Эпифора относится к числу стилистических фигур, служащих средством придания тексту выразительности, привлечения внимания читателей к смысловым акцентам произведения.
Что такое эпифора
Греческое слово epiphorá имеет в русском языке значения «повторение» или «добавление».
Эпи́фора не причисляется к тропам, поскольку троп основан на переносном, иносказательном значении, она же базируется на повторе.
Выразительные средства, в основе которых лежит повторение, используют языковые единицы от фонетических до синтаксических. По характеру к рассматриваемому приёму близки симплока и анафора.
На повторе базируются следующие средства художественной выразительности:
Название | Что повторяется | Примеры |
Ассонанс | Одинаковые гласные. | И на обломках самовластья напишут наши имена. (А.С. Пушкин) |
Аллитерация | Однотипные согласные. | Шины машин по брусчатке шуршат. (С.В. Михалков) |
Лексический повтор | Одни и те же слова. | Для него что ночь, что день: днём он пень и ночью пень. (М.П. Кудинов) |
Анафора | Начала синтаксических отрезков. | Единица – кому она нужна? <,>, Единица – вздор, единица – ноль. (В.В. Маяковский) |
Эпифора | Окончания синтаксических отрезков. | Песню свою отправляя в полет, — помните! О тех, кто уже никогда не споет, — помните! (Р.И. Рождественский) |
Симплока | Сочетание двух предыдущих типов. | Лес – главное богатство человека. Лес-кормилец, лес-убежище. Чистый воздух, защита от ветров, прохлада и тень – всё это лес. |
Синтаксический параллелизм | Строение синтаксических конструкций. | Над окошком месяц. Под окошком ветер. (С.А. Есенин) |
Как свидетельствует таблица, рассматриваемая стилистическая фигура предполагает дублирование элементов, завершающих синтаксические элементы, стихотворные строки или строфы для подчёркивания их значения.
Примеры эпифоры из художественной литературы
Если ассонанс и аллитерация представляют собой фонетические повторения, лексический повтор, анафора и симплока – словесные, а название «синтаксический параллелизм» уже указывает на языковые единицы, в пределах которых действует приём, то эпифора – это фигура, охватывающая и использующая все варианты. Примеры её применения обнаруживаются в поэтических и прозаических произведениях, в рекламе, в экспрессивных образцах повседневной речи. По способу образования различают три разновидности данного приёма.
Грамматическая эпифора
Пример грамматической эпифоры в литературе – повтор группы звуков на конце стихотворных строчек, то есть точная рифма.
Рукой поправлю волосы –
На лбу остались полосы.
(А.Л. Барто)
Область рифм — моя стихия,
И легко пишу стихи я.
(Д.Д. Минаев)
Через леса. через моря
Колдун несёт богатыря.
(А.С. Пушкин)
Характерна в том числе для детской поэзии, поскольку облегчает ребёнку восприятие и запоминание рифмованных строк.
Ах ты, моя душечка,
Белая подушечка!
(С.В. Михалков)
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
(С.Я. Маршак)
Лексическая эпифора
Лексическая разновидность включает в себя повторы слов в конце строки или предложения.
Конечно, цель всего творенья – мы,
Источник знанья и прозренья – мы.
(Омар Хайям)
Мастер кратко выражать глубокие мысли, укладывая их в четырёхстрочные рубаи, автор умело подводил читателей к пониманию главного. Дублирование конечного местоимения подчёркивает мысль древнеперсидского учёного, философа и поэта: испытывая гордость за человечество, он осознаёт и своё право на часть этой гордости, ведь также принадлежит к людскому единству.
В стихотворении З.Н. Гиппиус об одиночестве, написанном после смерти мужа, слово «одному» в конце каждой второй строки создаёт ощущение трагической безысходности.
Риторическая эпифора
Здесь повторяется уже целая конструкция – одна строчка или их соединение.
К риторическому типу относятся и строка «Только этого мало», завершающая каждый катрен стихотворения А.А. Тарковского, где она же служит заглавием, и рефрен «Любовью к женщине», венчающий, с вариациями грамматической формы («С любовью к женщине», «Любовью женщины»), двустишия в стихах Р. Гамзатова.
В стихотворении «Рондо́» А.К. Толстого одинаковой парой строк заканчиваются первая и третья строфа:
Оттого что так граф Пален
Ко присяжным параллелен.
Финал второй строфы составлен из тех же самых слов, но с изменением последовательности: вторые половины строчек поменяны местами.
Песни с повторяющимся припевом после каждого куплета также иллюстрируют этот тип стилистической фигуры.
Эпифора в прозе
Использование эпифоры в прозаических текстах требует способности выдержать грань между выразительным средством и тавтологией. По этой причине чистые эпифоры в прозе редки, вместо них применяются так называемые ослабленные варианты – с изменением грамматической формы или основанные на синонимах.
Яркий и широко известный классический пример выразительного средства в чистом виде – фраза Н.В. Гоголя, вложенная им в уста героини «Мёртвых душ» Софьи Ивановны, «просто приятной дамы». На шестнадцать слов, три из которых – предлоги, приходится семь повторений слова «фестончики», причём пять раз – в одной и той же форме. Отношение автора и к героине, и к затронутой ею теме выражено ясно: приятная дама вызывает оскомину.
В рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья» врач Коростелёв на предложение героини позвать к её умирающему мужу ещё одного специалиста, отвечает:
Э, да что Шрек! В сущности, ничего Шрек.
Здесь подчёркнута и бесполезность чьих бы то ни было действий перед неминуемым исходом, и понимание этого мучающимся от своего бессилия врачом.
Уместное использование средств художественной выразительности, основанных на использовании повторов, позволяет автору заострить внимание читателя на эмоциональной составляющей поэтического или прозаического литературного произведения, кратко и ёмко выразить мысль или отношение к событиям и героям.