Скачать 125.5 Kb.
|
Методический анализ результатов ГИА – 2012 по литературе и рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации 2013 года В ГИА – 2012 года по литературе приняли участие 4 человека из СОШ № 2. Порог успешности – 7 баллов. Сдававших, но не преодолевших порог успешности, - нет. Анализ результатов ГИА
^ по Павловскому району, полученная учащимися, составляет 3,25. Средняя оценка учащихся МАОУ СОШ№2 – 3,25 Средний тестовый балл по району составил 12,5 Наивысший балл (23) на экзамене по литературе не получил никто из экзаменуемых. Анализ содержания экзаменационной работы ГИА 2012 года по литературе Экзаменационная работа по литературе для выпускников IX класса состояла из двух частей. В части 1 работы предполагался анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе. В части 2 давались темы сочинений. При оценке выполнения всех типов заданий учитывалось речевое оформление ответов. Часть 1 состояла из двух альтернативных вариантов (экзаменуемому необходимо было выбрать один из них). Первый вариант предполагал анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй – анализ лирического стихотворения (или басни). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождался системой письменных заданий (по 3 задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания были призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. Каждый из первых двух вопросов предполагал письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивался максимально 3 баллами. Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагало не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приводился в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно было провести сопоставление в заданиях 1.1.3 или 1.2.3, мог быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяли границы проверяемого содержания и обеспечивали дополнительный охват учебного материала, позволяли проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций. Максимальный балл за выполнение сопоставительного задания (1.1.3 и 1.2.3) – 5. Второй вариант части 1 экзаменационной работы в структурном отношении, а также в распределении времени на выполнение заданий идентичен первому, но ориентирован на текст лирического стихотворения (или басни), что определяло специфику заданий к тексту, выявляющих особенности восприятия и понимания лирики (или басенного жанра). В целом на выполнение части 1 работы экзаменуемому рекомендовалось отвести 120 минут. При разработке экзаменационного материала части 1 необходимо было учитывать требования к отбору фрагмента текста или стихотворения. Отобранный фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения должен обладать смысловой завершенностью; сохранять целостность текста (в ряде случаев все же возможны купюры, связанные с оправданным сокращением объема текста); быть корректным и адекватным ситуации экзамена (не следует приводить фрагменты, содержащие психологически травмирующие натуралистические подробности; большое количество диалектизмов, включающие иноязычные тексты с переводом; многочисленные комментирующие ссылки, требующие дополнительного времени для полноценного восприятия текста, и проч.); быть репрезентативным в отношении средств художественной изобразительности, что позволяет формулировать задания, требующие анализа изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы; быть значимым для понимания идейно-художественных особенностей произведения, содержать комплекс важных для автора проблем, что позволяет сформулировать задания, требующие анализа содержательных элементов текста, рассуждений о тематике и проблематике фрагмента и произведения в целом; содержать основание для актуализации внутрипредметных связей, что позволяет сформулировать задание сопоставительного характера. Требования к отбору текста лирического стихотворения (или басни) не столь многочисленны. Помимо точного соответствия стихотворения нормативным документам по предмету поэтический текст должен позволять экзаменуемому выявлять характерные особенности поэтики автора, виды и функции изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы, строить развернутое рассуждение применительно к содержательной основе стихотворения (тематика, проблематика, лирический герой), особенностям образно-эмоционального воздействия поэтического текста, проблемно тематическим связям данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков. Часть 2 экзаменационной работы содержала 4 темы сочинений, требующих развернутого письменного рассуждения. Первая тема (2.1) относилась к произведению, из которого был взят фрагмент для первого варианта части 1; вторая (2.2) относилась к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение (или басня) было включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулировались по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусскаялитература, литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не были связаны спроблематикой произведений, приведенных в части 1 экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирал одну из четырех предложенных ему тем (насоздание сочинения учащемуся предлагалось отвести 120 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен был проанализировать не менее двух стихотворений (их число могло быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым был рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считалась невыполненной). Сочинение оценивалось максимально 12 баллами. ^
Сравнительный анализ среднего балла по школам
В приведенной выше таблице видно, что средний балл школы понижаается. Самый высокий средний балл показали школы:
Самый высокий средний балл показали классы:
Наибольшее количество баллов набрали выпускники:
Средний процент выполнения заданий 1 и 2 частей
Средний процент выполнения заданий каждой части
^ владеют глубиной приводимых суждений и убедительностью аргументов, умеют давать прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысле), формулировать свою точку зрения, аргументировать свои тезисы, подтверждать свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста (100%, К1, задание 1), (100%, К1, задание 2), (100% К1, заданием 3); умеют сопоставлять художественные произведения: сравнивают тексты по указанному в задании направлению анализа, умеют строить сравнительную характеристику (100%, К2, задание 2), (100%, К2, задание 3). Хуже владеют речевыми нормами (75%, К2, задание 1), (75%, К3, задание 2), (75%. К3, задание 3); ^ недостаточно глубоко и убедительно раскрыли темы сочинений: - не сумели обосновать свои тезисы (75%, К1); - не в полной мере владеют теоретико-литературными понятиями (75%, К2); - не умеют обоснованно привлекать текст произведения (50%, К3); в сочинениях есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется; есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания) и есть отступления от темы сочинения (75%, К4); речевыми нормами владеют на среднем уровне (75%, К5). ^ учащихся 9-х классов по литературе в новой форме в 2013 году Государственная (итоговая) аттестация по литературе в новой форме нацеливает на углубленную работу с художественным текстом. При подготовке следует учитывать: - компетентностный подход, направленный на формирование метапредметных и предметных (языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой) компетенций. - текстоцентрический подход, ориентированный на изучение всех языковых явлений на основе текста. - сознательно-коммуникативный подход, направленный на совершенствование речевой деятельности во всех её видах. - интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков при изучении литературы в школе. Следует уделить особое внимание образной природе словесного искусства, теоретико-литературным понятиям. ^ 1. А.М. Марченко Анализ стихотворения на уроке. – М.; Просвещение, 2007. 2. Н.Г. Михновец. Тесты и контрольные работы по литературе. 9,10,11 классы.- СПб.; Сага, 2005. 3. Е.А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 классы. Элективные курсы.- М.; Интеллект-Центр, 2009. 4. С.В. Кульневич и др. Современный урок. Ч.3. Проблемные уроки.- М.; Учитель, 2006. 5. Библиотечка «Первого сентября». Литература. – М.; Чистые пруды, 2005. 6. Словарь литературоведческих терминов. Сост. Л.И. Тимофеев. – М.; Просвещение, 1974. Интернет-ресурсы:
Методист МКУО РИМЦ Л.М.Горгуль |
![]() | В соответствии с данным планом директор Коноваленко Г. С., заместитель директора по увр – Немцева Т. А., методические объединения... | ![]() | Цель: организация работы школы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме егэ и гиа |
![]() | Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов в 2012-2013 учебном году соответствовала... | ![]() | Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов в 2011-2012 учебном году соответствовала... |
![]() | Анализ результатов государственной итоговой аттестации. Сравнительный анализ результатов государственной итоговой аттестации за последние... | ![]() | Регулирующие подготовку, порядок, формы, сроки проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные... |
![]() | Об использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений... | ![]() | Егэ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор, заместитель... |
![]() | На конец 2011-2012учебного года в 9-х классах обучалось 71учащихся. Все учащиеся были допущены к итоговой аттестации | ![]() | Оу в полном объёме и доступна всем участникам образовательного сообщества. Был подготовлен и систематизирован пакет нормативно-правовых... |