Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской




Скачать 475.93 Kb.
НазваниеФормирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской
страница1/4
Дата публикации04.10.2013
Размер475.93 Kb.
ТипАвтореферат
exam-ans.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

Сайтханова Венера Яхиевна

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ


Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Шуя 2009
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Башкирский государственный

педагогический университет им. М. Акмуллы»


^ Научный руководитель

кандидат педагогических наук, профессор Аслаева Рахима Гильметдиновна


Официальные оппоненты

доктор педагогических наук, профессор

^ Волкова Тамара Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

Трофимова Галина Сергеевна



Ведущая организация

ГОУ ВПО «Стерлитамакская

государственная педагогическая

академия им. З. Биишевой»


Защита состоится 18 ноября в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212. 302. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, г. Шуя Ивановской обл., ул. Кооперативная, д. 24, ауд. 220.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан «___» октября 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Г.Е. Муравьева


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Идея образования человека в контексте всей жизни, необходимость перехода к новой концепции образования на протяжении всей жизни (lifelong education) человека приобретает сегодня особую значимость.

Непрерывное образование специалиста подразумевает профессиональное совершенствование по профилю через определенное время, выводящее его на новые высоты деятельности, поступательное обогащение творческого потенциала личности, дающее человеку возможность благоприятного изменения социального статуса. Приоритетами становятся саморазвитие, самообразование и самопроектирование. Вместе с тем, углубляются противоречия между требованиями, предъявляемыми профессией к личностным и профессиональным качествам учителя, и успешной реализацией им профессиональных функций, самостоятельного, творческого решения педагогических задач.

Таким образом, обозначается проблема профессионального совершенствования учителя на этапе профессионализации, выступающего в этот период как фактор, определяющий характер его прогрессивного развития (Н.К. Виноградова, А.С. Гаязов, А.К.Маркова, Т.К. Молчанова, Г.В. Носкова).

Актуальность исследования проблемы профессионального совершенствования специальных педагогов, учителей-логопедов на социально-педагогическом уровне обоснована:

- позитивными изменениями ценностных ориентаций современного общества в отношении детей с ограниченными возможностями, выражающимися в признании права на специальное образование и осознание поиска возможностей полноценной их интеграции в сообщество разных, но равных людей (Н.Н. Малофеев);

- следующими условиями, сложившимися на современном этапе в системе образования детей с проблемами в речевом развитии: а) возросшей значимостью учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении; б) ростом требований к уровню его профессиональной компетентности; в) распространенностью речевых нарушений и дизорфографии. Эти факторы негативно сказываются на процессе формирования языковой личности ребенка, его дальнейшей школьной и социальной адаптации (Е.А. Логинова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, И.В. Прищепова, Е.Ю. Семенович). Так, например, в г. Уфа средний показатель количества первоклассников, нуждающихся в логопедической коррекции с 21% в 1999 г. вырос до 34,7% к 2005 г. Соответственно, в школах возросло количество учителей-логопедов с 62-х до 141-го человека. Количество логопедических пунктов при школах увеличилось с 15-ти до 45-ти (Н.И. Васильева);

- наличием проблем и ряда противоречий профессионального развития учителя-логопеда, которые выявил анализ научно-методической литературы. Так, в ряде исследований отмечается низкий уровень профессиональной компетентности учителей-логопедов, несоответствие между современными научными представлениями о коррекции речевых нарушений и готовностью специалистов к успешной реализации психолого-педагогических технологий в работе с детьми (Т.В. Туманова). Изучение состояния профессиональной компетентности учителей-логопедов (Т.А. Алтухова) не подтвердило их ориентированность в теоретических и практических вопросах, несмотря на то, что среди исследуемой группы логопедов преобладали педагоги с достаточным опытом работы в школьной логопедии. Наиболее несформированным оказался технологический компонент профессиональной компетентности, преобладание среднего уровня сформированности личностного компонента. Низкий уровень профессиональной компетентности преобладает у логопедов городских школ. Выявлена также недостаточная заинтересованность специальных педагогов, учителей-логопедов в профессиональном саморазвитии, в повышении уровня знаний, умений и навыков логопедической работы, инертность в разработке образовательных программ (Т.А. Алтухова, В.В. Кичигина, Н.Г. Петелина, Г.В. Чиркина).

Анализ ряда исследований (О.Е. Грибова, Н.В. Микляева, З.А. Репина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, А.В. Ястребова) показывает, что особенности овладения детьми с речевыми нарушениями лексико-семантическими закономерностями языка требуют совершенствования как методик логопедической работы, так и повышения уровня профессиональной готовности учителей-логопедов.

Актуальность на научно-теоретическом уровне обоснована:

- важностью разработки направлений творческого профессионального становления учителя, усиления деятельностной сущности обучения при повышении квалификации специалистов, акцентирования внимания, в отличие от «знаниевой» направленности, на способах и характере действий, укрепления связи с личностной, мотивационной характеристикой личности;

- недостаточной выделенностью подходов, учитывающих особенности организации обучения специалистов-практиков в зрелом возрасте (В.И. Дианова, Н.Г. Петелина Ю.А. Тукачев и др.). Большинство форм повышения квалификации сводит многогранный процесс развития профессиональной компетентности к овладению упорядоченной системой ЗУН и ориентировано на повышение квалификации в русле вузовской системы подготовки специалистов, предлагает репродукцию педагогического опыта.

Актуальность исследования на научно-методическом уровне обоснована требованиями организации непрерывного образования педагогов, создания условий творческого профессионального роста педагогов, повышения компетентности учителя-логопеда через семинары, школы мастерства, консультации, педагогические мастерские (З.А. Аллаяров, Т.А. Алтухова, М.В. Кларин, М.М. Поташник, Г.А. Русских, Г.К. Селевко, С.Г. Шевченко); необходимостью выявления условий формирования нового профессионального опыта учителя-логопеда в педагогической мастерской как эффективной, творческой формы повышения квалификации.

Указанные противоречия, позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования нового профессионального опыта и профессионального роста учителя-логопеда?

Актуальность реализации и использования инновационных подходов в педагогической деятельности и недостаточная разработанность в педагогике проблемы профессионального роста логопедов-практиков определили выбор темы исследования: «Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской».

^ Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия и разработать программу формирования нового профессионального опыта, профессионального роста учителя-логопеда в педагогической мастерской, определить эффективность их реализации.

^ Объект исследования: процесс формирования нового профессионального опыта и профессионального роста учителя-логопеда в условия педагогической мастерской.

^ Предмет исследования: педагогические условия формирования нового профессионального опыта и профессионального роста учителя-логопеда в педагогической мастерской.

^ Гипотеза исследования: процесс формирования нового профессионального опыта и профессионального роста учителей-логопедов будет эффективным, если:

- он организуется в условиях педагогической мастерской как формы повышения квалификации, предполагающей включение участников в активную творческую деятельность овладения новыми способами решения педагогических задач и непосредственного применения осваиваемых приемов логопедической работы в собственной практике;

- реализуется в соответствии с моделью организации деятельности педагогической мастерской при взаимодействии следующих педагогических условий:

а) организация образовательной среды педагогической мастерской в следующих составляющих: мотивационная; личностная; коммуникативная; информационная; инновационная; рефлексивно-оценочная;

б) организация деятельности участников на основе содержания диагностического, теоретического, технологического, личностного компонентов;

в) актуализация совокупности субъективных когнитивных и личностных характеристик учителя-логопеда по профессионально-личностному параметру, востребованных для успешного формирования нового профессионального опыта в педагогической мастерской.

г) реализация авторской программы формирования нового профессионального опыта учителя-логопеда.

Исходя из цели и гипотезы, определены задачи исследования:

1. Определить степень изученности проблемы формирования нового профессионального опыта и профессионального роста учителя-логопеда.

2. Выявить и научно обосновать педагогические условия формирования нового профессионального опыта и профессионального роста учителя-логопеда в педагогической мастерской.

3. Разработать модель организации деятельности педагогической мастерской учителей-логопедов.

4. Разработать и реализовать программу формирования нового профессионального опыта учителя-логопеда в педагогической мастерской.

5. Определить критерии присвоения нового профессионального опыта и динамики профессионального роста участников педагогической мастерской, проверить эффективность программы.

^ Методологическую основу исследования составили: идея непрерывного образования как пожизненного процесса обогащения творческого потенциала личности (В.А.Сластенин);концепция личностно-ориентированного профессионального образования (В.В. Сериков, В.В. Шадриков, Э.Ф. Зеер); положения компетентностного подхода (И.А.Зимняя, О.Е. Лебедев); теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепция среды (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);

^ Теоретическую основу исследования составили: труды в области профессионального педагогического образования, профессионального обучения взрослых (А.С. Гаязов, В.А. Сластенин, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.С. Леднев и др.); теория социально-профессиональной среды развития учителя, творческого роста в условиях педагогической мастерской (З.А. Аллаяров, М.М. Поташник, Г.К. Селевко, Г.А. Русских, М.В. Кларин); теоретические идеи, связанные с проблемой подготовки и повышения квалификации кадров системы специального образования (Н.Н. Малофеев); теория профессионального роста, повышения профессиональной компетентности учителей-логопедов (Т.А. Алтухова, Н.А. Бессмертная, Н.Г. Петелина, Р.М. Султанова, Г.В. Чиркина и др.).

Для достижения цели, решения задач, проверки гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, научно-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, изучение и обобщение опыта организации научно-методической работы, педагогического опыта, в том числе личного педагогического опыта в течение 33 лет, педагогический эксперимент); методы качественно-количественной обработки результатов исследования.

^ Экспертная база исследования. Исследование осуществлялось в рамках организации работы научно-информационно-методического центра при управлении народного образования г. Уфы и городской методической службы. Нормативно-правовой базой организации мастерской явилось проведение профессионального конкурса «Учитель-мастер» (2001) на основании «Положения о конкурсах профессионального мастерства»; утверждение статуса мастерской, учебно-методического и организационного обеспечения деятельности педагогической мастерской учителей-логопедов. Участниками мастерской были учителя-логопеды двадцати восьми общеобразовательных школ г. Уфы.

^ Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2001-2002 г.г.) осуществлялось изучение философской, психолого-педагогической литературы, результатов научных исследований; была разработана основа модели организации деятельности педагогической мастерской, программа деятельности педагогической мастерской учителей-логопедов, организовано проведение мастер-классов, обосновано планирование деятельности педагогической мастерской.

Второй этап (2002-2005 г.г.) был посвящен становлению педагогической мастерской и организации экспериментальной части исследования. Осуществлялась разработка и определение условий формирования нового профессионального опыта учителя-логопеда в педагогической мастерской.

Третий этап (2005-2008 г.г.) был посвящен обобщению опыта работы мастер-класса, мониторингу профессионального роста выпускников педагогической мастерской, систематизации полученных данных, количественно-качественному анализу и обобщению результатов исследования, уточнению и формулировке теоретических и методологических выводов.

^ Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на исходные непротиворечивые методологические основания; применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования; апробацией основных положений исследования, качественным анализом результатов педагогического эксперимента.

^ Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определены педагогические условия формирования нового профессионального опыта и профессионального роста учителя-логопеда в педагогической мастерской, основным из которых является условие актуализации субъективных когнитивных и личностных характеристик учителей-логопедов по профессионально-личностному параметру посредством включения педагогов в активную творческую, коллективную деятельность моделирования логопедических занятий.

2. Разработана модель организации деятельности педагогической мастерской учителя-логопеда, в которую помимо традиционных составляющих включен структурный элемент – «компоненты опыта».

3. Разработана программа формирования нового профессионального опыта учителя-логопеда в практической, совместной творческой деятельности участников: учителя-мастера и обучающихся специалистов – логопедов-практиков, отличие которой от аналогичных заключается в акцентировании внимания на деятельностной сущности обучения при повышении квалификации логопедов, усилении мотивации педагогов к присвоению нового профессионального опыта.

4. Представлены уровни сформированности субъективных когнитивных и личностных характеристик учителей-логопедов по профессионально-личностному параметру.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской iconПлан работы педагогической мастерской учителя географии Герля Эдварда...
Общение с учителями района, города, области по электронной почте (E-mail: gerl. 82 @ bk ru/)

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской iconПлан работы педагогической мастерской учителя информатики и икт назаровой...
Создание модели непрерывного информационного образования и умк по общеобразовательным и профильным предметам лицея

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской iconКонспект индивидуального логопедического занятия учителя-логопеда...
Цели: Закреплять формирование артикуляционного уклада в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской iconО республиканском конкурсе на лучший комплект контрольно
Целью Конкурса является формирование фонда оценочных средств результатов освоения основных профессиональных образовательных программ...

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской iconКритерии для оценивания качества труда учителя-логопеда, учителя-дефектолога...

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской iconОтчет по стажировке
«Формирование профессиональной компетенции учителя химии в условиях реализации ноу «Наша новая школа»

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской icon«Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного...
Ь условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекая родителей, которые участвуют в занятиях, вечерах...

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской iconКонкурсные материалы для «Пчёлки 2012» тема: «Система работы учителя-логопеда...
А исследование уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста; 4

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской iconЭкспертный лист оценки уровня квалификации учителя-дефектолога, учителя-логопеда
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности,...

Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской iconСоциокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную