Сочинение на тему: Стихотворение А. С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Сочинение. Стихотворение А. С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непороч-ны…»

Произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…» написано 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, когда до его трагиче-ской гибели фактически осталось полгода. При жизни Пушкина стихотворе-ние не было напечатано. Оно входит в цикл, дошедший до нас не полностью, и обозначено под номером II. Произведение перелагает великопостную мо-литву Ефрема Сирина, святого, прошедшего тернистый путь познания бога. Случайно ли то, что именно незадолго до смерти Пушкин обратился к библейским молитвам, создав стихотворение «Отцы пустынники…»? Пред-чувствовал ли он смерть, или это было просто желание зрелого поэта еще раз обратиться к богу. Пушкина из всех молитв «умиляет» одна. И ею стала мо-литва, которую читают «Во дни печальные Великого поста». Пост требует от человека смирения, послушания, отказа от многих благ жизни, милосердия и сострадания к ближнему. Это своего рода очищение перед всевидящим гос-подним оком. Разговор человека с богом – святое таинство, подобно тайне любви, рождения и смерти, и Пушкин произносит свое откровение-молитву искрен-не, с большим чувством. О чем просит бога поэт? Не благ, не злата и серебра. Он беспокоится о своей душе, о том, чтоб в ней не было «духа праздности», «любоначалия», «празднословия». И даже Пушкин произносит слово: «Дай!». Потом проникновенно, с волнением взывает ко всевышнему: Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья Да, рассмотреть и признать свои грехи дано не каждому. Чаще человек склонен видеть грехи других. Заключительные строки стихотворения можно поставить лейтмотивом всего творчества А.С. Пушкина: И дух смирения, терпения, любви И целомудрие мне в сердце оживи. За этими словами – целый мир, такие емкие понятия раскрываются пе-ред читателем из мира поэзии Пушкина. Что такое, к примеру, смирение? В словаре С.И. Ожегова есть толкование этого слова. Мы читаем: «отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле». Но я сомневаюсь, что имен-но о таком смирении пишет поэт. Здесь речь идет о смирении только перед богом. А слову «терпение» дано четыре толкования, из которых, по моему мнению, подходит только одно. Это – переносить страдание, боль. От себя хочу добавить – ради высокой, благородной цели. Почему слово «целомудрие» Пушкин оставляет в самой последней строке? Да потому, что оно стоит многих других. Понятие «строгая нравст-венная чистота» заключает все то, о чем поэт пишет ранее. Тон повествования стихотворения размеренный, молитвенный. Разме-ренность повествования достигается за счет стихотворного размера и четко организованной рифмы. Пушкин прибегает к любимому своему строению стиха, пишет ямбом, располагая рифму в смежном порядке. Произведение обладает целым рядом художественных особенностей. К примеру, лексика весьма своеобразна. Мы увидим обилие старосла-вянизмов: «взлетать, дальних, уста, владыко, сокрыто». Эти слова усиливают торжественность общего фона. Читая стихотворение «Отцы пустынники…», делаешь для себя маленькие «открытия». Вот, к примеру, сравним два слова: «любоначалие» и «любовь». Они однокоренные, а значит, являются близки-ми по значению. Но при глубоком анализе их, найдя исторические истоки, убеждаешься, насколько разные эти слова. «Любоначалие» несет отрица-тельный смысл, а «любовь» — положительный. Да, русский язык поистине достоин удивления, как достойно удивления умение Пушкина так виртуозно владеть им. Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая – рассуждение поэта о том, что есть много молитв, с которыми люди обраща-ются к богу. Вторая часть – молитва, избранная поэтом. Но и в ней можно выделить два начала. Поэт взывает к богу с просьбой избавить его душу от «грехов», а затем умоляет о «благодати» для своего сердца. Что касается синтаксической стороны произведения, то нужно отме-тить одну особенность. Мы увидим всего два предложения в составе стиха. Если заглянуть в любую молитву «Молитвослова», можно отметить, что они составлены в основном из очень сложных предложений. И в этом автор сохраняет древнюю традицию, о творчестве А.С. Пушкина сказано очень много гром-ких фраз и высоких слов. Но я считаю, что ценность стихов великого поэта в том, что для каждого человека они остаются постоянным спутником жизни. К творчеству Пушкина никогда не поздно обратиться, чтоб найти мудрый и добрый совет друга, поучиться «смирению, терпению, любви…»

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий