Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.
Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.
Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.
Дополнительный материалО смысле литературоведческого термина «фигура» узнаем в статье «Что такое эпифора?».
Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.
Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации
ОпределениеАллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.
Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.
Например, читаем у Сергея Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума.
Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.
Аллитерация в художественной литературе
Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их и создавая особый эффект.
Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой, Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.
Бей, барабан! Барабан, барабань!.. Барбей! Барбань! Барабан!
Читая эти строки, мы как будто в самом деле слышим барабанную дробь. Этого эффекта поэт достигает повторением звуков «б» и «р», с помощью которых он достигает имитации барабанного боя.
Били копыта, Пели будто: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб.
В сто сорок солнц закат пылал…
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана, я показал на блюде студня косые скулы океана.
Откроем томик стихов Марины Цветаев и прочтем:
Город во мгле засыпает, Серп серебристый возник, Звездами снег осыпает Твой воротник.
Здесь у каждого мысль двоякая, Здесь, ездок, торопи коня. Мы пройдем, кошельком не звякая И браслетами не звеня.
Ресницы, ресницы, склоненные ниц. Стыдливостью ресниц Затменные — солнце в венце стрел!
А вот как создает звуковые эффекты с помощью аллитерации поэт Константин Бальмонт:
-Полночной порой в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Ветер, Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Буря близко. В берег бьётся Чуждый чарам черный челн.
Видеоурок «Повтор (анафора, аллитерация, лексический повтор)»