Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка»




Скачать 325.78 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка»
страница1/2
Дата публикации09.02.2014
Размер325.78 Kb.
ТипРабочая программа
exam-ans.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2


Рабочая программа по музыке

5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. На основе программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические технологии.

Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

^ Цель направлена на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры.

Задачи:

  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через потребности в общении с искусством.

  • Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинение современных композиторов) их взаимодействие с произведениями других видов искусства.

Приоритетное - введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры.

Воспитание любви к своей культуре, к своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).

Принцип триединства деятельности композитора- исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.

Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.

Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.

Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях распространения поп-культуры в средствах массовой информации.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

  • Хоровое, ансамблевое и сольное пение

  • Пластическое интонирование

  • Музыкально-ритмические движения

  • Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические)

  • Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства

  • Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи

  • Размышления о музыке

  • Художественные импровизации

  • Самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию совместной деятельности учителя и учащихся с разных сторон:

  • Понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя

  • Осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личных установок учащихся

  • Усвоение общих и частных свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям.

Предполагаются формы общения, как диалог, так и коллективное обсуждение, дискуссия и другие.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки. Действие этого метода опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Приемы интонационно-образного анализа музыки проявляются в:

  • Вокализации

  • Пластическом интонировании музыки

  • Ориентации на нотную запись

  • Импровизации – сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока.

Метод концентричности организации музыкального материала

Рассматривается в двух направлениях:

  1. Организация всего музыкального материала (повторение одних и тех же произведений с разными задачами).

  2. Проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изученное произведение опирается на уже известные детям интонации, темы, образы.

Метод забегания вперед и возвращение к пройденному.

Метод создания композиций направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности.

Метод художественного контекста обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания музыки.

Метод музицирования связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе собственной внутренней активности. Позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.

Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности. Позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.

Метод «учебный брейнсорминг» направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

Метод погружения позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.

Метод фонопедических упражнений направлен как на развитее качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.

Метод проектов позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения.

Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Цифровой диктант – метод, который позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального материала.

Викторина. Метод позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием.

В программе для 5 –х классов рассматриваются явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образцами других искусств - литературы (проза, поэзия), изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, графика, книжные иллюстрации), театра (опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера), кино.

Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

^ Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

- Метод художественного контекста.

-Метод музицирования.

-Метод соучастия.

-Метод «учебный брейнсорминг».

-Метод погружения.

-Метод фонопедических упражнений.

-Метод проектов.

-Метод «синквейн» .

-Цифровой диктант.

-Викторина.

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного, деятельностного подхода. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

  • слушание музыки,

  • выполнение проблемно-творческих заданий,

  • хоровое и сольное пение.

Содержание образовательной программы раскрывается в 4-х крупных разделах – «Что стал бы с музыкой, если бы не было литературы», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью. Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.


  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении муз. произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

Четверть

Количество часов

Разделы


1.


9.


«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»




2.


7.


«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»



3.


10.


«Можем ли мы увидеть музыку?»



4.


8.


«Можем ли мы услышать живопись?»


Итого

34



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconРабочая программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка рабочая...
Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков,...

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconРабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного...
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего 33 часа, в том числе...

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 6 класс 1час...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального образования по музыке и авторской программы...

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconРабочая учебная программа по музыке для 4 класса 1
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа...

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconРабочая программа по музыке для 6-го общеобразовательного класса...
Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия,...

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconРабочая программа по музыке для 5-го общеобразовательного класса...
Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия,...

Рабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» iconРабочая учебная программа по музыке для 3 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную