Гипербола в литературе используется, как и остальные художественные средства, для создания яркой картины, отчётливого донесения мысли до читателя.
Гипербола – слово многозначное. В математике оно обозначает незамкнутую, состоящую из двух отдельных ветвей кривую из числа конических сечений. В литературоведении так называется стилистическая фигура. В значении, близком к литературоведческому, употребляется в повседневной бытовой речи.
Гипербола как преувеличение
Таков перевод греческого слова ὑπερβολή, послужившего источником литературоведческого термина. В его состав входит приставка гипер-, выделяемая, например, в словах гипермаркет (очень большой магазин), гиперопека (усиленная, преувеличенная опека). Русский аналог – приставка сверх-.
Гипербола относится к тропам, то есть основана на переносном значении. Преувеличиваются, гиперболизируются в литературе:
- характеристики («Человек-гора» характеристика Гулливера с точки зрения лилипутов),
- персонажи (обжора Робин-Бобин из английской детской песенки, поедавший скот, предметы обихода и постройки),
- ситуации (один из генералов в сказке Салтыкова-Щедрина с голоду откусывает орден с рубашки второго).
В повседневной речи и в художественных произведениях приём используется с целью:
- усиления сказанного (Бабушка навязала носков на целый батальон.),
- привлечения внимания, акцентирования ситуации (Иван-крестьянский сын в сказке «Бой на Калиновом мосту», пытаясь разбудить и призвать на помощь братьев, кидает в избушку по очереди обе рукавицы и шапку так, что первая выбивает окна и двери, вторая пробивает крышу, а последняя раскатывает избушку по брёвнышку.),
- выражения личной эмоциональной оценки (Чтобы ещё сто лет его не видеть!).
Создаваемая таким способом условность отражает видение мира человеком, воспринимающим действительность в преувеличенном виде под влиянием эмоций.
Антонимичный по значению троп – лито́та – представляет собой тоже чрезмерное, но преуменьшение, то есть как бы преувеличивается крохотность или незначительность объекта, ситуации. Мальчик, ведущий под уздцы лошадь в стихотворении Н.А. Некрасова, описан как «сам – с ноготок». Подчёркивается маленький рост ребёнка по контрасту с большими рукавицами, сапогами, санями, лошадью и недетским занятием. Усиление же незначительности ситуации использовано Дж. Свифтом в книге о путешествии Гулливера: поводом для войны между Лилипутией и Блефуску стала непримиримая борьба партий «остроконечников» и «тупоконечников», ведущих спор о том, с какого конца следует разбивать яйцо.
Какими бывают гиперболы
По характеру преувеличения выделяются гиперболы:
- количественные – выражаются с помощью числительных, содержат преувеличение количества, размера, сроков и т.п. (Двести раз уже сказала – и никакой реакции!),
- метафорические – используют образное описание (По убитым пролиты океаны слёз.),
- лексические, в состав которых входят определённые усилительные слова (Из пылкой речи собеседника Андрей абсолютно ничего не понял.),
- фразеологические, представляющие собой устойчивые сочетания слов (Игоря предупреждали о трудности задачи, но ему же, как обычно, море по колено!),
- основанные на сравнении (Голос у дьякона – как труба иерихонская.).
Смешение с другими видами выразительных средств (метафорой, сравнением, иронией и пр.) приводит исследователей к мысли о несамостоятельности приёма, существовании его лишь в качестве разновидности указанных тропов. Традиционное литературоведение тем не менее выделяет гиперболу в отдельный вид.
По направленности выделяются два типа гипербол:
- транзитивная, то есть использованная при разговоре о стороннем лице или предмете,
- рефлексивная, направленная на самого говорящего.
Примеры использования гиперболы в художественной литературе
Эмоциональное восприятие окружающего мира человеком породило гиперболу при передаче картин, созданных накалом чувств. Фольклорные произведения насыщены примерами применения этого стилистического приёма.
Гиперболизируются сила и мощь богатырей в былинах. Илья Муромец отстоял заутреню в городе Муроме, а в тот же день к обедне намеревался прибыть в Киев. Он же при поединке закинул врага «выше леса стоячего, выше облака ходячего». Вольга Святославич с дружиной, заслышав в поле пахаря, смог добраться до него только на третий день. А сошку пахаря Микулы Селяниновича вся дружина Вольги не смогла из земли вытянуть.
Примерами из народной сказки служат общеизвестная огромная репка, которую тащат из земли всей семьёй, или рубашка, вытканная, сшитая и украшенная Василисой за ночь.
Героиня народной лирической песни намеревается слезами сад затопить, а вздохами высушить.
Более поздняя авторская литература не обходит стороной этот троп. В оде «Бог» Г.Р. Державин, показывая одновременно мощь и слабость человека, чередует гиперболы и литоты:
- «Я царь – я раб – я червь – я бог!»
Н.В. Гоголь пользуется преувеличением как от лица персонажей (один из запорожцев в «Тарасе Бульбе» уверяет, что если польское войско поведёт в бой «вон тот пузатый», то «будет им добрая защита». Потому что «позади его упрячется всё войско, и уж чёрта с два из-за его пуза достанешь которого-нибудь копьём!»), так и от собственного, наделяя гиперболизированными чертами, например, помещиков в «Мёртвых душах».
У А.К. Толстого Поток-богатырь, натанцевавшись на пиру у князя Владимира, не смог остановиться и проплясал всю ночь, а потом, обессилев, упал и заснул «на полтысячи лет».
Та же стилистическая фигура лежит в основе поэтической строки Б.Л. Пастернака «И дольше века длится день».
Б.Ш. Окуджава в стихотворении «Чудесный вальс» передаёт мучительную нескончаемость безответного чувства фразой «Целый век играет музыка».
Гипербола, таким образом остаётся в литературе средством создания образа и выражения эмоций автора, его лирического героя и персонажей.