Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии»




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии»
страница1/6
Дата публикации15.04.2014
Размер0.79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
exam-ans.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБО учреждениевысшего профессионального образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»

(БГУ)
Факультет психологии, рекламы и связей с общественностью

Кафедра общей и профессиональной психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины (модуля)
«Методические рекомендации

по написанию, оформлению и защите курсовых работ

по психологии»

Направление подготовки

050400.62 – Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки

^ Психология образования
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная/ заочная
Брянск
2013 г.

Составители:

Лысенко Е. Н. - ассистент кафедры общей и профессиональной психологии.

В методических рекомендациях представлены требования по написанию и оформлению курсовых работ по психологии. Изложены требования к структуре и содержанию научно-исследовательской работы, к представлению её результатов и их оформлению. Рассмотрены основные вопросы, связанные с написанием теоретической и описанием эмпирической частей исследования. Представлен порядок защиты работ и критерии их оценки.

Методические рекомендации адресованы студентам очного и заочного отделений факультета психологии, рекламы и связей с общественностью БГУ им. ак. И. Г. Петровского, обучающихся по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование».

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………................…………………………....3

1. Этапы выполнения курсовых и дипломных работ……5

2. Общие требования к оформлению курсовых работ…..7

Оформление курсовой работы…………………….............7

Правила написания буквенных аббревиатур…………...10

Правила написания формул, символов……………….....11

Правила оформления таблиц, рисунков, графиков…….12

Правила оформления библиографического списка…….17

Правила оформления ссылок на литературные источники………………………………………………………….21

Правила оформления приложений....................................22

3. Общая структура курсовых работ…………………….23

Введение……………………………………………...…...24

Теоретическая часть…………………………………...…24

Описание эмпирического исследования………………...29

Требования к оформлению программы исследования…29

Описание результатов…………………………………....45

Выводы…………………………………………………....53

Заключение……………………….…………………….…53

4. Специфика квалификационных работ на разных курсах……………………………………………………………....54

Курсовая работа на 1 курсе………………………………56

Курсовая работа на 2 курсе……………………………....57

Курсовая работа на 3 курсе………………………………61

Процедура защиты курсовой работы……………………64

5. Перечень типичных ошибок при выполнении курсовых работ…............................................................................67

Литература………………………………………………...71

Приложение 1 Образец оформления титульного листа..74

Приложение 2 Образцы оформления оглавления……...75



Введение

Выполнение курсовых работ является одним из важных этапов в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Работа над курсовыми проектами требует от студента не только прочного усвоения фундаментальных теоретических знаний, но и творческого подхода к решаемым эмпирическим задачам, формирования представлений об организации исследовательской деятельности. Выступая одной из форм научно-исследовательской деятельности, подготовка курсовых работ предполагает углубление и расширение знаний студентов, овладения приёмами самостоятельного исследования, его планирования, анализа полученных данных, формирование умений решать научные и практические задачи путём научного поиска и анализа.

Работа над курсовыми проектами должна способствовать систематизации, закреплению и расширению теоретических и практических знаний у студентов по приобретаемой специальности, создавать возможность для применения этих знаний при решении конкретных практических задач в области психологии.

Данные методические рекомендации составлены для оптимизации самостоятельной работы студентов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью Брянского государственного университета имение академика И. Г. Петровского над исследовательскими проектами курсовых работ. В методических рекомендациях даются общие требования к содержанию, оформлению данных работ и приводятся шаблоны отзывов научного руководителя и рецензента, описываются критерии оценки данных работ, правила их публичной защиты.

^ 1. Этапы выполнения курсовых и дипломных работ

Курсовая работа (проект) − самостоятельная работа студента учебно-методического или научно-исследовательского характера, выполняемая под руководством преподавателя.

Курсовая работа служит углубленному изучению какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины, овладению методами современных научных исследований.

Выполнение курсовой работы должно включать в себя ряд взаимосвязанных этапов:

  • выбор темы и постановка проблемы исследования: выделение основных вопросов, решение которых ляжет в основу исследования, определение объекта и предмета исследования, обоснование актуальности, выделение цели и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы исследования;

  • составление рабочего плана работы (совместно с научным руководителем);

  • определение методов исследования и выбор методик;

  • поиск, сбор, анализ и обобщение литературы по теме исследования; формулирование основных теоретических положений и выводов;

  • на основе проведённого анализа литературы уточнение соответствия выбранных методов диагностического (экспериментального) исследования изучаемой проблеме; в случае необходимости разработка или адаптация методик исследования согласно изучаемым параметрам, выработка критериев оценки результатов эксперимента;

  • проведение диагностического (экспериментального) исследования, сбор эмпирических данных;

  • количественный и качественный анализ эмпирических данных, их обработка с помощью методов математической статистики; проверка статистической значимости полученных результатов, проверка выдвинутой гипотезы;

  • обсуждение и интерпретация полученных эмпирических данных, оформление результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах;

  • формулирование выводов и составление заключения; в случае целесообразности разработка практических рекомендаций;

  • оформление исследовательской работы в целом;

  • подготовка выступления на защите, подготовка и оформление иллюстративного материала.

Темы курсовых работ студенты могут выбирать из перечня тем, представленных на кафедре. Выбор может определяться научно-практическими интересами студента в рамках выбранной специализации. Также студент может предложить самостоятельно тему своего исследования, которая не совпадает с тематикой курсовых работ кафедры. В этом случае он обязан обосновать её целесообразность и соответствие выбранной специальности.

Важно выбрать такую тему, которая соответствовала бы накопленному практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям студента. Которая могла бы разрабатываться на конкретных материалах, взятых в учреждении или организации, где он работает или же будет проходить практику.

Тематика работы должна быть актуальной, учитывать состояние и перспективы современного развития науки и способствовать решению конкретной задачи в области психологии. В качестве тем исследовательских работ могут выбираться проблемы, решение которых способствует использованию психологических знаний в реальной деятельности предприятий, организаций, учреждений социальной сферы и учебных заведений.

Темы курсовых работ утверждаются на заседании кафедры, приказом руководителя учебного заведения или заведующим кафедрой. Именно с выбора темы начинается исследовательская работа студента, которая требует творческого подхода, понимания актуальности избранной темы, её теоретического и практического значения. Важно обратить внимание на её конкретную формулировку, разработать стратегию исследования.

При выполнении курсовых работ на II-III курсах студент имеет право выбора каждый раз новой для себя темы. Наряду с этим возможно и продолжение изучения ранее выбранной темы, что даёт возможность более глубокого изучения выбранного направления исследования, обеспечивает более детальную разработку проблемы.
^ 2. Общие требования к оформлению курсовых работ

Оформление курсовой работы

Тексты квалификационных работ представляют собой результаты научной работы студента. Поэтому требования к оформлению квалификационных работ соответствуют требованиям ГОСТ 7.32-2001. Работа печатается на стандартном листе бумаги формата А 4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 25-30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, примерное количество знаков на странице -1800-2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал - 1,5. Изменение шрифта и его форматирование допускается только для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, заголовках.

Каждая новая глава и другие структурные элементы работы: введение, заключение, список литературы, приложения (кроме параграфов, входящих в состав глав) – начинаются с новой страницы. Заголовки глав, а также слова «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», следует располагать в середине без точки и без кавычек, печатать прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивать, отделять от текста расстоянием равным одной пропущенной строке. Слова в заголовках не переносятся, точка в конце заголовка, располагаемого в середине страницы, не ставится. Заголовки параграфов печатаются полужирным шрифтом, строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца отделяются с двух сторон расстоянием равным одной пропущенной строке. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Применительно к разделу «Приложения» указывается только номер страницы, с которого начинается этот раздел. В тексте нумеруется только страница, следующая за списком литературы. В центре этой страницы шрифтом «Times New Roman» № 40 пишется слово «Приложения». Остальные страницы приложения не нумеруются. Приложения нумеруются (если их несколько) последовательно арабскими цифрами, сквозной нумерацией (Приложение 1, 2, 3). Страницы в приложениях не нумеруются. Каждое приложение необходимо выполнять на отдельном листе. Приложения не засчитываются в заданные объёмы исследовательской работы.

Главы работы имеют порядковую нумерацию в пределах всего текста (Глава 1..., Глава 2... и т.д.). Обозначение параграфа в каждой главе включают номер главы и порядковый номер параграфа (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). В случае если параграфы разделены на более мелкие единицы - подпараграфы, нумерация включает номер главы, номер параграфа, номер подпараграфа (1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.). После номера параграфа или подпараграфа в тексте точка не ставится.

Страницы письменной работы (включая рисунки и приложения) должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Титульный лист и оглавление оформляются по установленному образцу (Приложения 1).

Нумерация начинается со второй страницы – «ОГЛАВЛЕНИЕ».

В научно-исследовательских работах студентов обычно приводится фактический и цифровой материал. Наглядность ему придаёт использование формул, таблиц, иллюстративного материала (схем, графиков, диаграмм, рисунков и др.).

Правила написания буквенных аббревиатур.

В тексте письменной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично автором буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При введении в текст аббревиатуры, обязательно необходимо ее пояснение. Первый раз аббревиатура указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем она употребляется в тексте без расшифровки.

Пример. Социальная категоризация (СК) - универсальный когнитивный процесс, имеющий ключевое значение для восприятия объектов и явлений окружающего мира. На выявление и раскрытие специфических особенностей СК направлено множество исследований, проведенных в рамках психологии социального познания.

Правила написания формул, символов

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена свободная строка. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер размещается с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула, то её не нумеруют.

Пример - Оформление формулы.



где rxy – коэффициент линейной корреляции;

xi, yi – частные выборочные значения сравниваемых величин;

xср, yср – средние выборочные значения сравниваемых величин;

n – объем выборки сравниваемых пар первичных результатов;

S2x, S2y – дисперсии для первичных результатов x и y.

При наличии в научно- исследовательской работе большого количества цифрового материала, а также при необходимости его сопоставления и выводов определенных закономерностей материал оформляют в виде таблиц.

Правила оформления таблиц, рисунков, графиков

Таблицы, рисунки, графики следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, Таблица 1, Рисунок 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верхнем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таблиц как сквозная – по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются. Например:

^ Пример оформления таблицы

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопросы анкеты по возрастным

Варианты ответов

Возрастные группы

Всего по выборке




18-24 года

25-29 лет

30-45 лет

Старше 45 лет























Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку. Таблицу следует размещать так, чтобы читать её можно было без разворота работы. При переносе таблицы на другую страницу заголовки её граф повторяются. Основной заголовок таблицы не повторяют, а над ней размещают слова «Продолжение таблицы…» с указанием её номера.

Если в таблице приведены данные статистического анализа, условные обозначения значимости связи различных показателей (корреляций, регрессий) (обычно - * или **), ставятся только рядом со значениями самого коэффициента. Коэффициенты обязательно округляются до сотых, нули перед запятой опускаются, запятая заменяется точкой.

Не допускается прямое копирование в текст выходных таблиц отчета компьютерной программы (SPSS, ЕХСEL, Statastica и др.). Таблицы должны быть построены заново. Все обозначения должны быть переведены на русский язык, а результаты вычисления смежных величин обобщаются в общей таблице. Не допускается использование в таблицах текста кодов переменных. Названия переменных должны быть содержательными и понятными читателю без дополнительных объяснений со стороны автора работы.

Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы как диаграммы, гистограммы, а также различные графики. Их следует располагать в работе в черно-белом исполнении непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или в приложении, если в указанном месте они не помещаются. В приложениях допускается цветное исполнение.

Необходимо опираться на рекомендации по построению диаграмм и графиков (Л.В. Куликов, 2001):

  • График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

  • График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

  • На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

  • Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

  • Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось ординат).

  • Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам. Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма – это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс).

Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обозначаются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозначения Рис. 1 (или 2, или 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. При необходимости после названия рисунка помещается текст, поясняющий его содержание и обозначения. Между таблицами, рисунками и текстом должны быть пробелы равные примерно пропущенной строке.
Примеры оформления рисунка.
Рис. 1. Среднегрупповая выраженность уровней личностной и ситуативной тревожности у обследованных студентов
Рис. 2. Распределение выраженности стилей семейного воспитания в группе родителей младших школьников

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказательность выводам.

Если делается ссылка на таблицу, можно использовать следующие выражения: «в соответствии с данными, представленными в таблице 5…», «результаты, приведенные в таблице 5, свидетельствуют о том, что ...», или приводится ссылка в скобках (Таблица 5).

При ссылках на рисунки пишется: «на рисунке 5 показано (приведено, представлены)....», «как представлено на рисунке 6 ...», «что и отражено на рисунке ...» или дается ссылка в скобках (Рис. 3). Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6).

При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, представлена в приложении 2», или приводится ссылка в скобках (Приложение 2).

При использовании числительных в тексте нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количественные числительные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например, «в двух случаях из девяти» (неправильно – «в 2 случаях из 9»), Многозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например, «45 испытуемых» (неправильно – «сорок пять семь испытуемых»). Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц измерения точки не ставятся (миллиметр – мм). Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например, правильно написать «в 20 случаях из 100» (неправильно – «в 20-ти случаях из 100»).

Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, то падежные окончания числительных, оканчивающиеся на две гласные, «и» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «шестая» – «6-я», а не «6-ая». Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, состоят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» — «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению и защите рефератов,...
Методические рекомендации по написанию и оформлению научно-исследовательских работ предназначены для студентов, выполняющих самостоятельную...

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению и защите рефератов,...
Методические рекомендации по написанию и оформлению научно-исследовательских работ предназначены для студентов, выполняющих самостоятельную...

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» iconМетодические рекомендации к написанию, оформлению и защите курсовых...
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры общей педагогики «14» 10 20 10 г., протокол №3

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. – М.: Издательство...

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» iconМетодические рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных...
Гопедия с учетом Государственного стандарта. Работа содержит методические указания с особенностями выполнения курсовой работы по...

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» icon«московский финансово юридический университет мфюа» Методические...
Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» iconМетодические указания по подготовке и защите курсовых и дипломных...
Примерные планы и методические указания к написанию курсовых работ по определённым темам

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите курсовых...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профecсионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «финансовая математика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит». Он содержит рабочую программу, учебно-методические...

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ по психологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Социология»
Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную