Аллегория — один из видов художественных тропов, который широко используется в литературе.
Слово «аллегория» имеет греческое происхождение. Этот термин буквально переводится «иносказание». Можно сказать, что аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Этот прием широко используется в живописи, театральном искусстве, в литературе и других видах деятельности человека. Дадим общее определение этому термину:
Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это понятие, его основные черты.
А такое определение аллегории можно увидеть в Википедии:
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Раскроем его общий смысл более подробно.
Аллегория — это всегда иносказание, то есть рассматриваемый предмет или понятие не называется прямо, а изображается иносказательно с использованием других явлений действительности. Происходит развернутое уподобление одного предмета другому с помощью системы намеков, причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.
Во многих аллегорических образах отразилось понимание человеком добра, зла, справедливости и других нравственных ценностей. Так, традиционно, еще со времен Древней Греции, правосудие иносказательно представлено в виде богини Фемиды, в образе женщины с завязанными глазами и с весами в руках.
- Аллегория надежды — это якорь,
- аллегория свободы — разорванные цепи,
- белый голубь — аллегория мира во всем мире.
Сон | Царство Морфея |
Смерть | Объятия Аида |
Неприступность | Форт Нокс |
Правосудие | Фемида |
Изображение чаши и змеи, обвившей её, сегодня всеми воспринимается в качестве аллегории медицины и врачевания. Аллегорическими по своей сути являются практически все геральдические знаки. Аллегория в изобразительном искусстве — это обширная тема для отдельного разговора.
Аллегория в литературе
В литературе термином «аллегория» называется один из художественных тропов, в основе которого лежит перенос значения одного слова на другое. С этой точки зрения можно дать следующее определение этому литературоведческому термину:
Аллегория — иносказание, слово или оборот речи, употребленные не в прямом, а в переносном значении.
Использование аллегории художниками слова способствует раскрытию абстрактного понятия добра, зла, подлости, жадности и пр. в конкретном художественном образе.
Примеры использования аллегории в художественной литературе
Еще в народном творчестве, в баснях, сказках, пословицах, притчах, образы животных наделены определенными человеческими качествами:
лиса всегда хитрая и предприимчивая, заяц трусоватый, баран обладает тупостью и непревзойденным упрямством, волк и медведь агрессивные и глуповатые.
Аллегорическими являются все басни И.А. Крылова, в которых целый зверинец животных наделен автором отрицательными человеческими качествами: упрямством, тупостью, жадностью, глупостью и т.д.
Хитрость человека баснописец иносказательно воплотил в образе лисы, жадность — в обличии волка, упрямство и тупость — в образе осла. и т.д.
Продолжая традиции фольклора, многие писатели посредством аллегории смогли высказать свое отношение к разным аспектам общественной жизни.
М.Е Салтыков-Щедрин в сказках «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пьесах «Баня», «Клоп» высмеивают определенные негативные нравственные качества людей, используя аллегорические образы.
Аллегория в отличие от метафоры охватывает все произведение, что ярко прослеживается в «Песне о Буревестнике» М. Горького.
Вагоны шли привычной линией, Вздрагивали и скрипели, Молчали жёлтые и синие, В зелёных плакали и пели.
Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэтических строках А.Блока, обратимся к прошлому России. В начале прошлого века вагоны первого и второго класса были жёлтого и синего цвета, а вагоны третьего класса, в которых ездила беднота, имели зеленый цвет. Современное Блоку общество изображено поэтом с помощью аллегории — вагоны желтого, синего и зеленого цвета.
В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя аллегорическим смыслом наполнены такие фамилии персонажей, как Собакевич, Молчалин, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб.
Аллегорическое значение в многочисленных художественных произведениях приобрели поры года. Весна, к примеру, символизирует духовное возрождение, свободу, надежду на лучшую жизнь.
Читаем у Е.Баратынского:
Опять весна, опять смеётся луг, И весел лес своей младой одеждой, И поселян неутомимый плуг Браздит поля с покорством и надеждой.
А вот стихотворение Аполлона Майкова, в котором чувствуется весеннее обновление не только природы, но и духовное возрождение, светлая надежда на изменения в жизни общества:
Весна! Выставляется первая рама — И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон — даль голубая видна… И хочется в поле, широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!
Тему весны, наполнив аллегорическим смыслом, не обошел своим вниманием русский поэт А.А. Фет:
Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом, Опять весна душистая Повеяла крылом. Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад… Какой-то тайной жаждою Мечта распалена — И над душою каждою Проносится весна.
Осень, как символ упадка жизни и духа, неустроенности человека, в стихотворении «Тополь» наводит тоску и печаль в душе поэта:
Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг, Последний лист разметен под ногами, Последний лучезарный день потух.
Узнаем, чем аллегория отличается от метафоры.