Анафора

В основе термина анафора лежит слово древнегреческого языка – ἀναφορά. Это слово многозначно. Среди его значений с термином соотносятся варианты «восхождение», «отнесение к чему-либо» литературоведческое толкование говорит об отсылке (отнесении) к сказанному выше.

Что такое анафора

Термином обозначается стилистическая фигура, которая заключается в повторении элементов, находящихся в начале смысловых отрезков – предложений, абзацев в прозаическом тексте, строк или строф в поэтическом.

Байкал – жемчужина России. Байкал с древности воспевали в легендах и сказаниях. Байкал не оставляет равнодушными видевших его.

Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти

(С.Я. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое»)

Для чего используется анафора

С помощью приёма повторения начальных элементов в литературном произведении делается логический акцент на важных мыслях, усиливается драматизм.

В текстах публицистического характера с помощью анафоры достигаются иные цели.

  1. В объёмной статье повтор привлекает внимание читателя, не давая ему сбиться с основной мысли.
  2. Повторение с добавлением новых сведений позволяет автору раскрыть тему подробно, но структурированно, не нагромождая детали.
  3. Статья приобретает структуру, в которой чётко прослеживается логика авторского замысла.

Виды анафоры

Различия между видами заключаются в характере повторяемых элементов. Подробно разновидности приёма рассмотрены в таблице.

Вид Повторяемый элемент Примеры
Звуковая Звуковые сочетания. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона…

(С.А. Есенин)

Морфемная Морфемы (части слов). Перешагни, перескочи, Перелети, пере что хочешь

(В.Ф. Ходасевич)

Лексическая Слова. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе

(М.Ю. Лермонтов)

Синтаксическая Однотипные синтаксические конструкции. КОТ Плывет по океану, КИТ Из блюдца ест сметану.

(Б.В. Заходер, «Кит и кот»)

Строфическая Начало строфы. Повтор слова когда в начале первых трёх строф в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».
Ритмическая Ритмический рисунок строки. Подкра́лся, быть мо́жет, и смо́трит в окно́? Уви́Vдит ма́ть — догада́ется, Нет, ве́рно, у ста́рого клёна давно́ Стои́т V в тени́, дожида́ется.

(А.А. Фет)

В чётных строках пауза на месте конечного безударного слога в первой стопе.

Паузная Расположение пауз в строчке. Паузы после слова время в начале первого и второго четверостиший и люди в начале третьего в поэме В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Первая и третья паузы обозначены при помощи тире, вторая – запятой после обращения.

На практике с последними двумя типами сталкиваться приходится редко. Остальные комбинируются друг с другом, образуя смешанные типы.

Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке

Комбинированный лексико-синтаксически-паузный вариант в стихотворении М.И. Цветаевой.

Если в стихотворении одна и та же буква стоит в начале каждого слова, то анафора – не только приём, но и название такого типа произведения.

Лилипучий лилипутик Леденец лизал лиловый

(В.Е. Малежик)

Место анафоры в ряду выразительных средств

Приём относится к разновидностям лексического повтора. К речевым фигурам, основанным на повторении, относятся также:

  • эпи́фора, противоположная по строению фигура: повторяются не начала строк, а их концовки.

Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя! Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах. Скажет, это я, твоя Катя. Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, что бы ни случилось с тобой. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит — это я, твоя Катя. И если смерть, склониться над твоим изголовьем и больше не будет сил бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце — это буду я, и я спасу тебя.

(В. Каверин, «Два капитана»)

  • симпло́ка представляет собой комбинацию двух названных средств выразительности – дублирует и начала, и окончания строчек.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати

(Народная песня)

  • анадипло́сис – совпадение начала строчки с окончанием предыдущей.

О, весна без конца и без краю

Без конца и без краю мечта!

(А.А. Блок)

Функциональное назначение всех четырёх приёмов совпадает – они останавливают внимание читателя на значимых в авторском понимании моментах.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий