Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное




НазваниеКурсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное
страница1/4
Дата публикации18.05.2014
Размер0.64 Mb.
ТипКурсовая
exam-ans.ru > Журналистика > Курсовая
  1   2   3   4
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ Е.Р. ДАШКОВОЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Методическое пособие

по специальности «Журналистика»
Данное методическое пособие поможет студентам отделения журналистики подготовить курсовую работу по специальности «Журналистика». В пособии отражены общие требования к работе и процедуре защиты ее на кафедре. Учащиеся познакомятся с методологией гуманитарных исследований, овладеют навыками написания курсовой работы, узнают правила составления научного аппарата и требования к оформлению работы.

Издание предназначено студентам и их научным руководителям.
СОДЕРЖАНИЕ
^ РАБОТА НАД КУРСОВОЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА как жанр научной работы

Концептуальное содержание курсовой

Структура курсовой и этапы работы над ней

Взаимодействие автора с научным руководителем и кафедрой

Язык и стиль изложения

Правила цитирования
^ ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ

Технические параметры текста

Правила библиографического описания источников
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ

Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ

Образец заявления студента заведующему кафедрой

Образец титульного листа курсовой работы

Образец оглавления

Образец библиографического списка

^ РАБОТА НАД КУРСОВОЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА КАК ЖАНР НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Статус курсовой. Курсовая по журналистике является неотъемлемой часть учебного плана студента на 3 курсе.

По его содержанию и публичной защите оцениваются уровень подготовки студента,

владение навыками исследовательской деятельности, способности творческого применения накопленных знаний. Курсовая представляет собой самостоятельное научное исследование

студента, имеющее целью:

_ выявление и углубление теоретических знаний, полученных за период обучения;

_ закрепление навыков научно-исследовательской и практической работы в области полученной специальности;

_ демонстрацию уровня овладения методикой исследования при решении разрабатываемых в курсовой проблем и вопросов;

_ выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе в условиях современного состояния науки, техники, культуры, экономики и управления.

Курсовая по специальности «Журналистика» представляет собой работу научного содержания, которая отражает ход и результаты исследования выбранной темы. Курсовая должна соответствовать современному уровню развития науки, а его тема – быть актуальной. Полученные в такой работе результаты должны свидетельствовать о наличии у её автора навыков научного исследования в избранной области.

В курсовой студент систематизирует по собственному усмотрению накопленные научные факты, анализирует полученную информацию и доказывает научную ценность или практическую значимость выдвигаемых им положений. Основой содержания курсовой работы являются или принципиально новый материал, включающий описание новых фактов и явлений, или обобщение ранее известных положений с другой научной позиции или в ином аспекте.

Автор должен отразить в работе такое свойство научного познания, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям, поэтому содержание курсовой характеризуется обычно наличием в ней дискуссионного и полемического материала.

Курсовая должна отражать образовательный уровень студента и свидетельствовать о наличии у него умений и навыков, присущих специалисту в области массовой информации и коммуникации.
^ Гуманитарное научное знание. Специальность «Журналистика» относится к корпусу гуманитарных дисциплин. Исходя из классического определения, напомним, что гуманитарными (и общественными) науками считаются академические дисциплины, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности. Они слабо формализуемы («неточны») и не обладают четкой аксиоматикой. При этом неверно полагать, что гуманитарные науки, в отличие от точных и естественных, не «изобретают» ничего нового. Главным здесь является изучение уже существующей информации. Углубление (или переосмысление) того, что уже известно, и есть научное достижение в гуманитарной сфере.
^ Работа с источниками. Источником информации для автора могут быть любые материалы, в том числе и неопубликованные.

Работа с литературой, выбор публикаций на определенную тему – важнейший для студента этап. Даже если вы являетесь обладателем солидного собрания книг дома, вам следует отправиться в библиотеку, хотя многие предпочитают зайти в Интернет.

К вашим услугам сеть библиотек, помимо вузовской, – Российская государственная библиотека, Российская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, Библиотека Российской академии наук и многие другие.

Фонды библиотек отражены в каталогах – алфавитных, систематических, предметных, а также в компьютерной базе данных.

Алфавитный каталог поможет вам узнать, какие книги интересующих вас авторов есть в хранилище. В систематическом каталоге карточки расположены по отраслям знаний. Предметный каталог раскрывает содержание книжных фондов в соответствии с определенными предметами, понятиями, событиями.

Некоторые специализированные библиотеки подсоединены через компьютерную сеть к центральной памяти и могут за считанные минуты проинформировать вас о любой книге, указать, где она находится. Помните, что в некоторых случаях по межбиблиотечному абонементу вы можете получить книгу в свой читальный зал из другой библиотеки. В каждой библиотеке есть справочный отдел, где вас могут проконсультировать опытные специалисты.

Как правило, в конце научной статьи приводится краткий библиографический список. Лучшим подспорьем для вас являются библиографические справочники, в том числе ретроспективные.

В ряде случаев возникает необходимость работы в архивах. Использование архивных материалов делает исследование более основательным, а иногда позволяет ввести в научный оборот новые факты и сведения.

Российский государственный исторический архив (РГИА) хранит документы высших учреждений Российской империи XIX – начала XX века.

Основная масса официальных источников советского периода хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ).

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) представлены богатейшие фонды исторических материалов и личные собрания литераторов, издателей, художников.

Необходимо знать возможности Российской книжной палаты (РКП). Она является центром государственной библиографии, архивного хранения изданий, статистики печати, международной стандартной нумерации произведений печати и научных исследований в области книжного дела. Библиографическое и информационное обслуживание организаций, учреждений и отдельных граждан ведется на основе современных информационных технологий, в том числе сетевых.

РКП является хранителем информационно-библиотечного ресурса национального книгохранилища, страховым фондом страны и сосредоточивает в себе все виды произведений печати, вышедших на территории СССР с 1917 г. (с 1991 г. – на территории Российской Федерации). Структура фонда: книги и брошюры, авторефераты диссертаций; периодические и продолжающиеся издания, куда входят журналы, труды, бюллетени, сборники, информационные издания, а также газеты. (Книгохранилище находится в г. Можайске.)

РКП выпускает государственные библиографические указатели – «Книжную летопись» (один раз в не делю); «Летопись журнальных статей» (один раз в неделю); «Летопись газетных статей» (один раз в неделю), «Летопись периодических и продолжающихся изданий (новые, переименованные и прекращенные издаваться журналы и газеты)» (ежегодно). Страницы указателей моделируются в электронном банке данных РКП. Следует иметь в виду, что возможен заказ записи в требуемом электронном формате для получения ее по электронной почте.

На основе статистических данных РКП выпускается ежегодник «Печать Российской Федерации в... году». Статистика печати отражает основные количественные показатели российского книгоиздания, его географию, а также тематическое содержание, целевое назначение и читательский адрес выпускаемых изданий и другие сведения.

РКП оказывает платные справочно-информационные услуги:

– подготовку библиографической информации в форме справок обо всей издательской продукции, выходящей в стране, по заказам организаций и учреждений РФ, зарубежных фирм, а также отдельных граждан как в России, так и за рубежом;

– абонементное обслуживание по телефону (справки но всем видам издательской продукции);

– выпуск «информационных листков» на базе «Летописи газетных статей», «Летописи журнальных статей» по конкретным актуальным темам;

– подбор литературы к научным исследованиям;

– поиск информации в банке данных «Книги в наличии и печати»;

– поиск информации в базе данных первичной библиографической информации;

– поиск информации по любым параметрам библиографической записи в банке данных «Российская национальная библиография»;

– пользование генеральным алфавитным каталогом Российской книжной палаты;

– выдачу справок о периодических и продолжающихся изданиях;

– предоставление статистической информации.
Есть списки последних изданий в новых учебниках и учебных пособиях. Необходимые справки может дать вам научный руководитель или библиотекарь.

Не забывайте, что целесообразнее всего работать с карточками, которые следует расставлять в алфавитном порядке. Можно иметь соответствующую базу данных в персональном компьютере.

Записи на карточках следует делать в соответствии с правилами библиографического описания. Все сведения, переносимые на каталожную карточку, берут с титульного листа книги. Точные указания фамилии и инициалов авторов, которые есть на титульном листе, пишут на верхней строчке карточки. На следующей строке – название книги, полностью совпадающее с тем, что обозначено на титульном листе. Далее следуют подзаголовочные данные, порядковый номер издания, сведения о языке, с которого переведена данная книга, сведения о редакции (под чьей редакцией издана книга), номера тома, части, выпуска. Под ними записывают выходные сведения – место издания, название издательства, год выпуска. На новой строчке указывают сведения о количестве страниц и иллюстраций в книге.

Год, указанный на титуле, не всегда соответствует году библиографического цитирования. Из титула вы выясняете только год попавшего вам в руки издания. Обращайте внимание на копи райт: там проставлена дата первого издания.

Если на титульных листах некоторых книг есть данные об организациях и учреждениях, от имени которых издана книга, а так же о принадлежности ее к определенной серии, эти сведения (надзаголовочные) заключают в круглые скобки и помещают вслед за количеством страниц.

Обычно библиотечные шифры пишут в правом верхнем углу карточки. В верхнем левом помещайте вашу помету (имеет ли труд общее значение или относится к определенной главе и т. д.). Все это поможет вам в дальнейшем правильно оформить ссылки и библиографический список.
^ Шифр

Ильницкий Андрей

Книгоиздание современной России

М., Вагриус, 2002.

79 с. 25 графиков
Замечания

Система карточек до сих пор остается идеальной. Ее не заменят ни тетрадь, ни блокнот, ни распечатки из сети Интернет.

Приступать к чтению книги следует не сразу. Сначала надо познакомиться с данными, обозначенными на титульном листе книги, прочитать аннотацию, оглавление, предисловие.

В аннотации перечисляются вопросы, которым посвящена книга, обозначается читательский адрес.

Предисловие дает возможность подробно познакомиться с кругом вопросов, которым посвящена книга. По той же причине очень важно для вас оглавление книги.

В известной мере раскрывают содержание нужного вам текста ключевые слова. Ключевые слова легко определяются компьютерными программами аннотированных текстов. Компьютер предоставляет списки ключевых слов, по которым можно в ряде случаев «вскрыть» содержание текстов, не читая их от начала до конца.

По глубине изученности все источники можно условно разделить на три группы:

1) отобранная научно осмысленная информация (например, научная статья или книга);

2) отобранная научно не осмысленная информация (например, публикация СМИ);

3) еще не отобранная и не изученная информация.

Очевидно, что чем богаче база источников, тем фундаментальнее будет исследование. При работе с источниками действовать нужно системно и последовательно – подробно изучать библиотечные каталоги, библиографические списки, интернет-ресурсы и базы данных, связанные с темой исследования. Если известно, что важный в контексте данного исследования материал имеется, но не был найден, – это серьезное упущение автора, которое впоследствии может негативно отразиться на судьбе его работы. В то же

время объем базы источников как таковой еще не говорит ни о чем – автоматического перехода количества в качество здесь не бывает, релевантность используемой информации является важнейшим критерием оценки.

Источники должны быть достижимы и постижимы. Не стоит рассчитывать, что автору удастся получить материал из закрытых библиотечных фондов или ознакомиться со сведениями, числящимися под грифом «секретно» или для «служебного пользования».

Также бессмысленно пытаться работать с источниками, относящимися к научным дисциплинам, в которых автор явно не компетентен. Все внимание следует сосредоточить на том, что реально возможно изучить.

Важно обратить внимание, что оригинальные источники и их переводы де-юре не идентичны. Поэтому, если автор имеет дело с переводным текстом, следует указывать это. При написании курсового сочинения автор всегда должен давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты.

^ Методики сбора и обработки данных. Помимо имеющихся в наличии текстовых материалов автор имеет право использовать такой источник информации, как научное интервью. В зависимости от поставленных задач выделяют открытые и закрытые интервью.

Открытые (семидирективные) интервью используются не для количественного, а для качественного исследования. В данном случае важны не число опрошенных и статистика данных ими ответов, а дискурс самого интервью, в качестве интервьюируемого в котором, как правило, выступает эксперт или специалист в какой-либо области. Техника проведения подобных интервью состоит в том, что изначально определяется не список «жестких» вопросов,а круг рамочных тем, которые исследователь планирует обсудить с собеседником. Внутри каждой темы выделяются моменты, обязательные для обсуждения, и второстепенные. Естественно, что главным типом вопроса в семидирективном интервью является открытый вопрос. Разделяют вопросы-мнения, вопросы-впечатления и вопросы-мотивации.

Закрытые (директивные) интервью фактически представляют собой анкетирование. Всем респондентам предлагается общий вопросник с закрытыми вопросами и вариантами ответов. Директивные интервью строятся на основе переменных – своего рода рубрик, по которым проводится массовый сбор статистических данных. Нередко в директивных интервью используются переменные, которые были определены (выявлены) ранее в рамках семидирективных интервью. Главное в таких исследованиях – уметь определить выборку и обосновать ее. Здесь важно понимать, что простой «опрос на улице» не является репрезентативной выборкой. После того как интервью проведены, в текст научного исследования они включаются в виде цитат и ссылок, а в Приложении приводится полный расшифрованный текст интервью с указанием даты его проведения. Кроме того, необходимо включать в Приложение пустой формуляр опроса – главный документ, подтверждающий факт проведения интервью.

Весь собранный и отобранный материал необходимо затем не только прочитать, но и классифицировать. Что же касается любой статистической (цифровой) информации, то для наглядности ее следует оформлять в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм. Обилие числовых данных в самом тексте препятствует его пониманию. В текст обычно включается лишь анализ самых необходимых параметров и выводы, которые автор делает из них.
^ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ

В курсовом сочинении в обязательном порядке должны быть отражены и четко обозначены главные компоненты научного исследования. Они являются своего рода опорными точками работы, поэтому их принято называть концептуальными. Без концептуальных компонентов научная работа просто не является таковой.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconМетодическое пособие
Методическое пособие для государственных экзаменов по специальности «Государственное и Муниципальное управление» — 061000; гуу.,...

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconУчебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной...
Данное учебно-методическое пособие может использоваться в начальных классах общеобразовательных, в том числе и в школах надомного...

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconМетодическое пособие по написанию курсовой работы по дисциплине Социальная работа с семьей
Курсовая работа – это научно-исследовательская и творческая работа студента дневного, вечернего и заочного отделения, которая предусмотрена...

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconУчебно-методическое пособие разработано в соответствии с программой...
Учебно — методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 100103. 65...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Организация обслуживания в туристских и гостиничных...

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Теплотехника»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 190603. 65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования...

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Т 19 Тараненко О. Н. Инвестиционные менеджмент: Учебно-методическое пособие.: – Пятигорск: рио кмвис, 2011 — 86с

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 министерство образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для курсового проектирования по специальности 061000 дисциплине «Основы транспортно-экспедиционного...

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 министерство образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для курсового проектирования по специальности 061000 дисциплине «Основы транспортно-экспедиционного...

Курсовая работа методическое пособие по специальности «Журналистика» Данное iconУчебно-методическое пособие предназначено для проведения практических...
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Английский язык по специальности», соответствует...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную