Деепричастие в русском языке имеет спорный статус: рассматривается одними исследователями как особая форма глагола, другими – как самостоятельная часть речи. В первом случае начальной формой деепричастия считается инфинитив, во втором – оно само в неизменном варианте. Школьная программа также трактует деепричастие в зависимости от авторства избранного преподавателем учебника.
Деепричастие как грамматическая единица
Значение указанной единицы – добавочное действие, причём совершаемое тем же объектом, который производит и основное (переданное сказуемым).
- Прохожий стоял на перекрёстке и оглядывался. – действия равноправны, оба выражены глаголами.
- Прохожий стоял на перекрёстке, оглядываясь. – сказуемое (глагол) обозначает основное занятие объекта, обстоятельство (деепричастие) – добавочное.
- Прохожий, стоя на перекрёстке, оглядывался. – меняется акцент: главным событием становится второе, добавочным – первое.
Также с помощью этой грамматической единицы передаётся действие, происходящее по времени раньше, чем главное.
- Достав из шкафа вечернее платье, женщина придирчиво осмотрела его. (Т. е. сначала достала, а потом осмотрела.)
В смысловом наполнении деепричастия выделяется глагольный и наречный компонент. Первый заключается в значении действия, хотя и не основного. Второй – в присоединении к основному на правах его характеристики, раскрывающей, каким образом оно совершается.
Грамматические признаки
Слово неизменяемо, то есть непостоянными грамматическими признаками не обладает. Из постоянных же соединяет в себе признаки двух частей речи:
- глагола,
- наречия.
Глагольные признаки
Образуясь от глагола, полученная грамматическая единица сохраняет ряд его характеристик, которые совпадают с характеристиками исходного слова.
- Вид – совершенный или несовершенный. Определяется при помощи вопросов.
- Подняв одно ухо торчком, пёс замер, прислушиваясь к незнакомым звукам. Что сделав? Подняв. Что сделать? Поднять (сов. вид). Что делая? Прислушиваясь. Что делать? Прислушиваться (несов. вид).
- Переходность, то есть способность управлять словами с предметным значением в винительном падеже без предлога.
- Слушая тихую, напевную речь бабушки, ребёнок успокаивался и засыпал. Слушая (что?) речь. Слушать (что?) речь (перех.)
- Возвратность, определяющаяся наличием постфикса -ся (-сь).
- Поднимаясь в гору, туристическая группа делала остановки, восстанавливая силы перед сложными этапами маршрута. Поднимаясь – подниматься (возвр.). Восстанавливая – восстанавливать (невозвр.)
Также к глагольным свойствам относится способность выступать в словосочетаниях в роли главного слова по отношению к существительным, местоимениям и наречиям.
- прочитав в энциклопедии (сущ.)
- встречаясь с кем-то (мест.)
- придя вовремя (нареч.)
Наречные признаки
Наречные свойства слов рассматриваемой категории таковы:
- Неизменяемость, с которой связано отсутствие в морфемном составе окончания.
- случайно – наречие
- думая деепричастие
- Наречный вопрос (как?) – вскользь (нареч.), встретив (деепр.)
- Роль обстоятельства в предложении, заданная наречным вопросом.
- Отец поспешно вышел из комнаты. (нареч.)
- Вернувшись, сын кинулся с новостями к матери. (деепр.)
Ещё одно сходное свойство – отношение к глаголу. В обоих случаях вопрос в предложении задаётся от него.
Образование деепричастий
Способ словообразования во всех случаях суффиксальный, различия в использовании основ и прибавляемых к ним суффиксов. Определяющий фактор – совершенный или несовершенный вид.
Вид | Основа | Суффиксы | Примеры | |
Совершенный | инфинитива | на гласный | -в | прыгнуть – прыгнув |
на согласный | -ши | испечь – испёкши | ||
возвратного глагола прош. вр. | -вши | скрыться – скрывшись | ||
будущего времени (редк.) | -я | отведут – отведя | ||
Несовершенный | настоящего времени | -а -я | дышат – дыша видят – видя | |
настоящего времени (редк.) | -учи -ючи | едут – едучи умеют – умеючи |
При образовании форм совершенного вида ещё столетие назад литературной нормой считалось использования суффикса -а (-я), ныне отмечаемого в качестве редкого: прислониться – прислонившись, прислонясь (устар.). Образцы его применения сохранились в составе устойчивых выражений (положа руку на сердце, очертя голову, скрепя сердце). Устаревшим считается и использование суффикса -вши после основы инфинитива на гласный (снявши).
При образовании несовершенного вида непродуктивными становятся -учи, -ючи, сохранившиеся в отдельных вариантах, в то время как в старину использовались только они.
Глаголы несовершенного вида не образуют деепричастий, если:
- основа наст. вр. не содержит гласных (пьют, рвут),
- основа наст. вр. оканчивается на г, к или на шипящий (бегут, секут, режут),
- есть суффикс -ну- (вянуть, киснуть).
А также традиционно не образуют их слова: бежать, весить, вязать, драть, ехать, казаться, колоть, лезть, лизать, пахать, петь, плясать, резать, родиться, стыть, хотеть, чесать и др.
Синтаксическая роль
Как было сказано выше, задаваемый вопрос предполагает для деепричастия роль обстоятельства. Но в его синтаксической функции есть нюансы.
Все относящиеся к нему слова составляют с ним единую конструкцию, называемую деепричастным оборотом, которая вся становится обстоятельством.
- Скорый поезд, громыхая колёсами на стыках, мчался к переезду.
Как деепричастный оборот, так и одиночное деепричастие в предложении выделяются запятыми, то есть обособляются, вне зависимости от расположения относительно слова, к которому относятся.
При синтаксическом разборе отмечаются как обособленное обстоятельство образа действия.
Обособления не требуют:
- слова, утратившие значение действия и перешли в разряд наречий:
- Друзья сидели и молча смотрели друг на друга. (Молча – молчаливо),
- устойчивые сочетания слов, имеющие наречное значение:
- Валерий работал спустя рукава. (Спустя рукава – лениво).
Морфологический разбор деепричастия
Морфологический разбор деепричастия содержит в сжатом виде перечисленные выше характеристики. Неизменяемость говорит об отсутствии непостоянных признаков. При разборе указываются:
- Часть речи, её общее значение.
- Грамматические признаки:
- начальная форма: в случае рассмотрения в качестве глагольной формы – инфинитив, при отнесении к самостоятельным частям речи – само деепричастие,
- неизменяемость,
- вид,
- переходность,
- возвратность.
- Роль в предложении (при наличии оборота он выписывается весь).
Образец разбора
Река, сделав крутой поворот, низвергалась водопадом.
- Сделав – дееприч., особ. ф. глагола/ самост. ч. р.
- Грамматические признаки:
- начальная форма – сделать/сделав
- неизменяемое
- сов. вид
- переходное
- невозвратное
- Низвергалась (как?) сделав крутой поворот.