Скачать 375.37 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 - 9 классы» (9 класс) составлена на основе программы элективного курса «Анализ лирического произведения». 10-11 классы. (Сост. Н.А. Владимирова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.- с.112), а также на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального уровня: Для 4-11 классов, реализующих Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта в редакции 2004 года с изменениями и дополнениями:
Регионального уровня:
Муниципального уровня:
Образовательного учреждения:
Уметь анализировать лирическое произведение – одно из основных требований программы по литературе. Необходимые навыки формируются у учащихся в течение ряда лет, начиная с 5 класса. Однако систематическая работа по анализу лирики, которая дала бы ученикам целостную картину по этому вопросу, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком учебного времени. Поэтому серьезное представление о природе поэтического творчества у учащихся, как правило, отсутствует. Поэтому целью изучения курса является формирование навыков анализа лирического произведения. Задачи: - развивать способность к эстетическому восприятию произведений искусства; - овладеть законами художественного творчества; - учить читать, что поможет тонко чувствовать всю красоту художественного произведения, его идейное своеобразие и художественную форму. Данный курс способствует формированию нравственных, гуманистических ценностей, расширяет кругозор, развивает речь учащихся. В современной трактовке надпредметной функции любого курса приоритетом на этапе основного общего образования является формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых задействованы все виды речемыслительной деятельности: - коммуникативные: способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - интеллектуальные: выделение характерных причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; - информационные: осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), умение обрабатывать информацию разными способами (составлять план, тезисы, конспект), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных); - организационные: самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. В процессе изучения курса используются следующие элементы уроков: - элементы урока изучения теории, - традиционный урок, - элементы урока творчества, - урок развития речи и др. В зависимости от задач урока, содержания учебного материала, материальной обеспеченности урока, степени подготовленности учеников могут использоваться следующие методы и приёмы организации занятий: 1. Методы организации и осуществления образовательной деятельности: методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения и практической деятельности (словесные, наглядные, практические); методы, осуществляющие характер усвоения учащимися нового учебного материала (либо путём самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями, либо путём активного запоминания готовой учебной информации (иллюстративно-объяснительные, репродуктивные, проблемные, эвристические, исследовательские); методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала (индуктивные, дедуктивные, конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, классификации и систематизации); методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в образовательной деятельности (методы УР под руководством учителя, методы самостоятельной деятельности учащихся). 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов, интереса (познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуации успеха); методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, долга (убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение, порицание). 3. Методы контроля и самоконтроля в учебной деятельности: устные или письменные, фронтальные, групповые, индивидуальные, итоговые или текущие, с применением технических средств, программированные или непрограммированные. ^ - Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - Выразительное чтение. - Различные виды пересказа. - Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. - Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. - Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. - Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента. - Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. ^ - фронтальные; - групповые; - индивидуальные; - дифференцированные. Виды контроля: - текущий, - итоговый. ^ - устные; - письменные. Курс «Анализ лирического произведения» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с особенностями эпох, знания о которых применяются при анализе художественного времени. Используя репродукции картин известных художников на уроках литературы, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель литературы способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по литературе. ^ Учащимся 9А, 9Б классов предстоит осваивать данный курс второй год. 9А и 9Б классы общеобразовательные. ^ Курс «Анализ лирического произведения. 8 - 9 классы» реализуется в количестве 68 часов, по 34 часа в течение двух лет: - 8 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год; - ^ : 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебные темы реализуются еженедельно по 1 уроку согласно расписанию. Содержание курса Раздел 6. Системы стихосложения. (7 часов) Тема 24. Системы стихосложения (обзор). (1 час). Тема 25. Дольник. (1 час). Тема 26. Верлибр. (1 час). Тема 27. Тонический стих. (1 час). Тема 28. Раешный стих. (1 час). Тема 29. Деструктивные стихи. (1 час). Тема 30. Фигурные стихи. (1 час). Раздел 7. Архитектоника. (4 часа) Тема 31. Строфа. Одическая строфа. (2 часа). Тема 32. Сонет. Венок сонетов. Онегинская строфа. (2 часа). Раздел 8. Рифма. (5 часов) Тема 33. Клаузула. (1 час). Тема 34. Диссонанс. Ассонанс. (1 час). Тема 35. Способы рифмовки. (1 час). Тема 36. Внутренняя рифма. Тавтологическая рифма. (1 час). Тема 37. Белый стих. (1 час). Раздел 9. Звукопись. (3 часа) Тема 38. Аллитерация. Ассонанс. (3 часа). Раздел 10. Основные виды лирики. (2 часа) Тема 39. Медитативная лирика. Суггестивная лирика (1 час). Тема 40. Элегия. (1 час). Раздел 11. Идея лирического произведения. (3 часа) Тема 41. Идея лирического произведения. (3 часа). Раздел 12. Композиция лирического произведения. (4 часа) Тема 42. Композиция лирического произведения. (4 часа). Раздел 13. Практика в выполнении анализа лирического произведения. (4 часа) Тема 43. Практикум по теме «Анализ лирического произведения». (4 часа). Раздел 14. Контроль знаний и умений. (2 часа) Тема 43. Итоговая контрольная работа и её анализ. (2 часа). Учебно-тематический план курса
|
![]() | Рабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 9 классы» (8 класс) составлена на основе следующих нормативно-правовых... | ![]() | Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа... |
![]() | «Изобразительное искусство 5 – 9 классы», под редакцией Б. М. Неменского М. «Просвещение» 2013 г. Рабочая программа составлена с... | ![]() | Примерной программы среднего (полного) общего образования по немецкому языку (базовый уровень) и авторской программы Г. И. Ворониной... |
![]() | В. Ф. Бутусов и др. Программы по геометрии 7-9 классы. Москва. Просвещение. 2009 год) и авторской программы А. Г. Мордковича (А.... | ![]() | «Алгебра 8 класс» Макарычева Ю. Н. и «Геометрия 7-9 классы» Погорелова А. В. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы... |
![]() | «Русская литература XIX века. 10 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ю. В. Лебедева, программы по литературе... | ![]() | М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М., «Просвещение»,... |
![]() | М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М., «Просвещение»,... | ![]() | Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... |