Сочинение. Своеобразие романа А. П. Платонова “Чевенгур”
В конце 20-х годов — начале 30-х годов (это были годы 1-й пятилетки) Платонов создает свои наиболее крупные вещи — роман “Чевенгур”, бедняц кую хронику “Впрок”, повести “Котлован”, “Джини”, “Ювенильное море”, рассказы и пьесы. В 1926 г. он писал жене: “Я должен опошлять и варьировать свои мысли, чтобы получились приемлемые произведения. Именно — опошлять. А если бы я давал в сочинении действительную кровь своего мозга, их бы не стали печатать”. Горький в том же 1926(29) г. прочитав роман “Чевенгур”, писал Платонову: “Человек вы талантливый, это бесспорно, бесспорно и то, что вы обладаете очень своеобразным языком. Роман ваш чрезвычайно интересен”, но, — продолжал Горький, — “Среди современных редакторов я не вижу никого, кто мог бы оценить ваш роман по его достоинствам”, своеобразие романа, как свидетельствовал Горький, “неприемлемо для нашей цензуры”. Платонов же, посылая Горькому рукопись “Чевенгура”, писал, что “в романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического общества”. Роман “Чевенгур” — это энциклопедия социальных инициатив в их взаимодействии с реальной плотью жизни. Это сокровищница опыта, обобщенного поэтически, естествоиспытательски, духовно и укрупненного величайшим состраданием, которым Платонов был озарен. По жанровым признакам “Чевенгур” относится к грандиозной социалистической антиутопии, усматривая в его многоголосии явственно различный бедняцкий миф о земном рае. Извечная мечта о сытой жизни своеобразно соединилась с идеями революции, образован у чевенгурцев своего рода миф о ближайшем радостном будущем, где соединены фантастика с реальной жизнью. Роман предупреждает: построение социализма вне заботы о человеке, вне труда, через одну нить идеи, невозможно. Народ — основное действующее лицо романа Платонова. Здесь нет отдельных героев, философов, мудрецов. Задумавшаяся Россия в мучительных поисках на своем крестном пути встает со страниц произведения. Композиция “Чевенгура” строится как большой диалог, внутри которого звучат диалоги персонажей, — все это делает роман отражением вечного начала задумавшейся России. Характерный эпизод в романе, в котором критикой усмотрено родство души, нельзя понять, не приняв во внимание, что перед нами карнавальное действо, где обручены высокое и низкое, большое и ничтожное. Само название этот жанр получил от имени древнегреческого философа Мениппа, от произведений которого сохранились лишь заголовки.
…