Образовательная программа «волейбол»




НазваниеОбразовательная программа «волейбол»
страница1/8
Дата публикации20.09.2013
Размер1.22 Mb.
ТипОбразовательная программа
exam-ans.ru > Спорт > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №7

ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.ОРЛА»

Утверждена

Педагогическим Советом МОУ ДОД ДЮСШ-7

Заводского района г.Орла

________________________ 2009 года

Председатель Совета _________Подрезова И.В.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛЕЙБОЛ»

Для детей и подростков от 10 до 18 лет

Срок реализации программы 10 лет

Составители: тренер-преподаватель Андрияшенкова О.Ю.

тренер-преподаватель Чесноков Г.А.

тренер-преподаватель Ступаева Е.Н.

методист Найденова Т.Н.


^

г. Орел

2009 год



С О Д Е Р Ж А Н И Е.

1.Пояснительная записка.
1.1. Цель и задачи программы

1.2.. Сроки реализации программы.

1.3. Формы занятий. Режим работы учебных групп

1.4. Планирование учебно-воспитательной деятельности

П. Учебные планы.
2.1.План теоретической подготовки.

2.2.План распределения теоретических и практических занятий.

2.3.Планы распределения программного материала по годам обучения.

2.4.План подготовки юных судей по волейболу.

Ш. Содержание учебно-воспитательной деятельности.
3.1.Содержание теоретической подготовки.

3.2.Содержание практической подготовки.

3.3.Содержание подготовки юных судей по волейболу.

3.4.Содержание воспитательной работы.

3.5.Психологическая подготовка.

3.6.Восстановительные мероприятия.

1У.Требования к знаниям и умениям занимающихся.


У1.Список используемой литературы.

^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1.Цель и задачи программы.
Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и со­действия успешному решению задач физического воспитания детей школь­ного возраста.

Программа для детско-юношеской спортивной школы разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образования Российской Федерации. Материал разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. №12-ФЗ (ст. 9,12, 15, 26, 17, 28, 32, 33), Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ 2007г.

Использованы положения Типового плана-проекта учебной программы для спортивных школ, согласно Приказа Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2001 г. №390 «Об утверждении типового плана-проекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР)», а также методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685).

Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней пред­ставлена система тренировочных заданий по физической, технической, так­тической и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать за­дачи в соответствующих категориях учебных групп.

^ Цель занятий в спортивной школе по волейболу заключается в подго­товке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально-активной личности.

Задачи многолетней и целенаправ­ленной подготовка юных волейболистов:

- содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

- подготовка волейболистов высокой квалификации, резерва сборных молодежных и юношеских команд России, регионов, команд высшей и первой лиги;

- повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки до требований в командах высших разрядов;

- подготовка волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким
уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов;

-подготовка юных судей по волейболу;

- подготовка и выполнение нормативных требований.

Основной показатель работы спортивной школы - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), вклад в подготовку молодежных и юношеских сборных команд страны, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований – основное условие пребывания занимающихся в спортивной школе. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних норма­тивах в известной мере компенсируют более низкие в других).

^ 1.2. Сроки реализации программы.



Этапы подготовки

Период обучения

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (кол-во часов в неделю)

Начальная подготовка

1

2-3

6

9

Учебно-тренировочный

1

2

3

4

5

12

14

16

18

20

Спортивного совершенствования

1

2

3

24

28

28

Спортивно-

оздоровительный


Весь

период

6


Спортивно-оздоровительный этап предусматривает воспи­тание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики волейбола, воспитание умений сорев­новаться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и кол­лективно (подвижные игры, мини-волейбол).

Этап начальной подготовки посвящен базовой технико-тактической и физической подготовке, в этот период осуществля­ются освоение основ техники и тактики (без акцента на специализацию по игровым функциям), воспитание соревновательных качеств, применитель­но к волейболу.

Учебно-тренировочный этап направлен на специальную подготовку: технико-тактическую, физическую, интегральную, в том числе игро­вую, соревновательную. Вводятся элементы специализации по игровым функ­циям (связующие, нападающие).

Этап спортивного совершенствования предназначен для совершенствования технико-тактического мастерства волейболистов, спе­циализации по игровым функциям, адаптации к требованиям в командах высших разрядов. Возраст 16-18 лет. Сочетается этот этап с группами спортивного совершенствования.

Указанные возрастные границы условны, основной по­казатель - уровень подготовленности. Поэтому спортсмены, с учетом вы­полнения установленных требований, могут переводиться на следующий этап в более раннем возрасте.

В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляются подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т.д.

Обучение в ДЮСШ рассчитано на 10 лет и осуществляется в возрастной период учащихся с 9 до 18 лет. Разрешается зачисление детей в спортивно-оздоровительные группы с 7-летнего возраста на весь период обучения. Разрешается набор учащих­ся на этап начальной подготовки с

8-летнего возраста. В группах началь­ной подготовки - 3 года (8-11 лет), в учебно-тренировочных группах - 5 лет (11—15 лет), в группах спортивного совершенствования - 3 года (16-18 лет).


^ 1.3.Режим работы учебных групп. Формы занятий.

При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, осущест­влении развития физических качеств спортсменов, обучения их технике и тактике на всех этапах многолетней подготовки необходимо учитывать пе­риоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы разви­тия того или иного физического качества /табл.I/.

^ Таблица I.

Примерные сенситивные периоды развития физических качеств, показателей длины и массы тела.


Росто - весовые показатели и физические качества


Возраст учащихся (лет).


7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Длина тела.
















+

+

+

+







Масса тела.
















+

+

+

+







Сила.



















+

+




+

+

Быстрота.




+

+

+






















Скоростно-силовые качества







+

+

+

+

+

+

+







Выносливость /аэробные возможности/




+

+













+

+

+




Скоростная выносливость






















+

+

+




Анаэробные возможности







+

+

+







+

+

+




Гибкость

+

+

+

+










+

+

+




Координационные способности







+

+

+

+
















Равновесие

+

+




+

+

+

+

+











^ Таблица 2.

Тренировочные режимы:



Группы


Год

обучения

Возраст

учащихся

для зачисления

Кол-во

учащихся в группе

Кол-во

учебных

часов в неделю

Кол-во

учебных часов в году

Требования к спортивной

подготовке

Спортивно-оздоровительные.

Весь период




15

6

312

Требования программы

Начальной

подготовки

1

2

3

8-9

9-10

10-11

15

12

12

6

9

9

312

468

468

Требования программы

Требования программы

Требования программы

Учебно-

тренировочные.




1
2

3

4

5


11-12
12-13

13-14

14-15

15-16


12
12

10

10

10


12
14

16

18

20




624
728

832

936

1040


Требования программы
Требования программы

2-й юношеский разряд
Требования программы

2-й юношеский разряд
Требования программы

1-й юношеский разряд
Требования программы

2-й спортивный разряд


Спортивного совершенство-вания.




1

2

3


16-17

17-18

18-19




6

6

6



24

28

28




1248

1456

1456



Требования программы

2-й спортивный разряд
Требования программы

1-й спортивный разряд
Выполнить модельные

требования команд мастеров

Формы проведения образовательной деятельности :

  • групповые практические занятия, в соответствии с данной программой;

  • групповые теоретические занятия в виде бесед, лекций;

  • учебные и оздоровительные занятия и мероприятия, проводимые в каникулярное время и в оздоровительном лагере;

  • участие в соревнованиях, мероприятиях, показательных выступлениях, матчевых встречах;

  • просмотр и методический разбор учебных видеокассет;

  • отработка отдельных элементов техники и развитие специальных качеств, в виде домашних и дополнительных заданий;

  • инструкторская и судейская практика.

Теоретическая подготовка занимающихся- это формирование у учащихся, в процессе образовательной деятельности, знаний в сфере избранного вида спорта.

Теоретические занятия проводятся в виде 10-15 минутных бесед, проводимых тренерами в процессе учебных занятий.

Допускаются занятия в виде лекции, диспута и т.п.

Теоретическая подготовка занимающихся подразумевает не только формирование непосредственных знаний, но и формирование умения применять полученные знания на практике.

Техническая подготовка: формирование у учащихся общих и специальных способов двигательной деятельности.

Физическая подготовка: развитие у занимающихся общих и специальных двигательных качеств, - проводится на практических занятиях в форме тренировки или мероприятия, содержание которых направлено на общую, специальную или техническую подготовку занимающихся.

Практические занятия проводятся в соответствии с учебным планом и решают образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Знания и навыки юных судей учащиеся получают в процессе практических и теоретических занятий;

оказывают помощь тренеру в проведении занятий с начинающими учащимися; выполняют обязанности помощников на соревнованиях внутри учебных групп, на районных и городских соревнованиях.

Разрядные требования по волейболу выполняются учащимися на официальных соревнованиях – районных, городских, областных, включенных в календарный план на год.

Восстановительные мероприятия на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе - педагогические средства, предусматривающие рациональное чередование нагрузки и отдыха,

рациональное распределение нагрузок в недельных циклах, переключение с одного вида деятельности на другой;

использование дополнительных средств /душ, водные процедуры, витаминизация/.

На этапе специальной подготовки применяется более широкий арсенал восстановительных средств:

психолого-педагогические средства, зависящих от уровня профессионализма педагога, медико-биологические средства: специализированное питание, медикаментозные средства, массаж, баня, электропроцедуры.

^ 1.4.Планирование учебно-воспитательной деятельности.

Цель подготовки высококвалифицированных волейболистов состоит в том, чтобы юные спортсмены, при переходе в команды высших разрядов, по уровню подготовленности обладали потенциалом для дости­жения высоких спортивных результатов на соревнованиях высокого ранга, в сфере спорта высших достижений.
Направленность и содержание тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач и принципов многолетней подготовки юных спортсменов.

^ На спортивно-оздоровительном этапе занимающиеся осваивают «школу» основных видов двигательных действий, жизненно важных навыков и умений – формирование правильной осанки, ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, со скакалкой), метания (бросания), лазанье, упражнения в равновесии, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде (велотренажере).

^ На этапе начальной подготовки основной принцип учебно-тренировочной работы - универсальность подготовки учащихся.

Задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, ловкости, гибкости; обучение основам техники перемещений и стоек, приема и передач мяча; начальное обучение тактическим действиям; привитие стойкого интереса к занятиям волейболом; приучение к игровой обстановке; выполнение нормативных требований по видам подготовки.

^ На учебно-тренировочном этапе основной принцип учебно-тренировочной работы универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям).

Задачи: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию, повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования техники и тактики; прочное освоение основами техники и тактики волейбола; приучение к соревновательным условиям; определение каждому учащемуся игровой функции в команде и, с учетом этого, индивидуализация видов подготовки4 обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализу полученных данных; приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение спортивных разрядов и нормативов по видам подготовки

^ На этапе спортивного совершенствования основной принцип учебно-тренировочной работы – специализированная подготовка, в основе которой лежит учет игровой функции и индивидуальных особенностей занимающихся; специализация осуществляется на основе универсальности процесса подготовки.

Задачи: дальнейшее повышение разносторонней и специальной физической подготовленности; достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности; высокое мастерство выполнения игровой функции в команде; достижение стабильности игры (надежности игровых навыков) в сложной соревновательной обстановке; приобретение навыков проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по волейболу; получение звания «Юный судья по спорту»; выполнение спортивных разрядов и специальных нормативов; включение в тренировочный состав команды высших разрядов.


^ Таблица 3

Соотношение времени на виды подготовок в процессе многолетней

тренировки


( в % )




Этапы многолетней подготовки


Общая физическая

подготовка

Специальная

физическая

подготовка

Техническая

подготовка

Тактическая

подготовка

Интеграль-

ная подготовка

1 этап.

Спортивно-оздоровительные и группы начальной подготовки.

^ 2 этап.

Учебно-тренировочные группы 1 и 2 года обучения.

