Сочинение. Лермонтов и Печорин — автор и герой
Вступление к теме другими словами можно назвать предисловием. По замечанию Лермонтова, предисловие является в книге как первой, так и последней вещью. Сопоставлять всякого автора с героем созданного им произведения и просто и трудно, потому что автор связан со своим героем прямыми, но в то же время и таинственными, необъяснимыми нитями. Потому что процесс творчества необъясним. Рассматривать связь автора с героем можно в двух планах: первый -слияние автора с героем, второй — взгляд автора на героя издалека, с позиций осуждения его пороков, его высмеивания. Иногда эти взгляды могут сочетаться. В предисловии к «Герою нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов говорит, что нарисовал современного человека, какого он слишком часто встречал: «Автор этой книги… Ему просто весело было рисовать современного человека, каким он его понимает и,.. к несчастью, слишком часто встречал.» Чем же Григорий Александрович Печорин похож на своего создателя, Михаила Юрьевича Лермонтова? Каковы эти признаки, черты, которыми обладали и тот и другой, как представители эпохи 3О- х годов девятнадцатого столетия? Во-первых, Печорин — человек армейский, он военный, что было типично для дворянства 19 века. Он офицер и этим они с Лермонтовым схожи. Во-вторых, он участвовал в дуэли, как многие тысячи в то время. Дуэль Печорина с Грушницким типична для манеры поведения многих людей того времени.
И для самого Лермонтова тоже. В-третьих, он любовник чужой жены, что распространено среди людей во все века, начиная с библейских времён. Печо-рин любит Веру и она любит его, даже, может быть, ещё больше, ещё сильнее, чем он её и хромой старичок, Верин муж, узнав об этом, называет свою жену ужасным словом и увозит её из Пятигорска. По современным изысканиям лермонтоведов такая ситуация была и у самого Лермонтова и некой Смирно-вой, чей муж служил в канцелярии Бенкендорфа. В-четвёртых, он человек, щепетильно относящийся к вопросам чести, он что называется, светский человек, раб светских правил и предрассудков, он вступается за честь княжны Мери Лиговской, на которую пало подозрение, что она тайком дарит офицеру интимное ночное свидание, когда Грушницкий с засадой в саду чуть не ловит выпрыгнувшего из окна Печорина. Лермонтов в своих жизненных отношениях с Николаем Мартыновым также не избежал мелких вопросов чести, когда с гостиной генеральши Верзилиных был вызван на дуэль, за то, что высмеивал перед женщинами Мартынова, как «горца с длинным кинжалом». Печорин — разочарованный во всём меланхолик, что свойственно романтическому веянию того времени в литературе, включая Байрона, и из литературы перенесённому в жизненную манеру поведения, в тон, свойственный личности, в моду. «Авось умру где-нибудь по дороге», имеется в виду по дороге в Персию или далее, где нибудь за границей. Так может говорить лишь тот, кто разочаровался в жизни, ничего больше от неё не хочет и не ждёт. Сплин, тоска, были модны в то время и многие юноши надевали на себя эту маску, которая иногда прирастала к лицу. Во многих стихах Лермонтова, например в таком, как «Нет, я не Байрон, я другой…» звучит та же тема разочарования и смерти: «Я начал раньше, кончу ране, Мой ум не много совершит.
В моей душе, как в океане Надежд разбитых груз лежит». Печорину присущ демонизм, что так же было свойственно многим героям начала 19 века, вспомнить хотя бы стихотворе-ние Пушкина «Демон», посвященное Раевскому. Лермонтов тоже погружался в размышления о демоне, создав даже гениальную поэму «Демон». Печорин — убийца, он застрелил на дуэли Грушницкого, что так же является типическим явлением России и Европейского Запада. По статистике на дуэлях погибало огромное число дворян. Лермонтов не мог стать убийцей, это главное различие его и Печорина, он не мог стать убийцей так сказать по определению. Не мог, скорей всего, стать им, даже если бы, наверное, захотел, потому что по определению Пушкина: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». А Лермонтов гений. Отношение Лермонтова к своему герою хотя будто бы и высказано в предисловии, где он называет его безнравственным человеком, порочным, выразителем болезни общества: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени, другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет…» На самом деле такое высказанное Лермонтовым отношение к герою — есть конечно поза. Его отношение на самом деле очень неоднозначно, таинственно, оно не укладыва-ется в эстетические категории добра и зла, в этические нормы «хорошо» или «плохо», это отношение пульсирующее, шевеля-щееся, неодномерное, как само искусство, как связь художника, который черпает психологические переживания описываемого героя из своего жизненного опыта, преломляя его, конечно, сквозь магический кристалл творческого озарения. Дело в том, что Печорина все любили: женщины — Бела, Мэри, Вера, его любил Максим Максимович, его скрытно любил и одновременно завидовал ему Грушницкий.
Они любили его за волю, за силу, за то, что он мог то, чего никто не мог: ведь даже никто не мог захватить засевшего в мазанке пьяного кровожад-ного казака. Печорин же смог, прыгнув в окно, схватить его. И здесь выходит на поверхность истинное отношение Лермонтова к Печорину, отношение автора к своему герою, как выходит оно на поверхность хотя бы в такой сцене, как погоня Печорина за уехавшей Верой, погоня, в которой он загнал коня. Переживания Печорина описаны столь высоко, что в них сияет любовь автора: «Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничего не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала мне дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» Говоря в заключение о Лермонтове и Печорине, об авторе и его герое, можно восхититься тем, что Лермонтов так любит Печорина, что он и сто пятьдесят лет спустя после своей трагической гибели заставляет невольно любить своего героя, ведь его любят всё новые и новые поколения читателей. Сделать это можно лишь великой силой искусства. .
…