Ритмичная и непрерывная работа конкурентного рынка определяется взаимодействием двух факторов — спросом и предложением. Если они находятся в равновесии, рынок сбалансирован и работает в полную силу. В точке пересечения кривых роста предложения и спроса находится равновесная цена — то есть, цена товаров и услуг, которая устраивает всех участников рынка.
Если по той или иной причине цена снижается, то готовность покупать определенный товар увеличивается (спрос), а готовность продавать (предложение) снижается. Возникновение дисбаланса — обычные явления на рынке, которые приводят как к росту, так и к падению, стимулируя развитие товарно-денежных отношений.
Закон спроса и предложения кратко можно сформулировать так: при снижении цены товара увеличивается спрос, а при повышении цены — предложение. Эти два фактора взаимосвязаны, что позволяет объединить их в один закон, характеризующий равновесный рынок.
Рассмотрим один из факторов — предложение. Это достаточно объемный термин, показывающий состояние экономики в целом. Предложение — это в экономике категория, демонстрирующая общее количество товаров и услуг, которое производители и продавцы готовы выставить на продажу по установившейся цене. Предложение в масштабах экономики страны, или региона касается не одного товара, и даже группы товаров, а всего комплекса выставленных на продажу благ.
На величину предложения оказывают влияние различные факторы:
- цена на продукцию промышленного производства,
- цены на продукты питания,
- состояние производственных мощностей,
- наличие ресурсов для работы предприятий,
- уровень инфляции,
- уровень налогообложения,
- стабильность в политической жизни.
Закон предложения—это зависимость предложения от цены. Величина предложения товаров зависит от заинтересованности производителей. Если после продажи товара фабрика, завод или частный предприниматель не получит прибыли, то рост предложения замедляется и останавливается. Если же цена увеличивается и гарантирует предпринимателю не только погашение расходов на производство, но и определенную прибыль, которую он может истратить на удовлетворение собственных нужд, резервное накопление и развитие материально-технической базы производства.
Изменение предложения в зависимости от роста цен называют эластичностью. Если предложение увеличивается быстрее, чем растут цены, то оно называется эластичным. При преобладании роста цены и замедлении предложения — неэластичным. На уровень эластичности влияют особенности производства, возможности предприятия быстро среагировать на изменения цены, скорость изготовления определенного количества товара и пригодность продукции для длительного хранения.
При снижении цены производитель не обязан ни продолжать, ни прекращать производство. Он может перейти на другую продукцию, пользующуюся бо́льшим спросом и способную быстро принести оборотные средства и ожидаемую прибыль.
В случае неэластичного предложения производитель не имеет возможности ни быстро нарастить объем продукции, ни долго хранить на складе большой запас товара, ни перейти на другой продукт. Это касается производителей высокотехнологичной трудоемкой продукции, в производстве которой задействовано много людей и предприятий.
Графически предложение отображается в виде шкалы, или кривой S с положительным наклоном. Все точки кривой — определяются по координатным осям предложения и цены. Согласно экономическому закону — эта зависимость прямо пропорциональная. Кривая смещается в ту или иную сторону в зависимости от неценовых факторов, которые названы выше. При смещении кривой в правую сторону с уменьшением угла наклона. То предложение снижается, и наоборот, при росте угла — растет.
Эластичность предложения вычисляют по формуле:
K = G/F
- Здесь К – коэффициент эластичности,
- G — процентное изменение предложения,
- F — процентное изменение цены.
Кроме названных выше факторов, на эластичность предложения влияют и другие — вкусы потребителей, мода на те или иные вещи и услуги, динамика себестоимости продукта за счет внедрения инновационных технологий, ожидания рынка и прогнозы экономистов, количество одновременно работающих на рынке производителей однотипного товара. Также немалое влияние оказывает поведение производителей смежных товаров (субститутов) и продавцов комплектующих и сырья.
Закон предложения отличается определенной гибкостью, его нельзя рассматривать, как единственный индекс развития рынка, но вес и универсальность нельзя также и приуменьшать. Это один из основополагающих законов в экономике и обществознании. Он показывает готовность производителя обеспечить покупателя определенными благами при создавшихся условиях рынка и общества в целом.