему-то "вне себя". Маслоу указывает, что метапотребности составляют континуум с фундаментальны­ми потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызы­вает "метапатологии". Метапатологии могут проявляться в недо­статке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. Маслоу утверждает, что чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так же существенны для психологического благосостояния, как безопасность, любовь и самоуважение.

Жалобы и мета-жалобы

Маслоу полагает, что существуют различные уровни жалоб соответствующие уровням фрустрированных потребностей. На заводе, например, жалобы низшего уровня могут касаться отсут­ствия техники безопасности, произвола начальства, негарантиро­ванности работы на следующий день и т.п. Это жалобы, касающиеся неудовлетворения наиболее фундаментальных потребнос­тей физической безопасности и обеспеченности. Жалобы более высокого уровня могут относиться к недостатку соответствующе­го работе признания, угроз потери престижа, недостатка группо­вой солидарности; эти жалобы касаются потребностей принад­лежности или уважения.

"Когда к вам врываются представительницы женского коми­тета и возбужденно жалуются на то, что розы в парке недостаточ­но ухожены, это само по себе замечательно, потому что указывает на высоту уровня жизни жалующихся". А.Маслоу.

Мета-жалобы касаются фрустрации мета-потребностей, таких как потребности в совершенстве, справедливости, красоте и исти­не. Этот уровень жалоб — хороший указатель того, что актуаль­но все обстоит сравнительно благополучно. Когда люди жалуют­ся на неэстетичность среды, это означает, что в отношении более фундаментальных потребностей они более или менее удовлетворены. Маслоу полагает, что жалобам не может быть конца: мож­но надеяться лишь на повышение их уровня. Жалобы на несо­вершенство мира, отсутствие совершенной справедливости и т.п. — это здоровые указания на то, что, несмотря на довольно высо­кий уровень фундаментальной удовлетворенности люди стремят­ся к дальнейшему совершенствованию и росту. Фактически, Мас­лоу полагает, что уровень жалоб может служить показателем просвещенности общества.

Дефициентная и бытийная мотивация

Маслоу указывает, что большинство психологов занимается только дефициентной мотивацией, т.е. поведением, ориентирован­ным на удовлетворение какой-то потребности, которая неудов­летворена или фрустрирована. Голод, боль, страх — первичные примеры дефициентной мотивации.

Однако внимательный взгляд на поведение людей и живот­ных обнаруживает другой род мотивации. Когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни страха, появляются новые мо­тивации, такие как любопытство или желание игры. При таких условиях деятельность может приносить удовлетворение и ра­дость как таковая, а не только как средство удовлетворения не­коей вне нее лежащей потребности. Бытийная мотивация отно­сится прежде всего к наслаждению и удовлетворению в настоя­щем или к желанию искать позитивные ценностные цели (моти­вация роста или мета-мотивация). "Дефициентная" же мо­тивация состоит в потребности изменить данное состояние дел, потому что оно ощущается как неудовлетворительное или фрустрирующее.

"Пик-переживания" в целом относятся к миру бытия, и пси­хология бытия, по-видимому, наиболее применима к само­актуализирующимся людям. Маслоу различает Б- и Д- (бытий­ное и дефициентное) познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь.

Первые (также называемые дефицитарными, или Д-мотивами) заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии, особенно что касается наших физиологических требований и требований безопасности. Единственной целью дефицитарной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний.

В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения.

Дефицитарная мотивация нацелена на изменение существую­щих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вы­зывающие напряжение.

В отличие от Д-мотивов, мотивы роста также называемые метапотребностями и бытийными или Б-мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Объективные мотивы роста, или метапотребности должны обогатить и рас­ширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения). Метапотребности также имеют биологические корни, предполагал Маслоу, следовательно, они должны быть так же удовлетворены для того, чтобы человек мог сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Если метапотребности не удовлетворены, появляются метапатологии (апатия, отчуждение, цинизм, депрессия). Метапатологии могут быть ответственны за искажении ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают, что правильно, а что нет (наркотики, война), потому что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости.

Дефициентное и бытийное познание

В дефициентном познании объекты рассматриваются исклю­чительно как удовлетворяющие потребности, как средства для других целей. Это в особенности справедливо тогда, когда по­требности сильны. Маслоу указывает, что сильные потребности, как правило, канализируют мышление и восприятие, так что ин­дивидуум сознает только те аспекты среды, которые имеют отно­шение к удовлетворению потребности. Голодный человек заме­чает только пищу, нищий — только деньги.

Б-познание более точно и эффективно, потому что восприни­мающий в меньшей степени искажает свое восприятие в соответ­ствии с потребностями и желаниями. Б-познание не судит, не оценивает и не сравнивает. Фундаментальным отношением яв­ляется здесь восприятие того, что есть, и способность ценить это. Стимулы вызывают полное внимание, восприятие кажется более богатым и полным.

Воспринимающий остается в каком-то смысле независимым от воспринимаемого. Внешние объекты ценятся как таковые, в себе и сами по себе, а не в их отношении к личным заботам. Фактически в состоянии Б-познания индивидуум стремится ос­таваться погруженным в созерцание или пассивное наблюдение, активное вмешательство кажется неуместным. Одно из преимуществ Д-познания состоит в том, что человек может быть побуждаем к действию и к попытке изменить существующее состояние.

Дефициентные и бытийные ценности

Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям, хотя ценности описывает детально. Он полагает, что есть определен­ные ценности, присущие каждому индивидууму: "Высшие ценности существуют в самой человеческой природе, и могут быть там найдены. Это противоречит более старым и привычным взглядам, что высшие ценности приходят лишь от сверхъестественного Бога, или какого-то иного источника, внешнего по отношению к самой человеческой природе".

Маслоу перечисляет следующие Б-ценности: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникаль­ность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

Дефициентная и бытийная любовь

Дефициентная любовь — это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем больше возрастает этот род любви. Это любовь из потребности в самоуважении, или в сексе, или из страха одиночества и т.п.

Бытийная любовь — это любовь к сущности, к "бытию" или "существу" другого. Такая любовь не стремится к обладанию и ланита больше добром другого, чем эгоистически удовлетворени­ем. Маслоу часто описывал Б-любовь как обнаруживающую, да­осское отношение невмешательства, способности давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь "улучшить" что-либо. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, наблюдать их рост, оставляя их в покое, Д-любовь скорее выра­зиться в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь — это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может даже включать любовь к маленьким несовершенствам ребенка.

Маслоу утверждает, что Б-любовь богаче, дает больше удов­летворения, и более длительна, чем Д-любовь. Она остается жи­вой и свежей, в то время как Д-любовь утрачивает свежесть и остроту со временем. Б-любовь может быть причиной "пик-пере­живаний" и часто описывается в столь же экзальтированных словах, которыми описывают религиозный опыт.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии iconДыхания, музыки, движения
В книге изложена новейшая психотехнология личностного роста и самоисследования, сочетающая изыски музыкотерапии, танцевально-двигательной...

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии iconКовалев С. В. К56 Семь шагов от пропасти. Нлп-терапия наркотиче­ских зависимостей
Книга предназначена для специалистов в области практи­ческой психологии, психотерапии и смежных областей, а так­же для широкого круга...

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии iconКоторый называется воспитанием в широком
Цели: создание благоприятной атмосферы для повышения личностного роста учащихся, их развития и самореализации в воспитательном пространстве...

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии iconТанатотерапи я: практическое применение Москва, 2012
Устюжанина Е. Танатотерапия как средство личностного роста: проблемы и перспективы (дипломная работа) Москва 2011

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии icon5. Базисные психотехники: активная жизнедеятельность, самонаблюдение и беатум 33
В книге рассматриваются некоторые основные положения беатотерапии — направления, разработанного автором и русле отечественной клинической...

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии iconфилософско-методологические основания гуманистической психологии к. Роджерса
Охватывают не столько то, что явно и осознанно представлено в методологическом знании, сколько то, что дано неосознанно [144, с....

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии iconВопросы к экзамену 1-й курс рао, 1-й курс ипп
Развитие психологической мысли в XIX веке. Становление психологии как науки. Проблема предмета психологии

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии iconРефератов к зачету по дисциплине «Планирование карьеры и личностного роста»
Реферат выполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому виду работы. Допускаются варианты машинописного текста...

Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии iconКурс лекций Часть II. Курс лекций Лекция Личность в системе современного...
Проблема человека в системе современного научного знания. Личность в философии, социологии и психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную