Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий»




НазваниеТема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий»
Дата публикации21.10.2014
Размер97.4 Kb.
ТипУрок
exam-ans.ru > Спорт > Урок
Урок профессионального обучения

по курсу «Трактор категории «С»», 10 класс
Тема урока:

«Предупреждение

дорожно-транспортных происшествий»

/методическая разработка/
Учитель профессионального обучения

МОУ «СОШ с. Ездочное»

Маликов Михаил Николаевич

Цель: обучение дорожной грамоте, формирование навыков и привы­чек правильного поведения на дороге.

Оборудование: модели светофоров, комплект знаков ПДД, схемы перекрёстков, дидактический материал, контролирующее устройство «Ого­нёк».

^ Методы и приёмы: игровой метод, проблемный подход к использованию тестовых заданий, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, моделирование.

Ход урока

Учащимся выдаются путевые листы, и предлагается совершить движе­ние по определённому маршруту, выполняя задания на остановках:
^ I. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Станция «Тракторная».

Прошу быть всем внимательным в работе.

1). Из каких основных частей состоит трактор? (Двигатель, трансмиссия, рулевое управление, ходовая часть, рабочее и вспомогательное оборудование).

Двигатель преобразует внутреннюю энергию топлива в механическую.

Трансмиссия –сцепление, понижающий редуктор, КПП, главная переда­ча, дифференциал, конечная передача, полуоси.

^ Ходовая часть передаёт силу тяжести трактора на почву и обеспечивает его передвижение.

Механизмы управления – рулевое управление и тормоза.

2). Какие типы двигателей относятся к тепловым?

(внутреннего, внешнего и реактивные)

3). Сколько механизмов и систем имеет двигатель?

  1. механизма, 4 системы)

4) Какое значение в работе трактора имеют:

  • кривошипно-шатунный механизм

  • газораспределительный механизм

  • декомпрессионный механизм

  • систем питания

  • система смазки

  • система охлаждения

  • система пуска.

^ 2. Станция «Пешеходная».

На этой остановке выполним диктант.

  1. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов (тротуар).

  2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не произ­водящее на ней работу (пешеход).

  3. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог в одном уровне (перекрёсток).

  4. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых ТС – (проезжая часть).

  5. Устройство, предназначенное для перевозки по дороге людей и грузов (транспортное средство).

  6. В каких местах пешеходы должны переходить проезжую часть? (по пешеходным переходам).

  7. Разрешается ли лицам, находится в кузове тракторного прицепа? (запрещается)

  8. При движении в не населённых пунктах пешеходы должны идти

(на­встречу движению).

  1. При каком сигнале светофора разрешено движение пешеходов?

(зелё­ный).

  1. При каком сигнале светофора запрещено движение пешеходов?

(крас­ный).

Взаимопроверка учащимися ответов.
II. Изучение нового материала.
^ 3. Станция «Дорожная».

На пути следования к этой остановке произошло ДТП.

ДТП – это происшествие, возникшее в связи с движением ТС и само­ходных механизмов на улицах городов, населённых пунктов и дорогах, по­влекших за собой гибель или травматизм людей или материальный ущерб.

Каковы факторы, приводящие к ДТП?

Три группы факторов:

1– связанная с повелением водителей и пешеходов;

  1. – связанная с неисправностями ТС;

  2. – связанная с дорожными условиями.

Человеческий фактор (ошибка водителя или пешехода) присутствует в 95 НС из 100.

Статистика свидетельствует, что в нашей стране в ДТП ежедневно по­гибает более 100 человек, свыше 700 получают травмы, 50 - остаются кале­ками.

Безопасность движения зависит, прежде всего, от отношения водителей к своим обязанностям и поведения пешеходов.

Какие причины могут вызвать ДТП происходящие по вине пешеходов и водителей? (назвать несколько примеров)

Для предупреждения ДТП в АТП ГИБДД проводит совместно с АТП следующие мероприятия:

  1. Систематическую воспитательную работу трактористами.

  2. Повышение квалификации трактористов.

  3. Ознакомление с новыми ПДД.

  4. Изменение схем движения при ремонте дорог.

  5. Инструктаж тракториста при закреплении за ним трактора.

  6. Сообщение информации об усложнении условий движения в связи с ухудшением дорожных и походных условий.

  7. Систематический контроль на линии.

  8. Контроль качества ТО и ремонта тракторов, прицепов и сельхозмашин.

Все ДТП учитываются инспекторами Гостехнадзора совместно с руководителями предприятий и до­рожными организациями независимо от тяжести нанесённых людям телес­ных повреждений и размеров материального ущерба.

При анализе ДТП важно охарактеризовать не только детали с самого момента происшествия, но и события, предшествующие ему. Эти события

важны потому, что во многих случаях предпосылки создаются на много раньше самого происшествия.

Каковы предпосылки ДТП? К ним относятся:

  1. Небрежное отношение к ТО ТС при выезде на линию.

  2. Переутомление трактористов.

  3. Сверхурочные работы.

  4. Неправильный выбор скорости.

  5. Размещение и крепление грузов тракторных прицепов.

  6. Крепление платформы тракторного прицепа и состояние подвески, влияющие на величину крена трактора.

Важное место в ряду причин ДТП занимают:

  1. Не дисциплинированность пешеходов, в том числе и детей.

  2. Не удовлетворительные дорожные условия.

  3. Неисправность тормозов и рулевого управления.

  4. Время года, день недели и время суток существенно влияют на количе­ство ДТП.

III. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий (приложение).

Перейдём к практической части. Демонстрируется модель перекрёст­ков (регулируемого и нерегулируемого). Предлагаю разрешение дорожных ситуаций с целью предупреждения ДТП (Экзаменационные билеты. Раздел 13 ПДД «Проезд перекрёстков» № задач 13 – 15 билета №6 - Вариант I, № задач 13 – 15 билета №7 - Вариант II). От каждой группы вызы­ваются по 2 человека и разрешают дорожные ситуации. Используется проблемный подход к решению тестовых заданий.

^ Станция ТСО.

Предлагается выполнить задание с использованием контролирующего средства «Огонёк». Ответы занести в путевой лист.

Учащиеся сдают путевые листы, в которых дана оценка их деятельно­сти на уроке.

^ IV. Домашнее задание: изучить предпосылки и факторы, приводящие к ДТП, мероприятия по предупреждению ДТП. Составить электронную презентацию «Предупреждение ДТП», выполнить тестовые задания № 7-10 экзаменационных билетов №3-5.

VI. Рефлексия.
Приложение к уроку

.
Карточка №1
Вопрос 1. Как должен поступить тракторист при утомлении или дремотном состоянии в пути следования?

Ответы: I Остановить трактор и отдохнуть.

II Включить радиоприёмник.

III Уменьшить скорость движения и перейти на пониженную передачу.

Вопрос 2. Как влияет алкоголь на время реакции тракториста?

^ Ответы: I Не влияет

II Время реакции уменьшается

III Время реакции увеличивается.

Вопрос 3. Что понимается под временем реакции тракториста?

Ответы: I Время с момента, когда тракторист увидел опасность до начала конкретных действий.

II Время с момента возникновения опасности до момента, когда ее увидел тракторист.

Вопрос 4. Как влияет утомление на внимание и реакцию тракториста?

^ Ответы: I Не влияет.

II Внимание и реакция тракториста снижается.

III Внимание и реакция тракториста повышается.

Вопрос 5. При каком расположении центра тяжести трактор наиболее устойчив против опрокидывания?

^ Ответы: I Центр тяжести расположен низко.

II Центр тяжести смещен вправо

III Центр тяжести расположен высоко.
Карточка №2
Вопрос 1. Из чего складывается остановочный путь?

Ответы: I Из пути, пройденного за время срабатывания тормозного привода и полного торможения.

II Из пути пройденного за время торможения.

III Из пути, пройденного за время реакции тракториста, и тормозного пути.

Вопрос 2. Что называется тормозным путем?

Ответы: I Расстояние, пройденное трактором с момента нажатия на педаль тормоза до остановки.

II Расстояние, пройденное тракторм с момента обнаружения водителем опасности до остановки.

Вопрос 3. Что называется остановочным путем?

Ответы: I Расстояние, пройденное трактором с момента обнаружения трактористом опасности до начала торможения.

II Расстояние, пройденное трактором с момента обнаружения трактористом опасности до остановки.

Вопрос 4. Во сколько раз увеличивается тормозной путь, если скорость движения возрастет в 3 раза?

Ответы: I В три раза. II В четыре раза

III В шесть раз. IV В девять раз

Вопрос 5. Как изменяется величина интервала между тракторами с увеличением скорости движения?

^ Ответ: I Интервал увеличивается. II Интервал уменьшается.
Карточка №3
Вопрос 1. Какой прием торможения обеспечивает безопасную остановку на скользкой дороге?

Ответы: I Многократное прерывистое нажатие на педаль тормоза и отпускание ее без выключения сцепления.

II Однократное нажатие на педаль тормоза без выключения сцепления.

III Торможение с выключением сцепления.

Вопрос 2. Чем может быть вызвано боковое скольжение трактора?

^ Ответы: I Только резким ускорением.

II Резким ускорением и резким торможением

III Только резким торможением.

Вопрос 3. Какие колёса трактора более склонны к затормаживанию на юз?

^ Ответы: I Задние. II Передние.

Вопрос 4. Какие опасные последствия могут возникнуть при торможении трактора с различной регулировкой тормоза левой и правой стороны?

^ Ответы: I Занос и опрокидывание трактора.

II Износ протектора шин.

III Износ и выход из строя тормозных накладок.

Вопрос 5. Как влияет торможение юзом на величину тормозного пути при сухой дороге?

^ Ответы: I Уменьшает тормозной путь

II Не влияет на величину тормозного пути

III Увеличивает тормозной путь.
Карточка №4
Вопрос 1. Как влияет изношенный протектор шин коэффициент сцепления?

Ответы: I Повышает коэффициент сцепления

II Не влияет на величину коэффициента сцепления

III Снижает коэффициент сцепления

Вопрос 2. Какие опасные последствия могут возникнуть при торможении трактора, у которого шины правых и левых колес различной степени износа?

^ Ответы: I Перегрев тормозных барабанов

II Отслоение протектора

III Занос и опрокидывание трактора

Вопрос 3. В чем опасность длительного торможения трактора с выключенным сцеплением на крутых спусках?

Ответы: I В повышенном износе шин

II В повышенном износе деталей сцепления

III В перегреве тормозов и отказе их в работе

Вопрос 4. Какие меры должен принять тракторист, чтобы предотвратить занос трактора?

Ответы: I Резко нажать на педаль тормоза

II Прекратить начатое торможение

III Выключить механизм сцепления

Вопрос 5. Как можно прекратить начавшийся занос трактора?

Ответы: I Повернуть рулевое колесо в сторону, противоположенную заносу

II Повернуть рулевое колесо в сторону возникшего заноса

III Нажать на педаль тормоза.
Карточка №5
Вопрос 1. Какие факторы должен учитывать тракторист при определении наибольшей ширины полосы движения автопоезда?

Ответы: I Габариты автопоезда по ширине, виляние прицепа и смещение его к центру поворота.

II Только габариты автопоезда по ширине.

Вопрос 2. Какие меры должен принятьтракторист после проезда по глубоким лужам?

Ответы: I На короткой дистанции пробега несколькими резкими нажатиями на тормозную педаль просушить тормоза.

II Остановить трактор и ждать, пока стечет вода из тормозных барабанов.

Вопрос 3. Какое положение занимает прицеп автопоезда при движении на повороте?

^ Ответы: I Не смещается

II Смещается к центру поворота

III Смещается в сторону от центра поворота.

Вопрос 4. Какие опасные последствия могут возникнуть при торможении трактора, у которого шины правых и левых колес различной степени износа?

Ответы: I Перегрев тормозных барабанов

II Отслоение протектора

III Занос и опрокидывание трактора

Вопрос 5. В каком случае центробежная сила при повороте возрастает?

Ответы: I При увеличении радиуса поворота. II При торможении

III При повышении скорости движения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» iconКак воспитать грамотного пешехода (в рамках фгт)
В 2011 году за 6 месяцев количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей хотя и снизилось на 6,3, но составило 8326...

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» iconМетодика проведения теоретического экзамена Содержание экзамена
Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных...

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» iconМетодика проведения квалификационных экзаменов на получение права...
Онодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, факторов, способствующих возникновению...

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» iconМетодические рекомендации в помощь воспитателю по правилам дорожного...
Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя...

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» iconМуниципального образования городское поселение город соль-илецк соль-илецкого района
Устава мо городское поселение город Соль-Илецк, в целях совершенствования организации движения автомобильного транспорта и пешеходов,...

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» iconОбоснование программы. Необходимость данной программы вызвана резким...
Но затрачиваются огромные суммы. Это оказание медицинской психологической помощи детям, использование и применение дорогостоящих...

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» iconПамятка по действиям в дорожно-транспортном происшествии
Знайте, что дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно...

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» icon1. Дорожно-транспортные происшествия и их причины. Движение и переход...
Плохие дороги. Неисправность транспортных средств. Погодные условия. Неожиданный выход пешеходов на проезжую часть. Переход на запрещающий...

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» iconВиктимологические аспекты предупреждения дорожно-транспортных преступлений
...

Тема урока: «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» iconУрока: объяснение нового материала. Цели урока
Тема урока: Информационные технологии: создание диаграмм в текстовом редакторе Word

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную