Сочинение. Нравственный идеал в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего, никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает как данное, что убийство — это плохо, а помощь ближнему — хорошо. Добро, по-моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе представления каждого человека — так называемый нравственный идеал, достичь который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном совершенстве — его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет приближаться к нравственному идеалу. Вопросы о добре и зле — вечные вопросы философии — не могли не найти отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», раскрывающем нашему взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными, так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как противник любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту «другую, лучшую» любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». К таким выводам приходит Пьер Безухов — один из любимых героев Л.Н. Толстого, — точнее не приходит, а «кто-то говорит ему эти мысли». Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную, духовную: «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бессмертную душу!» «Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою … он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе, он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его». Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и самоочищению. В плену Пьер испытывает сильнейшие физические и духовные потрясения: сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным событием в плену и во всей жизни Пьера оказалась встреча с Платоном Каратаевым — таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев — «олицетворение всего русского, доброго и круглого». «Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами». Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, — вот что перенял Пьер у Платона Каратаева. Другой любимый герой Л.Н. Толстого — Андрей Болконский — так же как и Пьер приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его характера — гордость — одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь его — постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу. Но желание славы для князя Андрея — желание любви людской. Князь Андрей так же, как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская жизнь, участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с Наташей, Отечественная война — все они имели свое влияние на князя Андрея. Но прежде чем прийти к «правильному» мироощущению ему приходится пережить ужас смерти, увидеть страдания других людей. Он получает ранение в Бородинском сражении и попадает на перевязочный пункт, что становится переломным моментом в его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина — своего врага, — которому только что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти. Впоследствии он осознает, что, умирая, он «увидал врага своего и все-таки полюбил его». Он «испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета». «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить бога во всех его проявлениях», — вот тот истинно христианский тезис, к которому автор приводит всех своих любимых героев. Наташа Ростова — самый яркий женский образ романа — всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру — ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н. Толстой, скорее, не ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных. В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н. Толстой сближает любимых героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому — прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. Наташа «умела понять все то, что было … во всяком русском человеке». А Пьер, попав в плен, отказался переходить в офицерский балаган и остался в солдатском, где все те качества, так мешавшие ему в свете: «сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и простота» — «давали ему положение почти героя». В эпилоге Пьер говорит: «Мы только для того беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности». Здесь мысль народная выходит на высшую ступень — общечеловеческую. Пьер чувствует себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого человека. Он считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы противостоять силам зла.