Равновесная цена

Равновесная цена устанавливается на рынке в случае, когда количество товара, предлагаемого продавцами, точно соответствует покупательному спросу. Отсутствует как дефицит товара, так и его избыток. Обе стороны удовлетворены. Хорошо это или плохо? В общем случае выглядит, что хорошо для двух сторон, участвующих в сделке купли/продажи. Но такое равновесие исключает стимулы для развития рынка, отсутствуют тенденции падения и роста.

Баланс на рынке товаров и услуг, независимо от их характера, явление не постоянное. Отклонения от равновесной цены возможны в любую сторону. Рыночное равновесие подразделяется на несколько видов:

  • Абсолютное,
  • Относительное,
  • Локальное,
  • Глобальное.

Все виды поддерживаются именно ценой, благодаря которой распределяются товары, стимулируется покупательная и производительная деятельность, выравниваются отличия региональных и местных рынках. Важная функция равновесной цены — нормирование потребления. Покупатель определяет соответствие собственных доходов цене и решает, покупать ли ему данный товар, а если покупать, то в каком количестве. А производитель считает, выгодно ли ему выпускать определенную продукцию, соизмеримы ли затраты на ее производство и доставку на рынок получаемой прибыли.

Равновесная цена — экономическая категория, прямо или опосредствованно влияющая на всех участников рынка.

Со стороны выглядит так, что устанавливается равновесие в автоматическом режиме. Механизмы рынка работают практически без сбоев. Слово «практически» использовано потому, что в отдельных случаях наблюдаются попытки регулирования спроса/предложения и установления цены искусственно. Включается государственное регулирование, социальные программы и т.д. Но понятие равновесной цены относится только к конкурентному рынку, свободному от внешних влияний неэкономического характера.

Если рыночная цена выше равновесной, то часть товара реализовать не удается. Это приводит к переизбытку, превышению предложения над спросом. В этом случае производители вынуждены остановить выпуск определенной группы продукции, чтобы не работать в убыток.  Рано или поздно запасы товара будут реализованы и возникнет дефицит. Цена спроса начнет повышаться, что опять заинтересует производителей. В скором времени возникнет баланс рынка, который продержится определенное время.

Можно сделать вывод, что равновесное количество — это в экономике тот объем товаров и услуг, которые поддерживаются равновесной ценой. В более широком смысле — это некий условный регулятор всей деятельности общества. Если объем произведенных благ обеспечивает потребности производителей и покупателей, позволяя им жить и развиваться, значит в стране (или регионе), все нормально. В экономических отношениях нельзя установить, кто главнее, покупатель, или продавец. Их взаимоотношения диктует равновесная цена, которую не может установить самостоятельно ни продавец, ни потребитель.

Любая попытка сделать это выведет рынок из баланса. Часто вмешательство в законы рынка приводили (и приводят) к потере не только высокотехнологичных производств, но и разрушению целых отраслей экономики. Равновесную цену нельзя рассматривать в отношении одного товара, или группы товаров. Это более широкий термин, определяющий комплекс экономических отношений. Рыночное равновесие устанавливается при условии, что сбалансирована цена на все товары.

Например, возник ажиотажный спрос на автомобили определенной марки, что дало возможность производителю повысить цену. Но автоматически повышается спрос на комплектующие, что вызывает их подорожание. Это тянет рост затрат на энергоносители, топливо, природные ресурсы, используемые в производстве. Потенциальный покупатель должен оплачивать повышенные счета на товары первой необходимости, которые тоже подорожали в результате увеличения расходов на те же ресурсы, что и у автозавода. На покупку авто не остается средств. Спрос падает, пока не установится равновесная цена, надеяться на рост экономики не приходится.

Ажиотажный спрос и высокие цены на определенный продукт приводят к изменениям не только к экономике, но и в истории целых стран и цивилизации в целом. Так спрос на пряности в 14 – 15 столетии вызвал целую серию географических открытий. В частности, в поисках короткого пути в Индию, откуда поставлялся перец, Колумб открыл Америку. Открытие Америки дало доступ европейцам к сахарному тростнику, что резко «сбило» цену на сахар, совершенно не связанный с индийскими пряностями продукт.

Равновесная цена несет высокую информационную нагрузку не только для покупателей и производителей товара, но и для политиков и экономистов. Если цена на определенную группу товаров резко возросла, или упала — значит в экономике не все в порядке, нужны срочные меры по ее приведению в состояние баланса. Но сделать это законодательными актами и запретами нельзя.

В истории были прецеденты, когда устанавливалась как максимально допустимая цена, так и минимально допустимая. В первом случае теряют интерес производители, им становится невыгодно работать. Возникает искусственный дефицит товаров, что еще больше усугубляет ситуацию. Установление максимальной цены происходит, как правило, при резком падении доходов населения во время войны, природных катаклизмов, внутренних политических неурядицах. Как временная мера, при дотации производителей государством, максимальная цена вполне допустима. Но для постоянного применения совершенно не подходит.

Установление фиксированной минимальной цены направлено на поддержку производителей. Если это делается в масштабах страны, то может быть направлено на поддержку национального бизнеса и ограничения импорта. В одной отрасли ограничение цены может быть направлено для стимулирования заводов переходить на новые технологии, требующие определенных затрат. Компенсировать такие расходы и призвана минимальная цена, которая выше равновесной. Разница используется на развитие предприятия (в идеале).

Можно сделать вывод, что устойчивость равновесной цены — индикатор здоровья правильно построенной экономики рыночного характера.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий