Народные восстания в 60—70-х гг. XI в.
Сыновья Ярослава Мудрого, к сожалению, не отличались такой силой характера и не были столь харизматичны и талантливы, как их отец. Внутриполитическая ситуация осложнялась еще и новой внешнеполитической угрозой. В 1061 г. к русским границам впервые подошли половцы.
И снова юг оказался под угрозой, население было обеспокоено военной угрозой, возлагая надежды на великого князя, которым стал Изяслав, старший сын Ярослава Мудрого. Поражения от половцев способствовали увеличению числа массовых народных выступлений, волной прокатившихся по всей Руси в период с 1068 по 1072 гг. Наиболее крупное выступление случилось в Киеве в 1068 году.
Начиналось все довольно мирно, киевляне сперва собрались на вече, где обсуждались вопросы организации отпора врагам, после того, как народное собрание закончилось, жители Киева обратились к Изяславу, требуя выдать им оружие для организации отпора половцам. Посыл был очевиден: раз князь с войском не может защитить и обезопасить жителей, то надеяться более не на кого, кроме как на себя. Князь не внял требованию жителей города, опасаясь, что оружие может быть в конечном счете в случае неудачи направлено против него же. Тогда разгневанный народ начал громить дворы богатых бояр. Изяслав, испугавшись своего народа, бежал в Польшу, вернуть престол ему удалось лишь в 1069 году.
Междоусобица на Руси в 70-е гг. XI в.
Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить мирно и слушаться старшего из братьев, который становился «в отца место» Изяслава.
Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «очередного» или «лествичного» (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.
Однако недолго продлились на Руси мирные времена, в 1073 году началась очередная междоусобная война. Дело было в том, что двое младших Ярославичей – братья Святослав и Всеволод – открыто выступили против старшего брата Изяслава, который якобы захотел править единовластно по примеру отца и деда и согласно слухам хотел даже умертвить своих братьев. Братья с дружинами подступили к Киеву, Изяслав по уже отработанной во время народных волнений в Киеве схеме – сбежал в Польшу, прихватив с собой золото, серебро и прочие ценные вещи из государственной казны в надежде нанять там войско.
Король Польши Болеслав II принял богатые подношения от Изяслава, но в помощи опальному князю отказал. Изяслав, видимо, уж очень хотел вернуть себе престол, поэтому стал скитаться по Европе, прося помощи. Дошел Изяслав до самого папы Римского и до германского императора Генриха IV, который после долгих уговоров и богатых даров согласился стать посредником в разрешении конфликта между братьями. Генрих IV направил письмо Святославу и Всеволоду, в котором просил вернуть трон законному правителю Руси – Изяславу. Однако послание германского императора не возымело действия. В сложившихся условиях нужно было действовать исключительно с позиций силы.
В то время на Руси сел править Святослав, он занял престол по старшинству, так как был средним братом. Святославу понравился вкус власти, и он посадил своих сыновей во всех крупных русских городах, отодвинул брата Всеволода в тень.
В 1076 г. Святослав организовал поход в Центральную Европу, выступив в поддержку Польши, которая чуть раньше не поддержала его политического противника и по совместительству – родного брата Изяслава. Русское войско пошло войной на чехов, одержало победу и заключило мир. Среди командующих русской ратью особенно выделялись два двоюродных брата – Владимир Мономах (сын Всеволода) и Олег (сын Святослава), во многом благодаря их военным талантам русская армия впервые заявила о себе в Европе.
В 1076 г. Святослав внезапно умирает. На престол садится Всеволод, однако в это время к границам подходит опальный Изяслав, которому все-таки удалось собрать войско. Всеволод добровольно отдает брату Киев, видимо, политических амбиций и честолюбия у него было поменьше, чем у Святослава, а сам отправляется в Чернигов.
Теперь на Руси на политический олимп вышли два сына Ярослава Мудрого: Изяслав и Всеволод, а также их сыновья: сын Изяслава — Святополк, сын Всеволода — Владимир. Сыновья же Святослава после смерти отца остались не у дел и без земель. Так, например, Олег – старший сын Святослава – продолжал жить в Чернигове, принадлежавшем некогда его отцу, однако там уже правил Всеволод. Все другие крупные города Руси были также поделены между Изяславом и Всеволодом, что зарождало в Олеге чувства несправедливости, гнева и, в конце концов, ненависти к ближайшим родственникам.
Через два года, в 1078 г., Олег собрал верную дружину и отправился в Тмутаракань (ныне Тамань Краснодарского края), где жил его брат Роман, поклявшийся, что вернет отцовский Чернигов. Начало очередной междоусобице было положено.
В чем же крылись причины междоусобной борьбы? Что заставляло родных братьев и племянников враждовать друг с другом?
Во-первых, камнем преткновения был сам порядок престолонаследия, установленным Ярославом Мудрым. Согласно этому порядку – престол получал «старший в роду», что приводило к тому, что сыновья великих князей не хотели отдавать власть старшим по возрасту своим дядям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были моложе.
Во-вторых, надо признать, что среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось такой волевой и харизматичной личности, которая смогла бы объединить вокруг себя всех враждующих.
В-третьих, внешняя угроза от половцев усугубляла и без того нестабильное внутреннее положение.
Вернемся к Олегу и его маниакальному желанию отвоевать отцовский Чернигов. Объединив свое войско с ратью тмутараканского брата Романа, Олег пошел на шаг, который ни современники, ни потомки не смогли ему простить – заключил союз с половцами.
С точки зрения получения быстрого результата и достижения краткосрочной цели, это было разумным и, пожалуй, единственно верным решением. Однако репутация Олега как среди князей, так и среди населения была полностью испорчена, пойдя на союз с главными врагами Руси, Олег уничтожил себя как политика. Автор «Слова о полку Игореве» назвал Олега – «Гориславичем», то есть персонажем, принесшим много горя Руси.
На реке Сожица, рядом с Черниговым, 25 августа 1078 г. Олег одержал победу над войском киевского князя и завладел Черниговом. Опасность в лице Олега Святославича способствовала вчерашних соперников: Изяслава с сыном Святополком и Всеволода с Владимиром Мономахом. Им удалось собрать сильное объединенное войско и после победы в битве на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г.вытеснить Олега из Чернигова. Однако в этой битве погиб великий князь Изяслав, на престол сел последний из оставшихся в живых сыновей Ярослава Мудрого – Всеволод, который правил до 1093 года. Чернигов он отдал своему сыну Владимиру Мономаху.
«Русская правда» Ярославичей
В годы правления сыновей Ярослава свод законов «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правда Ярослава»).
Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» можно получить информацию об устройстве княжеской вотчины. Центр вотчины княжеский двор. На дворе располагались хоромы князя или боярина. Заведовал вотчиной княжеский управляющий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Княжеский подъездной занимался сбором налогов.
Главным богатством вотчины считалась земля, вредительство в отношении княжеской земли наказывалось высоким штрафом.
Руководили полевыми работами ратайные старосты и сельские старосты.
«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство различных категорий населения.
Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оценивалась в 40 гривен, жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен, жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен.
Рабыня-кормилица была приравнена к старосте, и за неё платилась та же вира. Жизнь старшего дружинника оценивалась в размере 120 гривен, и для одного человека это была огромная сумма, которую можно сравнить с сегодняшними ценами на недвижимость в центре Москвы.
Новый свод законов также продолжал Русскую Правду Ярослава Мудрого, и, в первую, очередь был направлен на защиту состоятельных людей. Однако этот источник права защищал жизнь и имущество любого жителя Руси.
За оскорбления и ранения также были положены штрафы. Всегда наказывали того, кто первый начинал драку. Любопытно, то, что за холопа отвечал сам хозяин. Начал действовать институт свидетелей, стали браться свидетельские показания, переработан порядок судопроизводства.
Начало военной деятельности Владимира Мономаха
Владимир Мономах известен потомкам, прежде всего, как князь, который весьма результативно боролся с половцами.
Так в 1080 г., когда половцы напали на черниговские земли, Владимиру Мономаху удалось отбить их удар и одержать победу над кочевниками.
Участвовал Мономах и в наведении порядка внутри страны, подавив восстание вятичей. Его решительность и целеустремленность вызывали восхищение современников и потомков.
К началу 90-х г. XI в. Владимир Мономах по праву считался самым авторитетным князем на Руси.
