Сциентизм это

Ярче всего описывает суть сциентизма выражение Резерфорда: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок». Это мировоззрение, которое ставит науку выше всего и представляет ее наивысшей культурной ценностью. Наиболее радикальные приверженцы сциентизма пытаются преобразовать все науки в соответствии с положениями математики и физики, как самых точных наук.

Сциентизм (сайентизм) это не научное или философское течение, выделенное в самостоятельное учение. Это позиция, которую занимают многие ученые, считая науку единственной мерой развития человека. Французский философ Конт-Спонвиль сказал, что сциентисты пытаются возвести науку в ранг религии. Это не только ошибочно, но и опасно. Интереснее всего то, что приверженцы сциентизма так себя не называют, этот термин чаще употребляют противники течения, чтобы точнее определить объекты критики.

Бурное развитие науки в 19, начале 20 столетия потребовало определить ее место в общей культуре цивилизации. Попытки выделить науку в самостоятельную ценность предпринимались и ранее. Еще в трудах Френсиса Бэкона прописывались определенные утверждения о приоритете науки. Сциентизм  в философии присутствует во многих течениях, особенно в марксизме и современной социологии.

По Ричарду Уильямсу выделяют четыре позиции, наиболее четко характеризующие суть сциентизма. Это:

  • Уверенность, что только знание, полученное путем научных исследований и расчетов является единственно верным. Все другие способы получения информации не заслуживают доверия.
  • Методы естествоиспытания (физики и математики) можно применять в гуманитарных науках.
  • Наука может решить все проблемы человечества.
  • Приверженность натуралистической метафизике.

Сциентисты возводят науку в абсолют, считая все другие занятия человека второстепенными и не нужными для развития цивилизации.

Естественно, что такая позиция не может нравиться всем, в том числе и менее радикально настроенным ученым. Срезу же после активизации сциентистов возникло противоположное течение — антисциентизм. В своем большинстве — это критики научного мышления и возможностей науки в решении человеческих проблем. Как и в сциентизме, в противоположном течении  есть две крайности. Одни просто считают науку одним из способов познания мира, но не единственным, а тем более, определяющим движение вперед, другие — отрицают науку, как явление и считают ее враждебной человеку.

Отличия проявляются в способе мышления и трактовке одних и тех же явлений. Если сциентисты приветствуют любое достижение науки, то их противники относятся с недоверием к новшествам, а радикально настроенные — яростно критикуют их. Если сциентисты превозносят знания, как наивысшее достижение человечества и наибольшую ценность, то антисциентисты считают избыток знаний бесполезным, признавая их как одну из особенностей развития индивида.

Сциентисты превозносят роль науки в развитии современной цивилизации, выделяя ее как двигатель прогресса и общественного развития. В противовес им антисциентисты говорят, что каждое научное открытие приносит опасности и риски, способные не только ухудшить жизнь людей, но и полностью уничтожить человечество и все его достижения. Как аргумент, они приводят многочисленные техногенные катастрофы и аварии, считая, что наука не может быть источником благ для людей по определению. Но здесь приверженцы приоритета науки возражают, что именно катастрофы говорят о том, что научные исследования нужно интенсифицировать, потому что знания человека пока несовершенны и требуют дальнейших усилий.

По мнению сайентистов организовать и направить жизнь в требуемое русло может только наука при помощи методов исследования и создания общих правил. В противовес им противники говорят, что знание — это не мудрость, а только определенный опыт и не может служить критерием истины.

Сциентизм и антисциентизм в философии находит приблизительно равное количество сторонников и противников. Хотя сциентизм и отрицает философию, как науку, в аргументации его приверженцы используют много нора и терминов, характерных именно для этой науки. Но большинство методов взятые из точных наук — математики и физики.

Как ни парадоксально, критики сайентизма принадлежат к ведущим научным школам, в том числе и физико-математическим. Но большинство антисциентистов — социологи и философы, как наиболее «пострадавшие» от нового течения. Они утверждают, что приверженцы науки, как единой религии, уничтожают духовность общества, лишают жизнь романтики и очарования. Например, Герберт Маркузе говорит, что сайентизм делает человека одномерным, превращая его в технократа и уподобляет машине.

Находясь в тисках нормативности и обязательности, характерной для точных наук, человек подвергается психическим перегрузкам и напряжением что и вызывает ненормальные явления в современном обществе. Причем, давление ощущают не только технократы, но и гуманитарии. Майкл Полани также утверждает, что сайентизм сужает мышление и сковывает полет фантазии, чем уподобляется догматической средневековой церкви.  По утверждению философа Д.Т. Судзуки сайентисты не учитывают того, что человек живет не концепциями и научными определениями, а личной творческой и свободной жизнью.  Взгляды сциентистов и антисциентистов диаметрально противоположны, а истина, как всегда, находится  где-то посередине.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий