Деепричастие в русском языке

Деепричастие в русском языке имеет спорный статус: рассматривается одними исследователями как особая форма глагола, другими – как самостоятельная часть речи. В первом случае начальной формой деепричастия считается инфинитив, во втором – оно само в неизменном варианте. Школьная программа также трактует деепричастие в зависимости от авторства избранного преподавателем учебника.

Деепричастие в русском языке

Деепричастие как грамматическая единица

Значение указанной единицы – добавочное действие, причём совершаемое тем же объектом, который производит и основное (переданное сказуемым).

  • Прохожий стоял на перекрёстке и оглядывался. – действия равноправны, оба выражены глаголами.
  • Прохожий стоял на перекрёстке, оглядываясь. – сказуемое (глагол) обозначает основное занятие объекта, обстоятельство (деепричастие) – добавочное.
  • Прохожий, стоя на перекрёстке, оглядывался. – меняется акцент: главным событием становится второе, добавочным – первое.

Также с помощью этой грамматической единицы передаётся действие, происходящее по времени раньше, чем главное.

  • Достав из шкафа вечернее платье, женщина придирчиво осмотрела его. (Т. е. сначала достала, а потом осмотрела.)

В смысловом наполнении деепричастия выделяется глагольный и наречный компонент. Первый заключается в значении действия, хотя и не основного. Второй – в присоединении к основному на правах его характеристики, раскрывающей, каким образом оно совершается.

Грамматические признаки

Слово неизменяемо, то есть непостоянными грамматическими признаками не обладает. Из постоянных же соединяет в себе признаки двух частей речи:

  • глагола,
  • наречия.

Глагольные признаки

Образуясь от глагола, полученная грамматическая единица сохраняет ряд его характеристик, которые совпадают с характеристиками исходного слова.

  1. Вид – совершенный или несовершенный. Определяется при помощи вопросов.
  • Подняв одно ухо торчком, пёс замер, прислушиваясь к незнакомым звукам. Что сделав? Подняв. Что сделать? Поднять (сов. вид). Что делая? Прислушиваясь. Что делать? Прислушиваться (несов. вид).
  1. Переходность, то есть способность управлять словами с предметным значением в винительном падеже без предлога.
  • Слушая тихую, напевную речь бабушки, ребёнок успокаивался и засыпал. Слушая (что?) речь. Слушать (что?) речь (перех.)
  1. Возвратность, определяющаяся наличием постфикса -ся (-сь).
  • Поднимаясь в гору, туристическая группа делала остановки, восстанавливая силы перед сложными этапами маршрута. Поднимаясь – подниматься (возвр.). Восстанавливая – восстанавливать (невозвр.)

Также к глагольным свойствам относится способность выступать в словосочетаниях в роли главного слова по отношению к существительным, местоимениям и наречиям.

  • прочитав в энциклопедии (сущ.)
  • встречаясь с кем-то (мест.)
  • придя вовремя (нареч.)

Наречные признаки

Наречные свойства слов рассматриваемой категории таковы:

  1. Неизменяемость, с которой связано отсутствие в морфемном составе окончания.
  • случайно – наречие
  • думая деепричастие
  1. Наречный вопрос (как?) – вскользь (нареч.), встретив (деепр.)
  2. Роль обстоятельства в предложении, заданная наречным вопросом.
  • Отец поспешно вышел из комнаты. (нареч.)
  • Вернувшись, сын кинулся с новостями к матери. (деепр.)

Ещё одно сходное свойство – отношение к глаголу. В обоих случаях вопрос в предложении задаётся от него.

Образование деепричастий

Способ словообразования во всех случаях суффиксальный, различия в использовании основ и прибавляемых к ним суффиксов. Определяющий фактор – совершенный или несовершенный вид.

Вид Основа Суффиксы Примеры
Совершенный инфинитива на гласный прыгнуть – прыгнув
на согласный -ши испечь – испёкши
возвратного глагола прош. вр. -вши скрыться – скрывшись
будущего времени (редк.) отведут – отведя
Несовершенный настоящего времени -а -я дышат – дыша видят – видя
настоящего времени (редк.) -учи -ючи едут – едучи умеют – умеючи

При образовании форм совершенного вида ещё столетие назад литературной нормой считалось использования суффикса -а (-я), ныне отмечаемого в качестве редкого: прислониться – прислонившись, прислонясь (устар.). Образцы его применения сохранились в составе устойчивых выражений (положа руку на сердце, очертя голову, скрепя сердце). Устаревшим считается и использование суффикса -вши после основы инфинитива на гласный (снявши).

При образовании несовершенного вида непродуктивными становятся -учи, -ючи, сохранившиеся в отдельных вариантах, в то время как в старину использовались только они.

Глаголы несовершенного вида не образуют деепричастий, если:

  • основа наст. вр. не содержит гласных (пьют, рвут),
  • основа наст. вр. оканчивается на г, к или на шипящий (бегут, секут, режут),
  • есть суффикс -ну- (вянуть, киснуть).

А также традиционно не образуют их слова: бежать, весить, вязать, драть, ехать, казаться, колоть, лезть, лизать, пахать, петь, плясать, резать, родиться, стыть, хотеть, чесать и др.

Синтаксическая роль

Как было сказано выше, задаваемый вопрос предполагает для деепричастия роль обстоятельства. Но в его синтаксической функции есть нюансы.

Все относящиеся к нему слова составляют с ним единую конструкцию, называемую деепричастным оборотом, которая вся становится обстоятельством.

  • Скорый поезд, громыхая колёсами на стыках, мчался к переезду.

Деепричастие в русском языке

Как деепричастный оборот, так и одиночное деепричастие в предложении выделяются запятыми, то есть обособляются, вне зависимости от расположения относительно слова, к которому относятся.

При синтаксическом разборе отмечаются как обособленное обстоятельство образа действия.

Обособления не требуют:

  1. слова, утратившие значение действия и перешли в разряд наречий:
  • Друзья сидели и молча смотрели друг на друга. (Молча – молчаливо),
  1. устойчивые сочетания слов, имеющие наречное значение:
  • Валерий работал спустя рукава. (Спустя рукава – лениво).

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия содержит в сжатом виде перечисленные выше характеристики. Неизменяемость говорит об отсутствии непостоянных признаков. При разборе указываются:

  1. Часть речи, её общее значение.
  2. Грамматические признаки:
    1. начальная форма: в случае рассмотрения в качестве глагольной формы – инфинитив, при отнесении к самостоятельным частям речи – само деепричастие,
    2. неизменяемость,
    3. вид,
    4. переходность,
    5. возвратность.
  3. Роль в предложении (при наличии оборота он выписывается весь).

Образец разбора

Река, сделав крутой поворот, низвергалась водопадом.

  1. Сделав – дееприч., особ. ф. глагола/ самост. ч. р.
  2. Грамматические признаки:
    1. начальная форма – сделать/сделав
    2. неизменяемое
    3. сов. вид
    4. переходное
    5. невозвратное
  3. Низвергалась (как?) сделав крутой поворот.
Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий