Скачать 3.55 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 Текст доклада на августовской школьной педагогической конференции по теме «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней школы по итогам 2008-2009 учебного года и факторах, его обусловивших». Составитель: Шушаров Александр Павлович, заместитель директора по учебной работе 1 категории город Нижний Тагил, 2009 г. Содержание: Тезис 1. Качественное образование, его слагаемые. Модель оценки качества образования в ОУ……………………………………………………………………………………………….4 Тезис 2. Обеспечивается ли сегодня в ОУ принцип доступности качественного образования?................................................................................................................................10 2.1. Социальные факторы образовательного заказа школе: нужно ли качественное образование и кому?....................................................................................................................10 2.1.1. Слагаемые качественного образования (по данным международных исследований TIMSS - 2008 (Trends in Mathematics and Science Study)…………………………………….13 2.1.2. Слагаемые качественного образования (по данным анкетирования выпускников – 2009)……………………………………………………………………………………………..15 2.2. Направления и особенности развития системы образования в 2008-2009 учебном году: выводы и предложения к основному целевому ориентиру школы – модели нашего выпускника……………………………………………………………………………………...18 2.3. Содержание образовательной деятельности и направленность образовательных программ………………………………………………………………………………………...21
2.4. Выводы и предложения……………………………………………………………………38 Тезис 3. Качество подготовки учащихся……………………………………………………..39 3.1. Авторитет школы в социуме: адекватность «PR» реальному положению дел. Структура контингента учащихся: движение и его причины……………………………….39 3.2. Соответствие уровня обученности ГОСу: проблемы повышения уровня обученности в разрезе классов и учебных предметов………………………………………………………...42 3.3. Анализ степени обученности учащихся (СОУ) или для чего фиксировать и анализировать персональную динамику успешности учащихся? Что такое результирующая стратиграфия в образовании?.......................................................................52 3.4. ГКР – 2009. Результаты независимой экспертизы качества образования учащихся 8, 10 классов по данным руководителей ГМО……………………………………………………...55 3.5. Результаты школьного и муниципального туров предметных олимпиад: наши успехи и очевидные проблемы. Что можно посоветовать городу?.....................................................59 3.6. О состоянии качества образования выпускников по результатам государственной (итоговой) аттестации – 2009. Первые итоги штатного ЕГЭ в формате «Мы и Федерация»……………………………………………………………………………………...78 3.7. Степень готовности выпускников к продолжению образования: тенденции последних двух лет. Успешность встраивания выпускников в экономическую и социальную реальность (уровень социализированности) как важнейший результат образования……..94 3.8. Выводы и предложения……………………………………………………………………96 Тезис 4. О важнейшем условии для получения качественного образования - сплоченном коллективе квалифицированных педагогов…………………………………………………..97 4.1. Укомплектованность педагогическими и руководящими работниками……………….97 4.2. Уровень квалификации педагогических и руководящих работников ОУ по итогам аттестации……………………………………………………………………………………….98 4.3. Повышение профессионально-педагогической компетенции работниками ОУ…….111 4.4. О наших молодых специалистах и пользе грамотного наставничества: предложения к работе на будущее…………………………………………………………………………….114 4.5. Выводы и предложения………………………………………………………………….116 Цель анализа: определить ключевые факторы, оказавшие влияние на достигнутое в образовательном учреждении в 2008-2009 учебном году качество образования учащихся основной и старшей школы. Задачи:
Тезис 1. Качественное образование, его слагаемые. Модель оценки качества образования в ОУ. Роль комплексного педагогического анализа в деле управления образовательным учреждением чрезвычайно велика. Развитие год от года его теоретической базы, на наш взгляд, будет во многом способствовать интенсификации учебно-воспитательного процесса, изжитию формально-отчетных тенденций в оценке результатов деятельности педагогического коллектива, сводящихся исключительно к характеристике уровня успеваемости обучаемых. Несомненно, что только постоянное познание сущности управляемых процессов дает возможность сознательно и эффективно воздействовать на их ход и развитие. В предлагаемом комплексном педагогическом анализе итогов 2008-2009 учебного года в разрезе основной и средней ступеней обучения, мы постарались определить круг проблем и вопросов, которые на сегодняшний день волнуют наших педагогов и нас, руководителей и координаторов учебно-воспитательного процесса. Но прежде, чем начать анализ состояния качества образования учащихся 5-11 классов, необходимо определить для себя некоторую систему общепринятых понятий, оперировать которыми предполагается в ходе анализа. Ибо, если нет договоренности о системе аксиом, могут появиться совершенно разные теории. В данном случае, разговор идет в непересекающихся плоскостях, когда люди говорят вроде бы об одном, но на самом деле о разных вещах. А хотелось, чтобы разговор был об одном – о реализации той цели, которая кажется понятной абсолютно всем: возможности получения качественного образования нашими учащимися и о его доступности в нашем образовательном учреждении. Нередко, на тему «что же считать качеством образования» или «качественным образованием» ведутся достаточно длинные и серьезные дискуссии. Наверное, это тоже очень важно, но, как нам представляется, они заслуживают гораздо большего внимания на различных научно-практических конференциях, образовательных саммитах и т.п. Ведь в реальной работе руководителей школы и педагогов есть не менее важные конкретные задачи, нежели эта глобальная. Однако, это только на первый, поверхностный взгляд. «Тому, кто не видит ясной цели, нет и попутного ветра». Категория «качество» прочно вошла в арсенал педагогических понятий с достаточно большой обобщенной смысловой нагрузкой как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других. Феномен «качество образования» на протяжении многих лет находился в зоне пристального внимания исследователей. Понятие «качества образования» сформировалось в 1988 году на Всемирной конференции по высшему образованию (Париж). Анализируя работы, посвященные исследованию «качества образования», его составляющих и факторов, непосредственно оказывающих влияние на него, можно определить следующие ведущие подходы, в рамках которых ведется изучение феномена «качества образования»: 1. ^ к качеству образования признает в качестве ведущих критериев для описания качества глубину, системность знаний, осознанность, обобщенность, сформированные навыки свертывать и разворачивать знания, что служит индикатором их осознанности. 2. ^ , хорошо нам знакомый. Данный подход лежал в основе реализации регионального стандарта НРК содержания образования и предполагал, что о качестве образования можно судить по степени сформированности у учащихся следующих групп знаний: предметно-содержательной (информационной) - полнота, обобщенность и системность, содержательно-деятельностной (деятельностно-коммуникативной) – прочность, мобильность, действенность, содержательно-личностной (ценностно-ориентационной) – устойчивость, гибкость, глубина, самостоятельность. 3. ^ , нашедший свое отражение в стандартах нового поколения, активно разрабатываемых РАО. В отечественной психологической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперин). Основные результаты обучения, свидетельствующие о достижении школой определенного качества образования, сводятся к следующим составляющим: Таблица 1. Результаты обучения при использовании системно-деятельностного подхода в трактовке качества образования.
Соответственно, в рамках деятельностной парадигмы, результаты общего образования связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Это, в частности, означает, что результаты общего образования не только должны быть выражены в предметном формате, но прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. ^ можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. С целью выявления критериев, определяющих состояние качества образования в ОУ, целесообразно кратко проанализировать многообразие подходов и их основания. Обращает на себя внимание широкая представленность основных характеристик в понимании «качества образования»: Таблица 2. Разнообразие в трактовке критериев качества образования в различных научных школах.
Обобщенный анализ подходов к определению качества образования позволил нам выявить определенные основания к их систематизации (см. таблицу), а персонализированный мониторинг результативности работы педагогов нашего образовательного учреждения позволил также определить различные акценты, расставляемые педагогами в трактовке качества образования, как в узком, так и в широком смыслах: Таблица 3. Подходы к определению качества образования.
|
![]() | «О состоянии качества образования учащихся основной и старшей ступеней моу сош №36 по итогам 2009-2010 учебного года» | ![]() | Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условий его функционирования |
![]() | Охватывает различные направления деятельности учащихся через секции, кружки, творческие объединения. Кроме того, привлекая ребят... | ![]() | Обобщение опыта работы учителей по теме «Как научить учащихся самостоятельно работать?». (По итогам посещенных уроков) |
![]() | Обобщение опыта работы учителей по теме «Как научить учащихся самостоятельно работать?». (По итогам посещенных уроков) | ![]() | Прохладненского муниципального района кбр», приказом му «Управление образованием администрации Прохладненского района» от 22. 10.... |
![]() | Информация Шихшинатовой З. С. – директора Информационно-методического центра Избербашского гуо | ![]() | Цель конференции: создание условий, стимулирующих развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской... |
![]() | России от 20. 08. 03 №03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по... | ![]() | Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы и регламентирует содержание и порядок... |