Сочинение. «А был он лишь солдат»
Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам — все это рождалось в жадных умах, как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкивалась с другой. Одни нападали и грабили, другие защищали и старались сохранить. И во время этого противостояния каждый должен был показать все, на что способен. Примеров геройства, мужества, стойкости и храбрости в русской истории достаточно. Но на войне нет сверх героев. Герои все. Каждый совершает свой собственный подвиг: кто-то рвётся в бой, под пули, другие внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на заводах до изнеможения, спасают раненых. Поэтому именно судьба отдельного солдата интересует писателей и поэтов того времени. Об одной из таких судеб поведал нам Шолохов в своём рассказе «Cудьба человека». До войны Андрей Соколов жил обычной, неприметной жизнью. Работал «в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился в слесаря». Нашел себе хорошую, добрую, любящую жену. Родились у них дети, пошли в школу. Все было спокойно, тихо, гладко. И стал человек подумывать о счастливой старости. «А тут вот она, война».
Все надежды перечеркивает и заставляет расстаться с домом. Но долг перед Родиной и перед самим собой заставляет Соколова смело идти на встречу с врагом. Ужасные мучения испытывает любой человек, отрываясь от любимой семьи, и только по-настоящему мужественные люди могут идти на смерть не только ради своего дома и родных, но и ради жизни и спокойствия других людей. На войне поначалу фигура и судьба Соколова ничем не были приметны: фронтовой шофер, возивший боеприпасы на батарею, дважды получал легкие ранения, службу нес исправно. Но война обрушивала на Соколова все более и более тяжкие удары. Казалось уже, что вся его жизнь, вся судьба его, весь он сам исковерканы и искалечены. Этот человек с удивительной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны — девятого мая. «За что же ты, жизнь, меня так искалечила? За что так исказнила?» — спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной, смертельной тоской, что в них трудно смотреть?» — спрашивает писатель. Такие глаза были у Андрея Соколова. Как ни велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу. Храбро выполнял Андрей на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… — рассказывает Соколов. — Командир нашей роты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было.
Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? » Оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. Этот поступок говорит о том, что Соколов привык сначала думать о товарищах, о своем долге перед Родиной, а потом уже о себе. Он совершает героические поступки, а страх перед смертью отступает. Не уронил Соколов человеческое достоинство и в немецком плену, мужество его не покидало и там. «захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались», — рассказывает Андрей. Этим автор показал нравственное превосходство своего героя над врагом. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя, тем самым избавив от смерти несколько командиров, находившихся с ним в плену. И какая же неистребимая сила добра, красота человеческого сердца открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увидел мальчика, в его решении усыновить Ванюшу.
Он возвратил детству радость. Он будет оборонять его от боли, страданий и скорби. Казалось всё вычерпала война из этого человека, и всё же, несмотря ни на что, он остался человеком. В годы войны гитлеровцы с насмешкой называли русского солдта «русский Иван». А кто этот «русский Иван»? Это «человек, оде тый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахара осиротевшему в годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, ко торый, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины». Вот кто такой русский солдат.
———————————
Через много лет после победы нашего народа в Великой Отечественной войне белорусский писатель Василь Быков обращается к теме войны, так как видит истоки и причины победы в нравственной силе русского солдата и всего народа. Два солдата, Сотников и Рыбак, из повести Быкова «Сотников» по — разному ведут себя в экстремальных условиях. Вот перед нами боец, солдат Сотников, скромный, не заметный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности, бывший учитель. Почему, будучи больным и слабым, он пошёл на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они с Рыбаком оказались в руках врага, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и здорового и сильного Рыбака. Он пошёл в разведку, потому что отказались другие, такие же слабые, как и он. » Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» — вот мысли Сотникова перед уходом в разведку. Некоторые считают, что Сотников не имел право идти в разведку, так как был простужен и кашлял. Нет, имел. Военное и мирное время несравнимы. Тяжело было всем. Гражданский долг, совесть и честь не позволили Сотникову переложить жизненно опасное задание на плечи других.
Сотников до последнего дыхания, как настоящий солдат, остаётся верным долгу человека и гражданина: » Что ж, надо было собрать в себе последние силы, что бы с достоинством встретить смерть…Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу». Сотников хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Измученный пытками, он остаётся не сломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убеждённость в справедливости той борьбы, которую ведёт народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно, потому что он отказался от предательства. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг на Земле. А вот про Рыбака не хочется говорить как о солдате, потому что он встал на путь предательства во имя спасения собственной жизни. Ещё об одном солдате хочется сказать после прочтения лирической повести о войне «Пастух и пастушка». Как страшно, когда двадцатилетний лейтенант вынужден был убивать фашистов, хоронить товарищей. Он не редко слышал, как трещали кости пехотинцев под гусеницами танков, потому что он воевал.
А умер этот солдат, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце солдата вдруг оттаяло, закипело, заговорило стихами… и не смогло больше находиться среди крови, насилия, смерти. Невозможно даже перечислить все произведения, воспевшие подвиг простого солдата в Великой Отечественной войне. Этот подвиг Борис Васильев в повести » В списках не значится», в которой лейтенант Плужников, не успевший даже встать на воинский учёт, стал последним защитником Брестской крепости. Несколько месяцев он сопротивлялся фашистам, сражался до последних своих сил и возможностей, без пищи и воды. И когда его, ослепшего, обросшего и оборванного, пленили немцы, да и тогда он ведёт себя с таким достоинством, что даже враги перед ним склонили свои головы в знак уважения к нему. Таких героев, известных и не известных, было не мало. В память о всех погибших героях в городах нашей страны заложены вечные огни, а в Москве, на могиле неизвестного солдата, высечены слова: «Имя твоё не известно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже памятник погибшим солдатам. Оружие писателя — его перо, его книги — вклад в общее дело борьбы за мир.