Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности




Скачать 356.36 Kb.
НазваниеВоспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности
страница1/3
Дата публикации19.06.2013
Размер356.36 Kb.
ТипАвтореферат
exam-ans.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи



Цурюмова Светлана Владимировна

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Специальность 13.00. 01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Астрахань – 2009
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии

Калмыцкого государственного университета

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Панькин Аркадий Борисович
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор

Борытко Николай Михайлович
кандидат педагогических наук

Ненькина Елена Николаевна


Ведущая организация - Карачаево-Черкесский государственный

университет им. У.Д. Алиева

Защита состоится 29 апреля 2009 г. в 14. 00 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 Астраханского государственного университета по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20 а.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета http: // www.aspu.ru 26 марта 2009 г.

Автореферат разослан 28 марта 2009 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета И.О. Попова


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Прагматизация всех сторон жизни ведет к вытеснению эстетической среды и духовному оскудению жизни общества и человека. Это обстоятельство определило изменение целевых приоритетов образования и переход от технократической образовательной парадигмы к гуманитарной. Вместе с тем, современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие деловых качеств и практических компонентов интеллекта личности. Культурный потенциал ребенка остается при этом мало востребованным, происходит, как говорил А.Н.Леонтьев, «обнищание души при обогащении ее информацией». В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной и для учреждений дополнительного образования детей, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять воспитание эстетической культуры школьников. Одним из наиболее популярных и востребованных направлений в дополнительном образовании детей является художественно-эстетическое, следовательно, именно оно должно играть главную роль в решении проблем воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования.

Опыт человечества показывает, что огромный потенциал для успешного воспитания эстетической культуры растущего человека содержится в национальных традициях, основанных на принципе этнокультурной коннотации, который заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной культурной темы этноса. Этнокультурная коннотация предполагает ориентацию на развитие ребенка как личности, восходящей от родной культуры к мировой, обеспечивая не только эмоциональное развитие чувства ответственности за сохранение и развитие этнокультурной традиции, но и формирование эстетической культуры.

Основные принципы и содержание эстетического воспитания разрабатывались уже философами античности Аристотелем, Демокритом, Платоном, Пифагором, Сократом и др. Во второй половине XIX в. К.Д.Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др. определили эстетическое воспитание как источник развития эстетических чувств и вкусов, подчеркивая, что в каждом учебном предмете содержатся возможности его осуществления.

Положения эстетического воспитания во внеклассной воспитательной работе впервые были раскрыты в трудах Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. В последние десятилетия XX в. О.А. Апраксина, С.Г. Батырева, В.И. Волынкин, Д.Б.Кабалевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, М.Д. Таборидзе и др. разработали проблемы эстетического воспитания, результатом чего стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания, его связь с творческой деятельностью. В настоящее время разрабатываются различные аспекты воспитания эстетической культуры школьников, что нашло отражение в работах М.А. Верба, Е.И. Левит, Л.Г. Новиковой и др.

Первичное обобщение опыта эстетического воспитания в народной педагогике можно найти в трудах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. На сегодняшний день интенсивно разрабатываются проблемы этнопедагогических аспектов современного эстетического воспитания Г.Н. Волковым, С.А. Кикеевой, Г.В. Палаткиной, Р.В. Смирновой (Назаровой) и др. Вопросы использования этнокультурного компонента в структуре содержания образования получили освещение в работах И.Ф. Гончарова, Б.Б. Дякиевой, Н.Н. Ильина и др. В региональные системы образования внедряются идеи и концепции этнокультурной коннотации, разрабатываемые А.Б. Панькиным, Н.М.Бадмахалгаевой, Е.Н. Ненькиной, Э.К. Нюденовой, Т.Н. Петровой и др.

Освещение различных аспектов воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей средствами этнокультурного художественно-эстетического образования можно найти в работах А.К. Бруднова, Л.К. Буйловой, Л.И. Виноградовой, М.Б. Коваль, В.М. Шацкой и др. Вместе с тем, эта проблема в педагогической науке отражена недостаточно полно. Исследования, в большей части, касаются обозначенной проблемы лишь отдельными моментами и не дают целостного научного обоснования и выводов по ней.

Таким образом, в педагогической теории и практике наметились противоречия между: социальным заказом общества на использование потенциала дополнительного образования художественно-эстетической направленности в целях воспитания эстетической культуры школьников и недостаточной научной разработанностью его сущности; объективной потребностью в совершенствовании процесса воспитания эстетической культуры школьников и неразработанностью параметров ее измерения (уровней, критериев и показателей) в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности; необходимостью реального использования направлений, форм и методов этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности, в целях воспитания эстетической культуры школьников, и отсутствием их научного обоснования; актуальной потребностью в этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности с целью оптимизации процесса воспитания эстетической культуры школьников и неразработанностью теоретических основ и программно-методического обеспечения данного процесса.

Настоящие противоречия определили проблему – научное обоснование процесса воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности на основе принципа этнокультурной коннотации.

Для решения обозначенной проблемы сложились определенные теоретические предпосылки. Так, М.А. Верб рассматривает воспитание эстетической культуры школьника с учетом всего многообразия факторов, влияющих на него. Е.И. Левит выделяет обобщенную структурную модель эстетической культуры личности, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов. Роль национальных традиций подчеркивает Н.М. Борытко, утверждая, что многие нюансы в воспитании детей и подростков определяются исторически сложившимися у различных этнических групп воспитательными традициями, установками и стереотипами. Р.В. Смирнова отмечает, что эстетическое воспитание должно базироваться на этнокультурном материале, включающем основные средства народной педагогики (фольклор, быт, традиции, искусство, религия и др.). В работах А.В. Золотаревой подчеркивается роль дополнительного образования детей в модернизации целей общего образования, в особенности - целей воспитания. А.Б. Панькин считает, что важным фактором овладения этнокультурным опытом, с целью воспитания важнейших качеств личности ребенка (в том числе эстетической культуры), наряду со школьным обучением и внеклассной работой является система дополнительного образования.

Одновременно с теоретическими предпосылками сформировались и практические предпосылки. К ним можно отнести принятие Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, как ответ системы образования на социальный заказ общества, поставившего вопрос о повышении эффективности дополнительного образования детей в плане эстетического воспитания, а также разработку проекта регионального Закона о дополнительном образовании детей в Республике Калмыкия, нацеленного на повышение качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.

Таким образом, есть все основания утверждать, что опыт развития эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей свидетельствует об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей построения процесса воспитания эстетической культуры личности в учреждении дополнительного образования детей.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость с одной стороны и недостаточная разработанность с другой, определили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности».

^ Объект исследования – художественно-эстетическая направленность системы дополнительного образования детей.

Предмет исследования - воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

^ Цель исследовани – разработать систему воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности на основе принципа этнокультурной коннотации.

^ Гипотеза исследования: воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности будет эффективным, если:

1. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности будет основано на принципе этнокультурной коннотации и станет рассматриваться как социальное явление, сложный многоуровневый процесс и специально организованная художественно-эстетическая деятельность.

2. Уточненные на основе характера эстетической (преобразующей) деятельности уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности будут выступать параметрами измерения эстетической культуры, при этом показателем высокого уровня будет целостная продуктивность (умение эстетически преобразовывать окружающую действительность), среднего – относительная целостность (поступки не всегда определяются эстетическими ценностями), а низкого уровня - инертность (эстетически нивелированное поведение).

3. Выявленные на основе этнических констант центральной культурной темы этноса направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности будут ориентированы на воспитание эстетической культуры школьников.

4. Система воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности будет ориентирована на формирование основных этнических констант центральной культурной темы этноса, посредством актуализации этнокультурных традиций, и будет реализована через программу воспитания эстетической культуры школьников.


^ Задачи исследования:

1. Определить и конкретизировать сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

2. Уточнить уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

3. Определить направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности, эффективно способствующие воспитанию эстетической культуры школьников.

4. Разработать и апробировать программу воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

^ Теоретико-методологическую основу исследования составили: на философском уровне - идеи воспитания эстетической культуры как средства развития личности (Б.Т. Лихачев, П.П. Блонский, М.А. Верб и др.) концепции развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); на общенаучном уровне - системно-целостный подход, позволяющий изучать социальные процессы во взаимосвязи их компонентов (Г.М. Борликов, В.С. Ильин, И.Я. Лернер и др.), положения психологических теорий развития личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); на конкретно-научном уровне - методологические принципы педагогического исследования (А.Д.Ботвинников, В.И. Загвязинский, Г.И. Саранцев, М.Н. Скаткин и др.), общепедагогические положения и теории воспитательных систем (Н.М. Борытко, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.), общетеоретические идеи народного воспитания (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий и др.), теоретические основы этнопедагогики (Г.Н. Волков, К.Ж. Кожахметова, О.Д. Мукаева, В.А. Николаев, Г.В. Палаткина и др.), теоретические основы эстетического воспитания школьников (Б.Т. Лихачев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, О.В. Дивненко. Д.Б.Кабалевский, С.А. Кикеева, И.А. Тисленкова и др.); на технологическом уровне - концепции развития дополнительного образования детей (В.А.Березина, А.К. Бруднов, Л.И. Виноградова, Г.И.Гузева, Е.Е. Чепурных, А.И. Шетинская и др.), методологические принципы педагогического программирования в дополнительном образовании (Л.Н. Буйлова, А.В. Золотарева, Н.Ф. Радионова и др.), концептуальные основы этнокультурно коннотированного образования (А.Б. Панькин, Н.М. Бадмахалгаева, Е.Н. Ненькина, Э.К.Нюденова и др.).

В соответствии с целью, задачами и методологией использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и интерпретация научных данных, системный анализ образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей); эмпирические (наблюдение, беседа, обобщение собственного педагогического опыта, анализ продуктов творческой деятельности детей, анкетирование, методики определения уровня эстетической воспитанности школьников).

База исследования: учреждение дополнительного образования детей - Дворец детского творчества г. Элиста Республики Калмыкия.

^ Основные этапы исследования:

1. (1998-2000 гг.) – начальный (аналитико-поисковый): изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, накопление эмпирического материала; определение задач, уточнение гипотезы и методов исследования;

2. (2001-2006 гг.) – базовый (опытно-экспериментальный): разработка организационных, теоретических и методических основ исследуемой проблемы; уточнение цели исследования и положений, выносимых на защиту; разработка и реализация программы исследования; апробация авторской образовательной программы; опытно-экспериментальная проверка выдвинутых положений;

3. (2007-2009 гг.) – завершающий (обобщающий): систематизация и обобщение полученных результатов, формулировка, научное обоснование выводов исследования, оформление диссертационного исследования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности iconВоспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного...
Теоретико-методологические основы воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической...

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности iconАдминистративный регламент
«Предоставление дополнительного образования художественно-эстетической направленности» муниципальными бюджетными образовательными...

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности iconЭссе в учебном процессе Эссе как вид учебной деятельности
Википедия). «Жанр философской, эстетической, художественно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто...

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности iconФормирование социально-профессиональной направленности личности будущих...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности iconОбразовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетического...
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности iconРабочая программа по художественно-эстетическому направлению вокальной...
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших...

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности iconПрограмма «Формирование духовной культуры школьников средствами Искусства»
«Средняя общеобразовательная школа №163 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности iconМосковской Международной Стоматологической выставки MosExpoDental...
Композитные и керамические реставрации в ежедневной практике. Методы восстановления передних и жевательных зубов

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности iconТема урока Тип урока
Знать: о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философской...

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности icon1 Конференция является мероприятием системы дополнительного образования...
Московским городским Дворцом детского (юношеского) творчества как мероприятие Междисциплинарного форума исследовательских и проектных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную