Сочинение. Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
В произведениях русских поэтов и писателей мы встретим немало обворожительных образов красивых женщин. Но эти героини обладают не только красотой, но и богатым внутренним миром. В произведениях И.С. Тургенева мы встретим утонченных женщин, скромных и добрых, красивых и умных, не случайно в литературе существует такое определение этого типа героинь: «тургеневские девушки». Роман «Отцы и дети» написан о столкновении различных убеждений: либерального дворянства и революционной демократии. И все же, несмотря на то, что любовь в романе – не главная тема, на его страницах читатель встретит образы великолепных героинь, которые покоряют сердца главных героев. Расскажем о них поподробнее. Уже на первых страницах, в доме Кирсановых, мы встретим милую и добрую Фенечку, на руках у которой розовощекий малыш Митя: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красивыми по-детски пухлявыми губками и нежными ручками». Она сама еще ребенок, милый и невинный. Фенечка привлекает читателя своей аккуратностью, непосредственностью, она постоянно краснеет, так как стыдится своего положения в доме. Ее мать работала у Николая Петровича экономкой, а после ее смерти Фенечка осталась совершенно одна. А теперь она живет в доме на правах незаконной жены-любовницы, хотя и сам Кирсанов стесняется этого. В силу сословных традиций Николай Петрович не может жениться на простой девушке и признать Митю своим сыном, наследником. А скромную, воспитанную в строгости Фенечку тяготит такое положение, но она искренне любит Николая Петровича и никого другого ей не нужно. Евгений Базаров тоже симпатизирует Фенечке и ее малышу, но это лишь дружеская привязанность, потому что для Базарова, в отличие от стариков Кирсановых, не существует сословных предрассудков, ведь он доктор, им обязан помогать всем. И все же Николай Петрович в конце романа женится на Фенечке, и она станет полноправной хозяйкой в доме. Если по-настоящему любишь человека, по-моему, неважно, из какого он сословия. Следующую героиню мы встречаем в городе N, куда отправились Базаров и Аркадий Кирсанов из Марьина. Это Евдоксия Кукшина, «эмансипированная» женщина, как она сама себя называет. Однако Кукшина совершенно не похожа на тех милых и скромных девушек и женщин, которыми так восхищался Тургенев. Этот образ автор рисует сатирическими красками. Кукшина – антиидеал, соединение всех тех качеств, которые мужчинам особенно неприятны. В комнате у нее беспорядок, повсюду разбросаны сигаретные окурки. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с круглыми браслетами на коротеньких руках и кружевной косынкой на голове». Евдоксия считает себя сторонницей передовых взглядов, борется за женскую эмансипацию. Но это выражается лишь в том, что она ведет себя грубо, развязно, наравне с мужчинами пьет шампанское. Ее пальцы от табака пожелтели, а голос стали сиплым и грубым. Кукшина вызывает лишь усмешку читателя, во всем ее образе – комичность, и общение с такой дамой неприятно Базарову и Кирсанову. Я думаю, что самая обворожительная женщина в романе, сильная и волевая, настоящая «эмансипе» — Анна Сергеевна Одинцова. Она очень красива и умна, в ее внешности все гармонично: «Она поразила его (Базарова) достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий, спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба». Разве можно не восхищаться такой женщиной? Несмотря на то, что ей лишь двадцать девять лет, Анна Сергеевна считает, что прожила целую жизнь: рано лишилась матери, а в двадцать лет и отца. Она получила прекрасное образование в Петербурге, но не умела управлять имением промотавшегося отца. А ей нужно было поднимать сестру. И тогда она вынуждена была выйти замуж за богатого человека, вдвое старше ее. Анна Сергеевна живет разумом, а не чувствами, тщательно просчитывая каждый свой шаг. После смерти супруга она стала богатой наследницей, молодой вдовой. Но она не была счастлива, так как не знала любви. И Базаров ей был интересен лишь как друг, интересный собеседник, она боится своих чувств. Анна Сергеевна слишком независима и богата, чтобы стать женой бедного уездного лекаря. «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье…и я не удивлюсь, как вы до сих пор…не нашли, что желали», — говорит ей, прощаясь, Базаров. Для его чувств она – недосягаемая звезда, слишком дорогая женщина, недоступная и холодная красавица. Ее сестра Катя – противоположность Анны, юная и мечтательная красавица. Она любит природу, поэзию и музыку, прекрасно играет на фортепиано. Но в ней нет того высокомерия, просчета каждого своего шага, как у сестры. Катя живет чувствами, и ее любовь к Аркадию искренна. Эти герои милы и непосредственны, как дети, и видят свое счастье в крепкой семье. А что еще нужно человеку? На страницах романа мы встретим еще одну милую женщину – Арину Власьевну, мать Базарова. Она вьет уютное семейное гнездышко и не представляет для себя иной роли. «Настоящая русская дворяночка», воспитанная на старинных патриархальных традициях. Арина Власьевна очень религиозна, верит в народные примеры, заговоры, колдунов. Для себя она не видит в жизни иной роли, как быть женой и матерью. Она очень любит своего Енюшеньку, это – смысл ее угасающей жизни. И читатель порой не понимает, почем Евгений так холоден и груб с ней. Ведь мать отдала ему все тепло своей души. Я думаю, что после смерти сына жизнь потеряла для нее всякий смысл, и нам горько и больно читать последние страницы романа, где мы видим бедных стариков, скорбящих на могиле так рано ушедшего от них сына. Вот таких разных героинь встречают читатели на страницах романа «Отцы и дети». Рассказывая об их судьбах, автор показывает, что для него особенно дорого и ценно в любой женщине. Я думаю, что это скромность, порядочность, аккуратность, умение любить, быть хорошей женой и матерью. Таких женщин любили во все времена.