К средствам художественной выразительности, добавляющим тексту яркости, относится и антитеза, то есть противопоставление. Именно так переводится древнегреческое слово ἀντίθεσις, давшее название стилистическому приёму.
Что такое антитеза
Приём противопоставления относится к синтаксическим выразительным средствам и основывается на соотнесении контрастных образов, событий. Антитеза использует антонимы, но создаёт контраст на уровне не слов и словосочетаний, а предложений, абзацев, крупных отрывков текста.
Использование антонимов прослеживается на примере народных пословиц:
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
- Под силу беда со смехом, а невмочь беда со слезами.
В последнем варианте представлены сразу две пары слов противоположного значения: под силу – невмочь, со смехом – со слезами. Это пример сложной антитезы.
Художественная литература использует эту стилистическую фигуру с античных времён в качестве базы для построения сюжета частей, глав, произведения целиком. Наглядный пример антитезы из художественной литературы – рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Две части произведения, одна из которых описывает события на балу, а вторая – после его завершения, контрастируют друг с другом. Сталкиваются в сознании главного героя, а с ним и читателя действия полковника, то галантно ведущего красавицу-дочь в танце, то жёстко руководящего наказанием беглого солдата. Контрастны танцевальные, лёгкие звуки мазурки в первой части и режущие слух барабан и флейта, сопровождающие наказание беглеца. Противопоставлена цветовая окраска событий: белый цвет преобладает в облике Вареньки, чёрный и красный создают картину наказания. Противоположно душевное состояние рассказчика: восторг на балу и стыд во время проведения «сквозь строй» виновного. Меняется даже его отношение к дочери полковника: романтическая влюблённость не превращается, правда, в ненависть, но сходит на нет после увиденного. При этом антитезой становится любовь и её отсутствие.
Виды антитезы
Анализ применения приёма в рассказе Л.Н. Толстого выявляет разнообразие объектов, на которых реализуется антитеза в литературе. Варианты противопоставлений, используемых в художественных произведениях, представлены в таблице.
Объекты противопоставления | Примеры |
Два одушевлённых персонажа, образа. В литературоведении носят название антагонистов. | Ариэль и Калибан (В. Шекспир, «Буря») Иван и Чудо-Юдо (русская сказка «Бой на Калиновом мосту») |
Неодушевлённые и отвлечённые объекты: состояния, явления, предметы. | Лето и зима (И. Крылов, «Стрекоза и муравей») Морская вода и железнодорожные рельсы (Песня «Как провожают пароходы» на стихи К. Ваншенкина) |
Качества одного и того же одушевлённого или неодушевлённого объекта. | Красивая внешность и эгоизм героя (О. Уайльд, «Мальчик-звезда») Онегин до дуэли и путешествия и после (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин») |
Свойства, качества двух объектов. | Живость Ольги и задумчивость Татьяны (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин») Официальность, отстранённость обращения на «вы» и дружеская сердечность обращения на «ты» (А. С. Пушкин, «Ты и вы») |
Отличия антитезы от похожих приемов
В русском языке применяются выразительные средства, сходные с антитезой в использовании контрастных понятий. Отличают их особенности построения.
- Антите́за – использует резкое, отчётливое противопоставление понятий, образов, событий, качеств на базе синтаксических отрезков не мельче предложения.
Шумный, суматошный день завершился. Наступила тихая ночь.
- Оксю́морон (оксюморо́н) – словосочетание, составленное из взаимно исключающих понятий, не противопоставленных друг другу, а образующих общий образ.
Бледный, точно живой мертвец, сосед по палате сделал попытку привстать на постели.
- Каламбу́р – обыгрывание многозначности и сходного звучания слов.
В чём разница между летней шляпкой и девушкой шестнадцати лет? В том, что одна совершенно летняя, а вторая несовершеннолетняя.
- Антифра́зис – придание слову или словосочетанию противоположного значения.
Просто всю жизнь мечтал работать в праздники!
Определения доказывают, что смысловое противопоставление для остальных трёх конструкций нехарактерно, а речевые единицы, в пределах которых происходит их реализация, ограничиваются словом и словосочетанием.
Антитезы по составу делятся на простые и сложные. Последние включают не одну пару антонимов. Также к сложным относятся варианты, распространённые на объёмный фрагмент текста и комбинирующиеся с другими выразительными средствами. Например, название рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» представляет собой пример первой разновидности. Сам рассказ, основанный на сопоставлении вида и характеров двух людей и поведения одного из них до того момента, как он узнал чин собеседника, и после, иллюстрирует вторую.
Антитеза – сильный художественный приём, но возможности его раскрываются при корректном использовании в сочетании с богатым спектром остальных средств художественной выразительности.