3 этап.

Учебно-тренировочные группы 3, 4, 5 годов обучения.

4 этап.

Группы спортивного совершенствования.


32

21


18

12


17

19


20

16


27

28


24

23


14

16


19

23


10

16


19

26



^ Таблица 4.

Количество учебных часов на виды подготовок в процессе многолетней

тренировки.





п/п


Наименование

Группы начальной

подготовки

Учебно-тренировочные группы

Группы

спортивного совершенствования

1-й

2-й

3-й

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

1-й

2-й

3-й

1.

Теоретическая подготовка

8

14

14

16

18

18

20

22

22

24

24

2.

Общая физическая подготовка

86

120

106

98

90

96

110

125

98

120

120

3.

Специальная физическая подготовка

45

68

68

90

100

108

124

140

127

160

160

4.

Техническая подготовка

72

102

110

120

130

130

150

168

190

230

230

5.

Тактическая подготовка

37

60

62

72

85

103

118

133

190

230

230

6.

Интегральная подготовка

26

44

48

72

85

103

118

133

214

260

260

7.

Инструкторская и судейская практика

-

-

-

12

14

16

20

24

24

30

30

8.

Участие в соревнованиях.

24


44


44


72


120


132


150


165


165


210


210


9.

Контрольные испытания

14

16

16

20

20

22

22

26

32

36

36

10.

Восстановительные мероприятия

-

-

-

52

66

104

104

104

156

156

156

11.

Общее кол-во часов

312

468

468

624

728

832

936

1040

1248

1456

1456




^ Примерный план теоретической подготовки юных волейболистов

на учебный год.



^ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ГРУППЫ


Начальной

подготовки


Учебно-тренировочные

^ Спортивного совершенствования


1

2-3

1

3

3

4

5

1

2

3

Роль физической культуры и спорта в обществе

1

1

1

3

3

2

2

2

2

2

Социальное значение спорта
















1

2

2

2

2

Сведения о строении и функциях организма человека

1

1

1

3

3

2

2

2

2

2

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

1

1

1

3

3
















Гигиена, врачебный контроль

1

1

2

3

3

2

2

2

2

2

Правила игры в волейбол

1

1

1







2

2

2

2

2

Оборудование и инвентарь

-

1

2






















Состояние и развитие волейбола

1

1

2







2

2

2

2

2

Основы техники и тактики игры.

1

2

2







2

2

2

2

2

Основы методики обучения




2

2







2

2

2

2

2

Установки игрокам и разбор игр.

1

1

2

3

3

2

2

2

2

2

Организация и проведение соревнований




2




3

3


































2

2

2

3

3



















1

2

2

3

3

^ ВСЕГО ЧАСОВ

8

14

16

18

18

20

22

22

24

24
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «волейбол» icon№ урока по теме
Волейбол. Обучение и совершенствование техники игры в волейбол. Ознакомление с правилами игры, жестами судьи

Образовательная программа «волейбол» iconОбразовательная программа оу 2013 информационно-концептуальный модуль...
Образовательная программа (далее Программа) муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа «город Дербент»...

Образовательная программа «волейбол» iconОбразовательная программа мкоу «Башлыкентская сош им. Ш. Г. Шахбанова»
Образовательная программа это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации...

Образовательная программа «волейбол» iconОсновная образовательная программа муниципального казенного образовательного...
Образовательная программа дошкольной ступени образования с учетом федеральных государственных требований стр. 12

Образовательная программа «волейбол» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Образовательная программа является составной частью Программы развития мбоу «Новороссийская сош»

Образовательная программа «волейбол» iconОбразовательная программа по фгос 2013
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...

Образовательная программа «волейбол» iconОбразовательная программа Муниципального казенного общеобразовательного...
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта...

Образовательная программа «волейбол» iconОсновная образовательная программа мбоу сош №34
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...

Образовательная программа «волейбол» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Пояснительная записка стр. 3-10

Образовательная программа «волейбол» iconОбразовательная программа на 2008-2012 годы
Образовательная программа (для ступеней начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) муниципального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную