Парцелляция относится к стилистическим фигурам, служащим для придания выразительности высказыванию.
Разберем что такое парцелляция
В литературе целям создания яркого образа и придания эмоциональной окраски служат средства художественной выразительности трёх видов:
- Фонетические (основаны на повторении однотипных звуков речи, например, аллитерация).
- Лексические (опираются на лексическое значение слова, например, тропы – на переносное).
- Синтаксические (связаны со структурой синтаксических единиц. Примеры – оксюморон, риторические вопросы и восклицания).
В число выразительных средств последней категории входит парцелля́ция, то есть членение предложения на отдельные интонационно и пунктуационно обособленные отрезки.
Название восходит к латыни, где слово particula обозначало частицу, но в русский язык вошло из французского (parcelle – частица, доля). Несмотря на европейское происхождение термина, узкий лингвистический смысл он приобрёл лишь в русской традиции. Европейская лингвистика то же явление обозначает термином, введённым швейцарским филологом Шарлем Балли – дислокация. Слово же, ставшее образцом для заимствования, употребляется в широком значении – разделения целого на части (например, дробления на участки крупного земельного надела).
Парцелляция как синтаксический приём речи
К синтаксическим приёмам, называемым также стилистическими или риторическими фигурами речи, относятся:
Приём | Значение | Примеры |
Анафора | Одинаковое начало предложений или стихотворных строк. | Эта собака – давний и верный друг семьи. Эта собака не продаётся. |
Антитеза | Противопоставление | Высоко в небесах птица-сокол летит, глубоко в море рыба-кит плывёт. |
Градация | Расположение слов по возрастанию или убыванию признака. | Дом был большой, огромный, просто гигантский! |
Инверсия | Нарушение прямого порядка слов. | Сел путник на камень и задумался крепко. |
Многосоюзие | Намеренный повтор союза. | О необычном событии Галя рассказала и родным, и друзьям, и близким и дальним соседям, и вообще всем, кто соглашался слушать. |
Оксюморон | Соединение слов, не сочетающихся по значению. | После болезни Сергей выглядел как живой покойник. |
Парцелляция | Членение предложения на отрезки. | Не буду сегодня выходить из дома. Вообще никуда. |
Риторический вопрос, восклицание | Вопрос или обращение, не требующие ответа. | До каких пор этот мастер будет халтурить? Горожане, примем участие в субботнике! |
Ряды однородных членов | Усиление выразительности с помощью однородности. | Лес дарит прохладу в жаркий день, спасает от пыли, радует ягодами и грибами. |
Синтаксический параллелизм | Сходное построение фраз. | Дорога направо – коротка, но привычна. Путь налево – длинен, но интересен. |
Эллипсис | Пропуск члена предложения. | Незваный гость – через забор и бежать. |
Эпифора | Одинаковые концовки предложений или стихотворных строк. | Беда пришла – помогут друзья. Радость случилась – её разделят друзья. Великая ценность в жизни человека – его друзья. |
Знаки препинания в языке выполняют три функции:
- разделение,
- выделение,
- завершение.
Приём парцелляции заключается в использовании завершающего знака для разрыва целостной по смыслу синтаксической единицы – предложения. В результате плавно текущая, законченная мысль, при нейтральной передаче оформляемая в единую синтаксическую единицу, разбивается на обрывочные куски, каждый из которых становится по значимости равноценен целому. Школьники для запоминания термина по созвучию определяют приём как «разделение предложения на порции».
ПримерДети уехали, и старик почувствовал себя лишним. Ненужным. Совершенно одиноким.
Знаки препинания, используемые для дробления предложения.
Знак | Примеры |
Точка | Олег решил, что будет всё равно ждать у подъезда на скамейке. Хоть до следующего утра. |
Вопросительный знак | Ты что? Всё ещё дома? До сих пор? |
Восклицательный знак | Присядьте! Хоть на пять минут. |
Многоточие | Утром звонили Из Калуги, кажется. |
В качестве авторских знаков выступают скобки, тире, точка с запятой | Да, ушла в другую комнату. (А.П. Чехов «Ушла») |
Строение парцеллированной конструкции
В результате членения завершённой синтаксической структуры образуется двучленная парцеллированная конструкция, состоящая из базовой части и парцеллята. Базовая часть выражает основную тему предложения. Парцеллят акцентирует внимание на выделенном смысловом отрезке, зависимом тематически и грамматически от базы. Представляет собой неполное предложение, непонятное в отрыве от основной части.
- Николай пообещал себе, если останется жив, вернуться после войны в эту деревню. (нейтральное высказывание)
- Николай пообещал себе вернуться после войны в эту деревню. (базовая часть) Если останется жив. (парцеллят)
В роли парцеллята выступают синтаксические элементы:
Синтаксические элементы | Примеры |
Подлежащее | В деревню Ольгу манили лес и река. И, конечно, бабушка. |
Сказуемое | Пёс навстречу хозяину не вышел. Обиделся. |
Определение | Дом охранял цепной пёс Джек. Большой, лохматый и страшный. |
Дополнение | Люда с собой подруг взяла. Иру и Таню. |
Обстоятельство | Маме письмо принесли. Утром ещё. |
Придаточная часть сложноподчинённого предложения или вторая часть сложносочинённого | Жди, починит он калитку. Когда жареный петух запоёт. |
Функции парцелляции
Приём парцелляции, пришедший в художественную литературу из разговорной речи, выполняет в ней четыре функции:
- изобразительную,
- характерологическую,
- эмоционально-выделительную,
- экспрессивно-грамматическую.
Изобразительная
Направлена на придание изображаемому конкретности, точности. В пределах изобразительной функции приём решает задачи:
- замедление действия,
- подчёркивание и выделение деталей,
- остановка внимания читателя на значимых элементах создаваемого образа,
- внесение в повествование внезапной паузы, подчёркивающей неожиданность дальнейшего действия,
- усиление впечатления о длительности происходящего,
- противопоставление контрастных элементов.
Характерологическая
Речь персонажа – часть его внутренней характеристики. «Заговори, чтоб я тебя увидел», – просил древнегреческий философ Сократ. Позволяя герою «заговорить», писатель открывает доступ в его внутренний мир, получая при этом возможность:
- с помощью несобственно-прямой речи дать читателю услышать внутренний голос героя в сочетании с голосом автора,
- охарактеризовать состояние персонажа через особенности внутреннего монолога,
- придание разговорных интонаций речи описываемых личностей,
- выражение характерной для устной речи присоединительной синтаксической связи.
Эмоционально-выделительная
Как следует из названия, служит для выделения, подчёркивания испытываемых героем литературного произведения эмоций. Применяется в двух вариантах:
- выявление эмоционального состояния персонажа через усиление окрашенности высказывания,
- внесение оценочной составляющей в высказывание, само по себе не выражающее эмоции.
Экспрессивно-грамматическая
Реализуется в случае выражения своеобразных синтаксических отношений. В этом заключается её задача.
Как использовать приём парцелляции в тексте
Примеры парцелляции перекочевали из разговорной речи в произведения художественной литературы, в первую очередь как элемент внешней или внутренней речи героев, но не миновал и высказываний от имени авторов.
При использовании парцелляции в текстах учитывается её необходимость для придания яркости повествованию. Произвольно разделённое завершающим знаком препинания предложение, если разделение не добавляет образности, считается не приёмом, а пунктуационной ошибкой:
В газетах опять пишут о пожарах, ограблениях, взрывах и прочих ужасах. Чтобы угодить вкусам невзыскательного читателя.
Придаточная часть сложного предложения отделена точкой вместо запятой неправомерно, ни одна из перечисленных задач парцелляции не реализуется. – приём использован ошибочно.
Корректное применение выразительных средств придаёт написанному выпуклость, чёткость. Но удерживаться в рамках корректности помогает знание особенностей стилистического приёма и границ его использования.