Сочинение. Поколение отцов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана автором в особую, переходную эпоху — эпоху декабристов, эпоху столкновения крепостников и прогрессивно настроен ного дворянства. Величайшая заслуга автора в том, что эта борьба воспринимается нами не просто как явление конкретной эпохи. Это прежде всего борьба понятий, борьба старого с молодым, нового о закостеневшим. Неожиданный приезд Александра Андреевича Чацкого сталкивает в доме Фамусова две эпохи: «век нынешний» и «век минувший». Мы видим, что поколение отцов продолжает жить по своим давно устоявшимся законам и обычаям: балы, обеды, ужины, забота о карьере. Самый ярый защитник «века минувшего» — Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте. В его образе наиболее полно отразились черты старого московского барства. Нехитрая идеология этого человека раскрывается в разговоре с Чацким. Для Фамусова главные жизненные ценности — чины и богатства. И людей о также судит по количеству медалей и орденов, не принимая во внимание нравственные качества и ум. В фамусовском обществе это не имеет значения. Главная цель в жизни — «и нагрзжденья брать и весело пожить». Фамусов поучает молодежь: «Учились бы, на старших глядя». Его идеал человека — дядя Максим Петрович — «он не то на серебре, не то на золоте едал, сто человек к его услугам, Весь в орденах, езжал-то вечно цугом, Век при дворе, и при каком дворе!». Причем неважно, какой ценой достались эти блага. Главное и бесценное человеческое качество — уметь «сгибаться вперегиб», подличать и пресмыкаться, а также не иметь собственного мнения или, боже упаси, каких-то новых мыслей. Фамусов с восторгом рассказывает о том, как дядя сумел использовать для блага даже конфуз, случившийся при дворе императрицы. Сделав из себя посмешище, дядя сумел добиться и чина, и пенсии. Это чинопоклонство и подличанье Фамусов называет мудростью, так живут все, а потому те, кто не желает «прислуживаться», по его мнению, глупцы и вообще государственно опасные люди. В таком обществе нельзя иметь собственное мнение, если не имеешь чинов. Во всем нужно ориентироваться на богатых и именитых людей. Не случайно в финале Фамусов восклицает: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» Он агрессивно защищает устои старого мира. Все в нем живут, паразитируя на других, на чести, на совести, на долге леред отечеством. Трудно вообразить себе, через скольких перешагнули московские тузы ради чина! И разве Фамусов или Скалозуб служат Родине? Хотя и Павел Афанасьевич — государственный человек, служит он формально — подписывает бумаги, не читая их. Неделя этого чиновника заполнена обедами и ужинами. На службе он окружен родственниками. При мне служащие чужие очень редки, Все больше сестрины, свояченицы детки, Как станешь представлять к крестику ль, к местечку: Ну как не порадеть родному человечку! Жизнь Фамусова удивительно пуста в духовной точки зрения: он ярый ненавистник просвещения, считая его основным источником вольнодумства: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений» Чем занять ум этого человека? Разговорами о благах и путях их зарабатывания, обсуждением чужих богатств, осуждением молодежи да мыслью о том, как бы выгоднее выдать дочь замуж. «Кто беден — тот тебе не пара» — внушает он дочери. Вот почему Скалозуб — идеальный жених: «Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал, И не по летам и чин завидный Не ныне-завтра генерал.» Фамусова не интересует. Что полковник глуп, груб, умеет рассуждать лишь о службе и орденах. Но в характере Скалозуба обнаруживается еще одна черта — хищность и подлость. Вот как он стал полковником: Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты, То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Это истинный философ, когда речь заходит о каналах «добычи» чинов. Его заветная цель — сделаться генералом. Скалозуб заслуживает полного и безоговорочного одобрения Фамусова. . Также на хорошем счету у этого московского туза и Мочалин. В соответствии с принципом классической трагедии, у этого человека «говорящая» фамилия. Умение промолчать, а также умеренность и аккуратность — достоинства, особо почитаемые в фамусовском обществе. Поэтому он и оказался на службе у Павла Афанасьевича, хотя и не доводится ему родней. При встрече с Чацким Молчалин разговаривает с ним в тоне снисходительного участия («Вам не дались чины, по службе неуспех?), даже с сознанием собственного превосходства. Чацкий открыто издевается над ним, но Молчалин в силу своей ограниченности не понимает этого. Он в курсе всех новостей и суждений, всех московских сплетен — где и что можно добыть (у Татьяны Юрьевны, например). Молчалин услужлив, льстив. Ему нет равных в искусстве поднять платок, поставить стул, погладить шпица влиятельной старухи, с похвалой отозваться о том, о чем все отзываются также. Поэтому Молчалин так успешно продвигается по службе. Он незаменим. Это образ приспособленца, главное достоинство которого в глазах окружающих — говорить то, что от него хотят услышать. На самом же деле за его скромностью, уступчивостью скрывается беспринципность и безнравственность, пустота. Мы видим, как он открывает свое истинное лицо: даже искреннюю любовь Софьи он пытался использовать в корыстных целях. В обществе Фамусовых и Молчалиных Чацкий единственный здравомыслящий человек на двадцать пять глупцов, по признанию автора, естественно и закономерно объявлен сумасшедшим за то, что посмел судить устои старого мира: слепое подражание Западу, бесчеловечное отношение помещиков к крестьянам, ненависть к просвещению, раболепство, умственный застой. Он изгнан фамусовским обществом, но, как замечал Гончаров, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». .
…