После смерти отца Владимира Мономаха – Всеволода сложилась ситуация, при которой любой внук Ярослава Мудрого мог занять киевский стол: Владимир Мономах, Олег Святославич, Святополк Изяславич.
Однако учрежденный Ярославом Мудрым порядок наследования гласил, что старший в роду, то есть Святополк Изяславич должен занять престол и стать великим князем. Боярская группировка поддержала «лествичный принцип» и передала престол Святополку (1093-1113). Святополк, как и череда правителей до него, был не дальновидным, не ярким и не харизматичным, а ко всему прочему еще и скупым и завистливым (военная слава Владимира Мономаха не давала ему покоя).
Так на Руси сформировались три враждующие между собой политические группировки, каждая из которых претендовала на лидерство среди других: одна — во главе со Святополком в Киеве, вторая — с Владимиром Мономахом в Чернигове, третья — с Олегом в Тмутаракани.
В 1093 г. половцам удалось совершить большой набег на Русь. Началось все с того, что после смерти Всеволода, который в бытность свою великим князем удачно откупился от половцев, половцы вновь пришли к границам Руси и отправили в Киев посла с требованием золота, серебра и прочих богатств в качестве откупа. Новый князь Святополк из-за своей жадности и скудоумия посчитал правильным половцам отказать, а посла бросить в темницу. В ответ на это половцы напали на Русь.
Святополк бросился за помощью к Мономаху. Владимир Мономах прибыл в Киев, где стал уговаривать брата договориться с половцами миром, поскольку на тот момент у Руси было не достаточно сил, чтобы одержать победу. Святополк не хотел слушать никаких доводов, но более не хотел терять своих богатств и настаивал на проведении сражения.
Сражение состоялось у города Треполя 26 мая 1093 г. русские войска, как и предсказывал Мономах, потерпели сокрушительное поражение. Это было единственное поражение в военной истории князя Владимира Мономаха.
Таким образом, военные неудачи 1093 г. стали толчком к началу очередной волны усобицы. Воспользовавшись неудачами киевского и черниговских князей в борьбе с половцами, Олег Святославич вновь решил попытать счастья с Черниговом.
Олег подошел к Чернигову, в котором в тот момент находился Владимир Мономах. Мономах понимал, что сил у него не достаточно для того, чтобы сразиться с двоюродным братом, поэтому после 8 дней штурма принял решение пойти на переговоры.
Владимир согласился отдать Олегу Чернигов, а сам вернулся в Переяславль.
Наступило временное успокоение Руси. Ни один из князей не имел достаточно силы для того, чтобы нанести удар противнику.
Тем более в этот момент снова активизировались половецкие орды и в 1095 г. огромное половецкое войско во главе с ханами Итларем и Китаном подошло к Переяславлю. Владимиру ничего не оставалось, как согласиться на мирные переговоры. Он отправил приглашение хану Итларю – войти с его лучшими воинами в город.
Хан Китан в это время встал рядом с городом и потребовал от Мономаха привести заложников, одним из которых должен был стать сын Владимира Всеволодовича – Святослав. Мономах вынужден был согласиться.
В это время из Киева прибыл гонец от великого князя Святополка, который упрашивал Мономаха – убить Итларя с воинами, пока они находятся в городе. А затем перебить и ставку хана Китана. В то же время Святополк обещал Владимиру, что его люди ночью выкрадут сына Мономаха из половецкого плена. Мономах согласился. Ночью русские воины перебили людей хана Итларя и умертвили его самого. Сына Владимира успешно вызволили из плена, а деморализованные половцы, завидев, что к Мономаху идет подкрепление из Киева, отошли в степь.
Владимиру Мономаху хотелось закрепить достигнутый успех, и он предложил Киеву и Чернигову – объединить свои силы и организовать масштабный поход в степь. Олег пообещал прийти с дружиной, но не выполнил своего обещания. Святополк согласился и собрал войско, после чего киево-переяславская армия углубилась в степь и разгромила несколько половецких стоянок. Это был первый поход против кочевников со времен князя Святослава (который ходил против хазар) и закончился победой.
В 1096 году Владимир и Святополк снова обратились к Олегу с предложением приехать на общерусский съезд князей и обсудить там все взаимные обиды и претензии, заключив в присутствии бояр и представителей духовенства договор о порядке на Руси. Олег ответил отказом.
В конце концов, устав от высокомерия Олега, Святополк и Владимир во главе объединенного войска двинулись на Чернигов. Олег, не надеясь на помощь черниговцев, бежал в Стародуб, пробыл там несколько недель, после чего согласился на переговоры с братьями.
Олега лишили Чернигова, определив для него местом жительства – Муром. А поскольку в Муроме в это время пребывал на княжении старший сын Мономаха – Изяслав, то Олега временно определили в Смоленск к брату.
Чернигов же остался за другими братьями Олега, то есть был закреплен за ветвью наследников сына Ярослава Мудрого Святослава Ярославича. Олегу предписали явиться на общерусский съезд князей и обязали участвовать в походах против половцев.
Олег недолго просидел в Смоленске, собрал небольшие силы и двинулся к Мурому, чтобы захватить свою «отчину». Дядя шел войной на племянника. Около Мурома произошла встреча войск Олега и Изяслава, сражение закончилось победой многоопытного Олега. Молодой князь и старший сын Владимира Мономаха Изяслав погиб в сражении.
После этого Олег захватил Суздаль и Ростов.
Через некоторое время Олег получил послание из Новгорода, где княжил следующий по старшинству сын Мономаха – Мстислав, в котором от него требовали – оставить земли, принадлежавшие Мономаховичам.
Тогда же Олег получил письмо от самого Мономаха, где тот убитый горем из-за смерти сына, предлагал Олегу не губить Русскую землю, отказывался от мести и предлагал забыть обиды и помириться.
Олег отказал Мономаху и стал готовить войско для похода на Новгород. Своими действиями Олег настроил против себя всех Мономаховичей.
Новгородская армия при поддержке войска Мономаха вытеснила Олега из северных городов. Олег добрался до Мурома и укрылся там. Однако гнев Мономаховичей уже нельзя было остановить. Олег вынужден был сдать Муром, после чего стал просить о мире и дал клятвенное обещание приехать на общерусский съезд князей.
В 1097 г. состоялся общерусский съезд князей в городе Любеч, на который собрались все Рюриковичи, чтобы договориться о том, как править Русью без междоусобиц и кровопролития. С инициативой проведения съезда выступил Владимир Мономах.
С.Иванов. Съезд князей.
Главный принцип, который был утвержден на этом съезде, звучал как «каждо да держить отчину свою». Таким образом, за каждой ветвью Рюриковичей закреплялись земли их отцов. Никто не вправе был претендовать на чужие территории, в случае нарушения главного принципа – нарушителю грозило наказание со стороны остальных князей. Участники съезда клялись перед богом и друг другу в верности принятым решениям.
Но стоило князьям разъехаться по своим землям, как случилось страшное по своей жестокости событие. В Киеве великий князь Святополк и Давыд Игоревич схватили, а затем ослепили участника Любечского съезда князя Василька, который приехал в Киев, чтобы помолиться в монастыре. Как позже станет ясно: Давыд Игоревич уговорил Святополка пойти на такое, поскольку опасался роста влияния смелого и дальновидного Василька на Волыни, а также уверил подозрительного и недалекого Святополка в том, что несчастный Василько и Мономах готовят против киевского князя заговор. После ослепления Василька заключили в темницу, а города, ранее ему принадлежавшие, захвачены Давыдом. Этот случай продемонстрировал, что Любечские соглашения были лишь пустой попыткой урегулировать отношения и что эти договоренности ничего не стоят.
Владимир Мономах принял решение подвергнуть согласно Любечским договоренностям князей-нарушителей наказанию. Войско, в которое вошли Мономаховичи и Святославичи, двинулось на Киев, город был осажден. Святополк был вынужден принять условия Мономаха и выставить войска для участия в совместном карательном походе против Давыда Игоревича. Осознав, что против него ополчилась вся Русь, Давыд освободил Василька и замирился с ним, о чем сообщил подошедшим к Волыни князьям. Василько, освободившись, через некоторое время стал воевать с Давыдом и потребовал выдать ему всех лиц, участвовавших в его ослеплении, все они были повешены у городских стен.
Крестовый поход в степь 1111 г.
Несмотря на то, что Владимиру Мономаху не удалось полностью прекратить междоусобицы, Любечский съезд стал началом объединения сил русских князей против половцев. В 1100 г. в Витичеве князья собрались снова, чтобы определиться со временем начала общерусского похода против половцев.
В 1103 г. князья с войсками встретились у Долобского озера. Мономах говорил о необходимости немедленного весеннего выступления, пока половцы не вывели еще своих коней на летние пастбища и вдоволь не накормили их.
А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком».
Вскоре русское войско, в которое вошли дружины всех видных русских князей (не пришел лишь, сославшись на болезнь, черниговский князь Олег) выступило в степь. Решающая битва случилась 4 апреля недалеко от Азовского побережья. На стороне половцев в сражении принимало участие около 20 ханов, однако и это не помогло половецкой армии одержать победу. Это была первая значительная победа русской армии на территории степи. Три года после этой битвы половцы не тревожили Русь своими набегами.
С дружественными половцами устанавливались мирные отношения, заключались династические браки. Так в эти годы Мономах и Олег женили своих сыновей, Юрия Владимировича, в будущем Долгорукого, и Святослава Ольговича, на дочерях половецких ханов.
В 1111 г. Русь организовала очередной общерусский поход против половцев, задачей которого было – добраться до центра половецких земель, города – Шарукань. Владимир Мономах, который был инициатором этого похода, решил превратить его в крестовый поход, за образец он взял крестовые походы против мусульман.
Когда русские приблизились к городу Шарукань – ни хана, ни половецкого войска рядом не оказалось. Мономах уже собирался готовиться к взятию города, духовенство вышло вперед, чтобы освятить русскую армию, в этот момент ворота города открылись и горожане вышли навстречу русским князьям, заявив о сдаче города на милость победителей и пожелав заплатить большой выкуп за сохранение жизни жителей города. 27 марта 1111 года на реке Сольница сошлись русские и половецкие силы. Пленных в этом бою не брали. Половцы были уничтожены, остатки половецких орд рассеялись по широким степным просторам. Таким образом, Владимиру Мономаху удалось уничтожить главное внешнеполитического противника Руси того времени, а также хоть и с трудом, но установить на Руси мир и порядок.
Победа коалиции русских князей над половцами на реке Салне 24 марта 1112 г.
Восстание 1113 и эпоха Владимира Мономаха
После смерти Святополка в 1113 г. Произошло крупное восстание против ростовщиков в Киеве, справиться с которым удалось только Владимиру Мономаху, чей авторитет был непререкаем. Не оставалось даже сомнений в том, что следующим великим князем должен стать именно Мономах.
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год.
Владимир Мономах, придя к власти, пошел на определенные уступки населению и издал документ «Устав Владимира Мономаха», который стал своего рода дополнением к «Русской правде». Устав урегулировал процесс взимания процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство.
Особое место в Уставе было отведено правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом, а закрепощение земледельцев шло быстрыми темпами.
Владимиру Мономаху все время своего правления удавалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки феодальной раздробленности становились все очевиднее. При Владимире Всеволодовиче монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал «Повесть временных лет»(1113-1117), ценнейший источник по истории Древней Руси.
Во время правления Владимира Мономаха значительно вырос авторитет Руси на международной арене. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха, а в жены себе выбрал английскую принцессу.
Правление Мстислава Великого
После смерти Владимира Мономаха, вопреки лествичному праву, на престол вступил его старший сын Мстислав, хотя и были еще живы его дяди, двоюродные братья, которые были старше по возрасту. Однако слишком велик был авторитет и слишком обширны военные заслуги сына Владимира Мономаха.
Мстислав Великий. Миниатюра из Царского Титулярника. 1672 год.
Мстислав продолжил политику отца в борьбе со степью. Эпизодические набеги половцев возобновились и требовали молниеносной реакции киевского князя.
Мстислав защищал и северо-западные границы Руси, совершил ряд походов против литовских племен, а также против чуди, которые также вызывали беспокойство и периодически нападали на пограничные территории.
Мстислав стал последним князем Руси, которому удавалось удерживать государство от распада. После смерти Мстислава на Руси началась феодальная раздробленность.