В основе термина анафора лежит слово древнегреческого языка – ἀναφορά. Это слово многозначно. Среди его значений с термином соотносятся варианты «восхождение», «отнесение к чему-либо» литературоведческое толкование говорит об отсылке (отнесении) к сказанному выше.
Что такое анафора
Термином обозначается стилистическая фигура, которая заключается в повторении элементов, находящихся в начале смысловых отрезков – предложений, абзацев в прозаическом тексте, строк или строф в поэтическом.
Байкал – жемчужина России. Байкал с древности воспевали в легендах и сказаниях. Байкал не оставляет равнодушными видевших его.
Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти
(С.Я. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое»)
Для чего используется анафора
С помощью приёма повторения начальных элементов в литературном произведении делается логический акцент на важных мыслях, усиливается драматизм.
В текстах публицистического характера с помощью анафоры достигаются иные цели.
- В объёмной статье повтор привлекает внимание читателя, не давая ему сбиться с основной мысли.
- Повторение с добавлением новых сведений позволяет автору раскрыть тему подробно, но структурированно, не нагромождая детали.
- Статья приобретает структуру, в которой чётко прослеживается логика авторского замысла.
Виды анафоры
Различия между видами заключаются в характере повторяемых элементов. Подробно разновидности приёма рассмотрены в таблице.
Вид | Повторяемый элемент | Примеры |
Звуковая | Звуковые сочетания. | Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона… (С.А. Есенин) |
Морфемная | Морфемы (части слов). | Перешагни, перескочи, Перелети, пере что хочешь (В.Ф. Ходасевич) |
Лексическая | Слова. | Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе (М.Ю. Лермонтов) |
Синтаксическая | Однотипные синтаксические конструкции. | КОТ Плывет по океану, КИТ Из блюдца ест сметану. (Б.В. Заходер, «Кит и кот») |
Строфическая | Начало строфы. | Повтор слова когда в начале первых трёх строф в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». |
Ритмическая | Ритмический рисунок строки. | Подкра́лся, быть мо́жет, и смо́трит в окно́? Уви́Vдит ма́ть — догада́ется, Нет, ве́рно, у ста́рого клёна давно́ Стои́т V в тени́, дожида́ется. (А.А. Фет) В чётных строках пауза на месте конечного безударного слога в первой стопе. |
Паузная | Расположение пауз в строчке. | Паузы после слова время в начале первого и второго четверостиший и люди в начале третьего в поэме В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Первая и третья паузы обозначены при помощи тире, вторая – запятой после обращения. |
На практике с последними двумя типами сталкиваться приходится редко. Остальные комбинируются друг с другом, образуя смешанные типы.
Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке
Комбинированный лексико-синтаксически-паузный вариант в стихотворении М.И. Цветаевой.
Если в стихотворении одна и та же буква стоит в начале каждого слова, то анафора – не только приём, но и название такого типа произведения.
Лилипучий лилипутик Леденец лизал лиловый
(В.Е. Малежик)
Место анафоры в ряду выразительных средств
Приём относится к разновидностям лексического повтора. К речевым фигурам, основанным на повторении, относятся также:
- эпи́фора, противоположная по строению фигура: повторяются не начала строк, а их концовки.
Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя! Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах. Скажет, это я, твоя Катя. Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, что бы ни случилось с тобой. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит — это я, твоя Катя. И если смерть, склониться над твоим изголовьем и больше не будет сил бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце — это буду я, и я спасу тебя.
(В. Каверин, «Два капитана»)
- симпло́ка представляет собой комбинацию двух названных средств выразительности – дублирует и начала, и окончания строчек.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати
(Народная песня)
- анадипло́сис – совпадение начала строчки с окончанием предыдущей.
О, весна без конца и без краю
Без конца и без краю мечта!
(А.А. Блок)
Функциональное назначение всех четырёх приёмов совпадает – они останавливают внимание читателя на значимых в авторском понимании моментах.