Сочинение. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Известно, что портер в литературном произведении – это описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, это одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые автор считает особенно важными. С развитием литературы портрет становится психологической характеристикой персонажа, и наиболее широкое распространение он получает в реализме XIX века. Портрет мог быть более подробным, включающим описание костюма, манеры поведения, что характеризовало не только натуру героя, но и принадлежность его к определенной социальной среде. Кроме того, портрет может составлять контраст с характером персонажа: например, яркий человек показывается внешне обычным, скромным и наоборот. Таким образом, в реалистической литературе получил распространение портрет, сочетающий живописность с психологическим анализом, запечатлевающий сложность и многоплановость облика персонажей. В роман Л.Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды и неприятны. Как бы то ни было, создавая образы персонажей, Толстой, безусловно, широко использует средство портретной характеристики. Одни портреты отличаются чрезмерной детализацией, другие, наоборот, едва набросаны. Однако чуть ли не каждый штрих дополняет наше представление о герое. Например, представляя нам одного из главных своих героев Андрея Болконского, писатель отметит, что это был «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Уже одна эта фраза говорит о том, что герой отличается сдержанностью, практичностью и сильной волей. Кроме того, мы можем догадываться и о присущей ему «гордости мысли», которую почувствует в нем его сестра Марья Болконская. А в ее портрете автор особенно выделит одну-единственную деталь, передающую сущность натуры героини. У Марьи «некрасивое слабое тело и худое лицо», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучисты…были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Вот эти «лучистые» глаза красноречивее всяких слов говорят о душевной красоте Марье Болконской. Внешней красотой не отличается и любимая героиня Толстого Наташа Ростова, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…». Своей живостью, жизнерадостностью она прежде всего и дорога автору. А вот Соня, кузина Наташи, по словам писателя, напоминает «красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестной кошечкой». И мы чувствуем, что Соне далеко до Наташи, ей как будто бы не хватает того душевного богатства, которым щедро наделена толстовская любимица. Так получилось, что самые внутренне красивые герои писателя не отличаются красотой внешней. Прежде всего это относится к Пьеру Безухову, о котором автор скажет, что это был «массивный, толстый молодой человек с остриженною головой, в очках». Но при этом Толстой отмечает его «наблюдательный и естественный» взгляд. А Андрей Болконский говорит о Пьере: «Один живой человек среди всего нашего света». И это слово «живой» неразрывно связывает Пьера Безухова с Наташей Ростовой, которым контрастна блестящая петербургская красавица, Элен Курагина. Мы видим ее «неизменяющуюся» улыбку, ее белые полные плечи, глянцевитые волосы и прекрасный стан. Но, несмотря на эту «несомненно, и слишком сильно и победительно действующую красоту», она, безусловно, проигрывает и Наташе Ростовой, и Марье Болконской, потому что в ее чертах не ощущается присутствия жизни. То же самое можно сказать и о брате Элен Курагиной – Анатоле. Можно обратиться и к портретам простых людей и увидеть, что Толстой и в них ценит, прежде всего, доброту и живость характера. А потому не случайно подчеркивает это, например, в Платоне Каратаеве, рисуя его улыбчивое круглое лицо. Конечно, нельзя не сказать и об использовании писателем портретной характеристики, когда он изображает ту или иную историческую фигуру. Возьмем, скажем, образ императора Наполеона. Достаточно вспомнить всего один эпизод, чтобы понять авторское отношение к французскому императору. имеется в виду эпизод, когда Наполеон «оканчивал свой туалет». «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело…» — читаем мы и понимаем, насколько негативным было отношение Толстого к столь «великой» личности. Таким образом, портрет помогает нам не только представить толстовских героев, и не только понять их сущность, но и увидеть, почувствовать авторское отношение к созданным им в романе образам самых разных персонажей. По сути, портретной галереей можно назвать роман-эпопею Л. Толстого «Война и мир».