Сочинение на тему: Лев Толстой, жизненный путь

Сочинение. Лев Толстой, жизненный путь

Литературная слава Толстого росла с такой быстротой, что в России уже не было ни одного грамотного человека, который бы не прочитывал с жадностью всего того, что выходило из-под пера писателя. Этому во многом способствовал журнал «Современник», его редакторы Некрасов и Чернышевский, пристально следившие за развитием таланта Толстого и заботливо направлявшие его. Толстой был близок «Современнику» своим демократизмом, неподкупной честностью первооткрывателя еще не испытанных возможностей изображения человека и процесса жизни. Знаменательно, что после возвращения со службы Толстой был принят в группу «Современника» как равный среди равных. На фотографии тех лет рядом с Тургеневым, Гончаровым, Островским стоит в офицерской форме молодой Толстой… Однако, как показали события последующих лет, Толстой не смог оставаться в числе постоянных сотрудников журнала на длительное время. Смерть царя Николая 1 и падение Севастополя, обозначившие новый крутой поворот русской истории, вскрыли всю несостоятельность реакционной дворянской идеологии в ее попытках оправдания незыблемости самодержавия. Рушились устои дворянско-поме-шичьего государства, старые понятия о долге, чести, добродетели. Размежевание классовых сил в стране привело к господству в революционно-освободительном движении крестьянской демократии. В этих исторических условиях Толстой должен был определить линию поведения. В развернувшейся борьбе вокруг «крестьянского вопроса» перед ним было два пути — путь революционных демократов во главе с Некрасовым и Чернышевским и путь сторонников либеральных реформ во главе с Дружининым и Боткиным. .

Толстой в этой борьбе не стал ни на ту, ни на другую сторону. Он помнил слова Некрасова о том, «что в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных». И когда решение проблемы взаимоотношений помещика и крестьянина натолкнулось на непреодолимые препятствия («Утро помещика»), Толстой разработал широкую программу «заступничества» за мужика. В разгар крестьянской реформы 1861 года Толстой в должности мирового посредника принимал самое активное участие в улаживании возникавших между помещиками и крестьянами споров, работал увлеченно, вел дело «самым хладнокровным и совестливым образом». Однако уже первые шаги в защиту крестьянства вызвали страшное негодование дворян: «Меня и бить хотят и под суд подвести…» Через год после назначения на эту должность Толстой вышел в отставку. Началась упорная и длительная работа над собой, над выявлением в самом себе возможностей к нравственному самоусовершенствованию. Пытливый ум мыслителя и художника ставит Толстого в самые разные положения, пробуждая в нем ненасытную жажду познаний, открытий. После неудачи с романом «Семейное счастье» Толстой оставляет литературную деятельность и с увлечением отдается педагогическим занятиям. Дважды совершает он путешествие по странам Европы для того, чтобы, как говорил он, дать отчет не только самому себе, но и педагогическому миру о непригодности существующей системы образования. Он самостоятельно «ищет разрешения вопросов о будущности человека и лучших путях образования» .

В этих целях Толстой открывает для детей яснополянских крестьян школу, издает педагогический журнал «Ясная Поляна», пропагандирует в нем идеи свободного воспитания Истинный же смысл всей этой работы заключался, по мысли Толстого, в том, чтобы спасти в народе Ломоносовых и Пушкиных, которые «кишат в каждой школе». Частое обшение с детьми, желание дать образование народу во многом обусловили разрыв Толстого с идеологами дворянства. Все более определеннее в его публицистических статьях и выступлениях становится взгляд на общественную жизнь с позиций трудового народа. Толстой выступает против завоеваний цивилизации, потому что ее благами пользу ются богатые («Прогресс и определение образования»). Так называемый общественный прогресс находится, по мысли Толстого, в резком противоречии с извечным стремлением людей к равенству. Сторонники прогресса с презрением относятся к простым людям по той причине, что последние не в состоянии приобщиться к науке и искусству. В конфликте между бедностью и богатством Толстой выбирает сторону народа. В художественных произведениях, написанных Толстым в это время, усиливаются элементы обличения («Казаки», «Поликушка», первая редак-цкия «Холстомера»).

Внутренней лжи и уродству жизни привилегированных классов Толстой противопоставляет жизнь трудового народа как наиболее правильную, не противоречащую здравому смыслу. Если в «Хол-стомере» и «Поликушке» он протестует против права собственности на людей и на землю, то в «Казаках» уже намечается отход писателя от своего класса. «Понятие мое, — говорит Холстомер, — не имеет никакого другого основания, как низкий и животный людской инстинкт, называемый ими чувством или правом собственности». «В лестнице живых существ» люди, составляющие собственность, то есть крепостные, сильнее, здоровее и выше тех, кто ими владеет. Попытка аристократа Оленина («Казаки») порвать с привычными для него условиями господской жизни и слиться с людьми, далекими от цивилизации, объясняется его неудовлетворенностью, душевным разладом с окружающей действительностью. Толстой в этих повестях не делает революционных выводов. Он стоит на точке зрения защиты «вечных» истин морали. Но сама постановка вопроса о несправедливости общественной жизни заставляла думать читателя о путях ее переустройства.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий