Сочинение. Рецензия на рассказ в повести Астафьева «Жизнь прожить» Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Виктора Павловича Астафьева. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Не может оставить равнодушным читателя рассказ Виктора Астафьева «Жизнь прожить», написанный в середине восьмидесятых годов, поскольку в нем автор поднимает жизненно важные проблемы. Он размышляет о милосердии, взаимоотношении человека и природы, войне как величайшем зле для земли и человека. Само название произведения призывает читателя подумать о своей душе, о жизни, о том, что он оставит после себя на земле. Этот призыв к человеку повторяется в тексте дважды. В начале произведения он звучит от лица природы. «Люди! Люди! — напоминает вроде бы желтым просверком береза. — Осень скоро… Пора бы и оглянуться, задуматься… » Затем автор, размышляя, предостерегает от черствости, ожесточения души: «Не вникая в жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое горе, боль… И не утратим ли мы насовсем то, что зовется древним добрым словом — сострадание?» Композиционно повествование представляет собой «рассказ в рассказе». В основе сюжета — история жизни Ивана Тихоновича Заплатина.
В экспозиции рассказа автор знакомит нас с героем, с которым его многое сближает: место рождения, возраст, события военных лет. Через портрет Ивана Астафьев передает его глубокую связь с землей: кудри просвечены «ниточками седины, той августовской сквози, что на исходе месяца желто выдохнется из глубин леса». В портрете жены героя Татьяны тоже чувствуется единение с природой: «зрачки… как солнышко в дождь, дробятся в текучем, переменчивом свету». Речь героев, полная пословиц, поговорок («Одна кудря стоит рубля, а друга — тысячу», «В тесноте, да не в обиде»), диалектных слов («руки отерпли», «не базлай»), просторечий («дуреет», «брехня», «потрафлять»), погружает нас в мир простого человека. Употребляемые Иваном выражения: «жить-поживать», «легко ли сказка сказывается», «из-за моря-окияна» — делают его исповедь народной и мелодичной. Из повествования Ивана Тихоновича мы узнаем, какой нелегкой была судьба его самого и его родных: голодные тридцатые годы, война, преждевременная смерть близких людей. Жизнь провела героя через многие испытания, но его сердце не стало безразличным к чужому горю: «вот уж подноет ретивое, затрясет его что осенний выветренный лист…».
Любить и жалеть людей научила Ивана Лелька, взявшая его, мальчонку-сироту, в свою бедную семью. Она всю себя отдавала другим людям: ухаживала за родителями мужа-пьяницы, поддерживала больную сестру, не говоря уже о пятерых детях и сыне-инвалиде Борьке. Лелька рано ушла из жизни, но дети переняли ее доброту и, способность жертвовать собой. Иван, вернувшись с фронта, не мог предать родных и не оставил отца, Борьку и тяжело раненне мог предать родных и не оставил отца, Борьку и тяжело раненного брата. Как труженицу Лельку «до се помнят» односельчане за ее душевность, так и к Ивану Тихоновичу с женой тянутся люди: «Все к ним кто-нибудь да лепился, грелся возле них». Они умеют понимать, сострадать другим, Подчеркивая чистоту души и милосердие главных героев, автор использует прием антитезы. Лелька «проявила патриотизм», не отдав Ивана в детский дом, а бабушка дважды пыталась убить больного внука Борьку, открыто стараясь избавиться от лишнего рта в семье. Страшен и образ снохи Ивана, грубой, вульгарной, развратной женщины, которую автор даже не наделяет именем.
В ней нет доброты к людям. Родная дочь, имеющая способности к бальным танцам, ей нужна для престижа: ноги Клавочкины «дороже и нужней, чем сама дочь». Соединением просторечий и высокой лексики достигается яркая характеристика персонажей. В описании городской семьи чувствуется авторская насмешка: «современно однодетная» семья, «устряпанная работой, надсаженная властью, земными благами и наслаждениями» мамуля, «вкушающая только сахар» собачка «с блатной мордой». Народный взгляд на войну выражен через воспоминания Ивана Тихоновича. Сама природа как бы стремится заставить человека одуматься и не совершать кровопролитий: солнцепек сменился метелью, «солнце как очумелое», белый снег обезображен человеческими трупами. И невольно рассказчик восклицает: «Светопреставленье! Видно, и впрямь люди бога прогневали». Одно только словосочетание «людской сор» приводит читателя в ужас.
Страшна картина поля боя на следующий день: «Как дрова, лежат люди, только в поленницы не сложенные, друг на дружке». От этого вида Иван Тихонович «чуть умом не сдвинулся». И до сих пор события стоят у него перед глазами. Именно поэтому он особенно остро переживает за судьбу внучки: «Неужто опять? Неужто детей побьют и обездолят, и мою Клавочку тоже?..» Герой никогда не смирится с войной. Все в нем, «что вложено в душу… восстает, протестует и не устанет уж протестовать до конца дней против неестественной, против преждевременной смерти». Над вопросом жизни и смерти его также заставляют задуматься гибель Лельки и поведение дезертира-приспособленца, дожившего до амнистии. Иван все пытался понять, почему смерть «непременно выбирает тех» кто посветлее, посовестливее». В рассказе автор с болью говорит об экологической проблеме. Ведь не только война, но и мирная деятельность человека губит, уродует природу. Сооружение Красноярской гидроэлектростанции привело к затоплению около шестисот километров земель по Енисею, в том числе и Изагаша. Люди уезжали, навеки оставляя любимую природу, могилы родных, свою родину. Насколько плодородны были места по Енисею, а теперь «в ранах вся тайга и земля»! И сам Енисей «утопили, широкой лужей сделали, хламьем, как дохлую падаль, забросали». . Рецензия на рассказ в повести Астафьева «Жизнь прожить»
…