Второстепенные члены предложения – дополнение, определение и обстоятельство – служат в русском языке для распространения предложений добавочной информацией. Название дополне́ния указывает на его роль – обозначение в предложении дополнительных предметов помимо основного, обозначенного подлежащим.
Второстепенный член предложения дополнение
Базовая информация в предложении передаётся главными членами – грамматической основой, включающей в себя подлежащее и сказуемое (в односоставных предложениях – только подлежащее или только сказуемое). Грамматическая основа выражает законченную мысль, но представляет собой нераспространённую синтаксическую конструкцию.
- Идёт дождь.
- Цель достигнута.
- Похолодало.
- Туман.
Дополнительные сведения, уточняющие основные, вносятся в конструкцию с помощью второстепенных членов, делая её распространённой.
Нераспространенная | Распространенная |
Кошка спит. | Пушистая кошка сладко спит на подлокотнике дивана. |
Основной объект, о котором ведётся речь – подлежащее кошка. Во втором предложении появляется дополнительный – диван. Слово отвечает на падежный вопрос (на подлокотнике чего?) и поясняет один из второстепенных членов. Употреблено в родительном падеже. Это и есть дополнение. Его признаки в предложении:
- обозначает добавочный предмет,
- отвечает на падежные вопросы имени существительного (кроме именительного падежа, отданного подлежащему).
В роли дополнений употребляются падежные формы с предлогом и без, примеры в таблице.
Р.п. | услышать от соседей | бояться грозы |
Д.п. | обратиться к сестре | рассказать другу |
В.п. | всмотреться в картину | читать повесть |
Тв.п. | справиться с трудностями | увлекаться пением |
Пр.п. | думать о будущем |
В составе синтаксической конструкции они подчинены:
- Сказуемому, выраженному:
- глаголом (моешь посуду, посмотрел на собеседника),
- кратким прилагательным, причастием (похожа на мать, вызван к директору),
- категорией состояния (бабушке нехорошо).
- Главным и второстепенным членам, выраженным:
- именем существительным (разговор о погоде, прокат лодок),
- именем прилагательным (внимательный к людям, преданный идее),
- наречием (близко к берегу, непонятно непосвящённым).
Значение дополнения
Если подлежащее обозначает предмет, о котором идёт речь в высказывании, то объектные значения дополнения разнообразнее:
Объект | Примеры |
подвергающийся действию | строить крепость печь пироги читать журнал |
воспринимаемый | слушать оперу любоваться пейзажем нюхать цветы |
инструмент или материал | вязать крючком пилить ножовкой лепить из глины |
образец для сравнения | медленнее черепахи слаще мёда образованнее сверстников |
руководимый или принадлежащий | директор комбината хозяин собаки руководитель проекта |
Способы выражения дополнения
Отвечая на падежные вопросы существительного, дополнение выражается и частями речи, у которых собственный вопрос не совпадает с вопросом в составе синтаксической конструкции, и словосочетаниями, имеющими единый смысл.
В этой роли используются | Примеры |
Имя существительное в косвенных падежах | Миша не любил выделяться из одноклассников. Пришей оторванную пуговицу. |
Местоимение | Посмотри на себя и немедленно умойся! Нет в нём никаких талантов. |
Прилагательное, причастие, наречие в значении существительного | Больному поставили капельницу. Санитарный эшелон вёз раненых в тыл. Знаем мы твоё быстро. |
Количественное числительное | Всё, что рассказывает баба Зина, делите на десять. Прибавь три к остатку. |
Инфинитив | Родители убеждали сына учиться дальше. |
Звукоподражание | Из-за непрекращающегося кукареку заснуть больше не удалось. |
Неделимое словосочетание, фразеологический оборот. | Марина пригласила в гости двух подруг. Поляну окружали заросли волчьего лыка. Начальник обещал подчинённым золотые горы. |
При совпадении вопроса и формы именительного и винительного падежей у слов II и III склонений различить члены предложения помогает приём замены их существительными I склонения, где внешнее совпадение отсутствует.
Пример(Что?) Туман накрыл (что?) лес. – (Что?) Туча (и.п.) накрыла (что?) поляну (в.п.).
Синтаксическая роль инфинитива определяется по субъекту, действие которого он обозначает. Если действие совершается подлежащим, то инфинитив входит в составное глагольное сказуемое.
- Отец собирался ехать в город. – Совершать действие намерен сам отец (подлежащее).
Если же субъект обозначен второстепенным членом, то инфинитив также выступает в роли второстепенного.
- Отец попросил сына съездить в город. – Действие совершать будет сын (не подлежащее).
Дополнения подразделяются на два вида: прямое и косвенное. К определённому виду дополнение относится в зависимости от способа выражения.
Прямое дополнение
Этот вид обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, подчиняется переходному глаголу и выражается с помощью беспредложной формы винительного падежа.
- Художник загрунтовал выбранный холст.
- Корова медленно жевала сено.
В двух случаях винительный падеж заменяется родительным:
- При указании на часть, взятую от целого.
- Ольга налила себе чаю и устроилась на веранде. – налит был не весь имеющийся в доме и тем более в мире чай, а лишь часть, уместившаяся в чашке.
- Купите в магазине мяса и масла. – Скупать весь запас этих продуктов в магазине не планируется, достаточно необходимого количества.
- При отрицании.
- Ученик не понял задания. – Выражение отрицания. При утвердительном значении падеж меняется на винительный. Ученик понял задание.
Если утвердительная конструкция сохраняет родительный падеж, то дополнение не относится к прямым.
ПримерДля дверок нового шкафа не хватило петель (р.п.). – Для дверок нового шкафа хватило петель (р.п.).
Косвенное дополнение
Дополнения, отвечающие на вопросы остальных падежей, называются косвенными. К ним относятся также предложные конструкции с вопросом винительного падежа.
- Щенок испугался (кого?) чужого пса и залез под крыльцо.
- Дети строили башню (из чего?) из песка.
- Изделие отправили (кому?) заказчику в срок.
- В задумчивости турист прислонился (к чему?) к скале и достал карту.
- Спасателя наградили (за что?) за подвиг.
- Заключить (с кем?) с изготовителем контракт не удалось.
- Картина написана (чем?) гуашью.
- Подруги беседовали (о чём?) о нарядах.
Инфинитив, наречие, звукоподражание не имеют падежных форм, но в составе синтаксических конструкций могут отвечать на вопросы косвенных падежей. Дополнение, выраженное таким способом, относится к косвенным.
- Зрители требовали удалить хулигана из зала. – Требовали (чего?) удалить. Дополнение выражено инфинитивом, но в предложении отвечает на вопрос родительного падежа.
Косвенные дополнения выступают и в роли уточняющих, требующих постановки знаков препинания (запятых, в качестве авторского знака – тире). На письме обособляются сочетания:
- с производными предлогами включая, исключая, считая, не считая (Семья, включая и детей, приглашена на торжество.),
- с предлогами, несущими исключающее, замещающее, добавляющее, различающее значение (С собой, помимо необходимых вещей, взяли необязательные.) – в зависимости от распространённости и авторского стремления акцентировать значение.
Предлог кроме употребляется со значением исключения и включения. В первом случае конструкция с ним требует обособления, во втором нет.
- Спали все, кроме хозяина дома. (Хозяин исключён из числа спящих.)
- Чтобы различить текст, потребовалась кроме очков ещё и лупа. (Очки включены в число предметов, применяемых для различения текста.)
Конструкции с предлогом вместо, синонимичным за, в выделении знаками препинания не нуждаются.
- Придётся ехать в командировку вместо заболевшего сотрудника. (За сотрудника.)
В отличие от определений и обстоятельств, дополнения без уточняющего характера обособляемых вариантов не имеют.