Морфологический разбор местоимения (примеры)

Морфологический раз­бор место­име­ний — это ука­за­ние раз­ря­да по зна­че­нию, посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков слов этой части речи.

Что такое морфологический разбор местоимения?

В рус­ском язы­ке каж­дая само­сто­я­тель­ная часть речи обла­да­ет набо­ром посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Морфологический раз­бор частей речи состо­ит в зна­нии и ука­за­нии этих при­зна­ков.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, но кон­крет­но не обо­зна­ча­ет их.

По сво­им мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам место­име­ния сопо­ста­ви­мы с дру­ги­ми частя­ми речи. Исходя из этой осо­бен­но­сти, сло­ва этой части речи, ука­зы­ва­ю­щие на пред­мет, назы­ва­ют местоимениями-существительными (я, ты, некто, что), на при­знак — местоимениями-прилагательными (любой, какой-то, неко­то­рый), на коли­че­ство — местоимениями-числительными (столь­ко, сколь­ко, несколь­ко).

К каж­дой груп­пе при­над­ле­жат место­име­ния раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов, кото­рые обла­да­ют опре­де­лен­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми в зави­си­мо­сти от того, какую часть речи они заме­ща­ют в речи.

Морфологический раз­бор место­име­ний вклю­ча­ет грам­ма­ти­че­скую и син­так­си­че­скую харак­те­ри­сти­ку слов этой части речи.

Порядок морфологического разбора

В раз­бо­ре место­име­ния как части речи ука­зы­ва­ют как посто­ян­ные, так и непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки, а так­же его син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии.

Укажем основ­ные грам­ма­ти­че­ские харак­те­ри­сти­ки, кото­рые сле­ду­ет учесть, что­бы выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор место­име­ния:

1. общее зна­че­ние место­име­ния: ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство,

2. на какой вопрос отве­ча­ет: кто? что? какой? чей? сколь­ко? (вопрос может быть в любой падеж­ной фор­ме),

3. Морфологические при­зна­ки:

а) посто­ян­ные при­зна­ки

раз­ряд по зна­че­нию:

  • лич­ное
  • воз­врат­ное
  • при­тя­жа­тель­ное
  • вопро­си­тель­ное
  • отно­си­тель­ное
  • отри­ца­тель­ное
  • неопре­де­лен­ное
  • опре­де­ли­тель­ное
  • ука­за­тель­ное

лицо (у лич­ных место­име­ний)

б) непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки

  • падеж
  • чис­ло (если име­ет­ся)
  • род (если име­ет­ся)

4. Синтаксическая роль место­име­ния в пред­ло­же­нии:

  • под­ле­жа­щее
  • часть ска­зу­е­мо­го
  • допол­не­ние
  • опре­де­ле­ние
  • обсто­я­тель­ство

План разбора местоимения

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

II. Морфологические при­зна­ки:

  • началь­ная фор­ма — име­ни­тель­ный падеж, един­ствен­ное чис­ло (кро­ме лич­ных место­име­ний «мы», «вы»),
  • раз­ряд по зна­че­нию,
  • лицо (у лич­ных место­име­ний),
  • падеж
  • чис­ло (если име­ет­ся),
  • род (если име­ет­ся).
  • III. Синтаксическая роль.

    Морфологический разбор местоимения (примеры)

    Примеры морфологического разбора местоимений

    1.Проведем мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор местоимения-существительного.

    Парнишка сорвал ябло­ко и сунул себе в кар­ман.

    Себе — место­име­ние, ука­зы­ва­ет на пред­мет,

    • началь­ная фор­ма — ,
    • воз­врат­ное,
    • датель­ный падеж.

    В пред­ло­же­нии явля­ет­ся обсто­я­тель­ством.

    2.Укажем поря­док мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра местоимения-прилагательного.

    Учтем, что началь­ная фор­ма место­име­ний, заме­ща­ю­щих при­ла­га­тель­ные, — это име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода. У таких место­име­ний име­ют­ся непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки паде­жа, чис­ла и рода, как и у при­ла­га­тель­ных.

    Это зда­ние нашей шко­лы.

    Нашей — место­име­ние, ука­зы­ва­ет на при­знак.

    • началь­ная фор­ма — наш,
    • при­тя­жа­тель­ное,
    • роди­тель­ный падеж,
    • един­ствен­ное чис­ло,
    • жен­ский род.

    В пред­ло­же­нии явля­ет­ся согла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

    3.Морфологический раз­бор местоимения-числительного.

    От него не было вестей несколь­ко недель.

    Несколько (недель) — место­име­ние, ука­зы­ва­ет на коли­че­ство.

    • началь­ная фор­ма — несколь­ко,
    • неопре­де­лен­ное,
    • вини­тель­ный падеж.

    В пред­ло­же­нии с суще­стви­тель­ным «недель» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла состав­ля­ет неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние, кото­рое явля­ет­ся обсто­я­тель­ством вре­ме­ни.

    Видеоурок

    Оцените статью
    exam-ans.ru
    Добавить комментарий