Что такое эпифора, примеры эпифоры в литературе

Эпифора относится к числу стилистических фигур, служащих средством придания тексту выразительности, привлечения внимания читателей к смысловым акцентам произведения.

Что такое эпифора

Греческое слово epiphorá имеет в русском языке значения «повторение» или «добавление».

Эпи́фора не причисляется к тропам, поскольку троп основан на переносном, иносказательном значении, она же базируется на повторе.

Выразительные средства, в основе которых лежит повторение, используют языковые единицы от фонетических до синтаксических. По характеру к рассматриваемому приёму близки симплока и анафора.

На повторе базируются следующие средства художественной выразительности:

Название Что повторяется Примеры
Ассонанс Одинаковые гласные.

И на обломках самовластья напишут наши имена.

(А.С. Пушкин)

Аллитерация Однотипные согласные.

Шины машин по брусчатке шуршат.

(С.В. Михалков)

Лексический повтор Одни и те же слова.

Для него что ночь, что день: днём он пень и ночью пень.

(М.П. Кудинов)

Анафора Начала синтаксических отрезков. Единица – кому она нужна? &lt,&gt, Единица – вздор, единица – ноль. (В.В. Маяковский)
Эпифора Окончания синтаксических отрезков. Песню свою отправляя в полет, — помните! О тех, кто уже никогда не споет, — помните!

(Р.И. Рождественский)

Симплока Сочетание двух предыдущих типов. Лес – главное богатство человека. Лес-кормилец, лес-убежище. Чистый воздух, защита от ветров, прохлада и тень – всё это лес.
Синтаксический параллелизм Строение синтаксических конструкций.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

(С.А. Есенин)

Как свидетельствует таблица, рассматриваемая стилистическая фигура предполагает дублирование элементов, завершающих синтаксические элементы, стихотворные строки или строфы для подчёркивания их значения.

Примеры эпифоры из художественной литературы

Если ассонанс и аллитерация представляют собой фонетические повторения, лексический повтор, анафора и симплока – словесные, а название «синтаксический параллелизм» уже указывает на языковые единицы, в пределах которых действует приём, то эпифора – это фигура, охватывающая и использующая все варианты. Примеры её применения обнаруживаются в поэтических и прозаических произведениях, в рекламе, в экспрессивных образцах повседневной речи. По способу образования различают три разновидности данного приёма.

Грамматическая эпифора

Пример грамматической эпифоры в литературе – повтор группы звуков на конце стихотворных строчек, то есть точная рифма.

Рукой поправлю волосы –

На лбу остались полосы.

(А.Л. Барто)

Область рифм — моя стихия,

И легко пишу стихи я.

(Д.Д. Минаев)

Через леса. через моря

Колдун несёт богатыря.

(А.С. Пушкин)

Характерна в том числе для детской поэзии, поскольку облегчает ребёнку восприятие и запоминание рифмованных строк.

Ах ты, моя душечка,

Белая подушечка!

(С.В. Михалков)

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

(С.Я. Маршак)

Лексическая эпифора

Лексическая разновидность включает в себя повторы слов в конце строки или предложения.

Конечно, цель всего творенья – мы,

Источник знанья и прозренья – мы.

(Омар Хайям)

Мастер кратко выражать глубокие мысли, укладывая их в четырёхстрочные рубаи, автор умело подводил читателей к пониманию главного. Дублирование конечного местоимения подчёркивает мысль древнеперсидского учёного, философа и поэта: испытывая гордость за человечество, он осознаёт и своё право на часть этой гордости, ведь также принадлежит к людскому единству.

В стихотворении З.Н. Гиппиус об одиночестве, написанном после смерти мужа, слово «одному» в конце каждой второй строки создаёт ощущение трагической безысходности.

Риторическая эпифора

Здесь повторяется уже целая конструкция – одна строчка или их соединение.

К риторическому типу относятся и строка «Только этого мало», завершающая каждый катрен стихотворения А.А. Тарковского, где она же служит заглавием, и рефрен «Любовью к женщине», венчающий, с вариациями грамматической формы («С любовью к женщине», «Любовью женщины»), двустишия в стихах Р. Гамзатова.

В стихотворении «Рондо́» А.К. Толстого одинаковой парой строк заканчиваются первая и третья строфа:

Оттого что так граф Пален

Ко присяжным параллелен.

Финал второй строфы составлен из тех же самых слов, но с изменением последовательности: вторые половины строчек поменяны местами.

Песни с повторяющимся припевом после каждого куплета также иллюстрируют этот тип стилистической фигуры.

Эпифора в прозе

Использование эпифоры в прозаических текстах требует способности выдержать грань между выразительным средством и тавтологией. По этой причине чистые эпифоры в прозе редки, вместо них применяются так называемые ослабленные варианты – с изменением грамматической формы или основанные на синонимах.

Яркий и широко известный классический пример выразительного средства в чистом виде – фраза Н.В. Гоголя, вложенная им в уста героини «Мёртвых душ» Софьи Ивановны, «просто приятной дамы». На шестнадцать слов, три из которых – предлоги, приходится семь повторений слова «фестончики», причём пять раз – в одной и той же форме. Отношение автора и к героине, и к затронутой ею теме выражено ясно: приятная дама вызывает оскомину.

В рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья» врач Коростелёв на предложение героини позвать к её умирающему мужу ещё одного специалиста, отвечает:

Э, да что Шрек! В сущности, ничего Шрек.

Здесь подчёркнута и бесполезность чьих бы то ни было действий перед неминуемым исходом, и понимание этого мучающимся от своего бессилия врачом.

Уместное использование средств художественной выразительности, основанных на использовании повторов, позволяет автору заострить внимание читателя на эмоциональной составляющей поэтического или прозаического литературного произведения, кратко и ёмко выразить мысль или отношение к событиям и героям.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий