Глагол-сказуемое это (30 примеров)

Глагол-сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что сде­лал?

Узнаем, что такое глагол-сказуемое, если выяс­ним, каки­ми грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми слов этой части речи выра­жа­ет­ся в пред­ло­же­нии.

В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Сказуемое пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и обо­зна­ча­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, како­во его состо­я­ние, каков он и т.д. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния может выра­жать­ся с помо­щью слов раз­ных частей речи. Обозначая дей­ствие, ска­зу­е­мое чаще все­го явля­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах.

Глагол-сказуемое - это... (30 примеров)

В зави­си­мо­сти от фор­мы гла­го­ла и соста­ва это­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое (ПГС) и состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС).

Рассмотрим более деталь­но эти виды глагола-сказуемого.

Простое глагольное сказуемое

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть выра­же­но гла­го­лом в фор­ме одно­го из накло­не­ний.

ОпределениеПростое гла­голь­ное ска­зу­е­мое — это гла­гол в фор­ме изъ­яви­тель­но­го, пове­ли­тель­но­го или услов­но­го накло­не­ния.

Глагол в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ет фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Выражается сле­ду­ю­щи­ми фор­ма­ми гла­го­лаПримеры
Формой насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла Россия гото­вит­ся к Олимпиаде в Сочи. За пра­во её про­ве­де­ния в сво­ей стране боро­лись мно­гие.
Формами услов­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла Читал бы ты поболь­ше книг. Пусть сбу­дут­ся мои меч­ты.
Формой буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла Вас будут при­гла­шать на роли глав­ных геро­инь.

В фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни глагол-сказуемое обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое соот­но­сит­ся с момен­том речи о нём.

Я (что делаю?) рисую луг с цве­ту­щи­ми ромаш­ка­ми.

Ты (что дела­ешь?) зво­нишь по теле­фо­ну.

Саша (что дела­ет?) ката­ет­ся на вело­си­пе­де.

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, кото­рое про­изо­шло до раз­го­во­ра о нём. Эта гла­голь­ная фор­ма ска­зу­е­мо­го изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам.

На заре петух (что сде­лал?) захло­пал кры­лья­ми и звон­ко про­ку­ка­ре­кал.

Белая роза (что сде­ла­ла?) расцве­ла в пали­сад­ни­ке.

Багряное солн­це (что сде­ла­ло?) зашло за лес.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­ит­ся после сооб­ще­ния о нём.

Кто (что сде­ла­ет?) пой­дет со мной в кино?

Имеем в виду, что гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют слож­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые состо­ят из спря­га­е­мо­го гла­го­ла «быть» и неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла (инфи­ни­ти­ва). В таком слу­чае про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух слов.

Скоро я (что сде­лаю?) буду читать эту повесть.

Утром ты (что сде­ла­ешь?) будешь купать­ся в реке?

Дедушка (что сде­ла­ет?) будет смот­реть эту пере­да­чу обя­за­тель­но.

Аналогично про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся несколь­ки­ми сло­ва­ми, если это гла­гол в слож­ной фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Давай пой­дём в лес за гри­ба­ми.

Пусть отве­тит на мой вопрос!

Сказуемое-глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое мог­ло бы состо­ять­ся при опре­де­лен­ных усло­ви­ях.

Я позво­нил бы тебе, если бы это было не позд­нее вре­мя.

Отличаем слож­ные фор­мы про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го от состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го.

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух обя­за­тель­ных ком­по­нен­тов:

  • вспо­мо­га­тель­ный гла­гол,
  • неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла.
  • Я хочу узнать эту дав­нюю исто­рию со все­ми подроб­но­стя­ми.

    В этом соче­та­нии пер­вый гла­гол выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Второй гла­гол в неопре­де­лён­ной фор­ме несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку. С его помо­щью мож­но узнать, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем, какое дей­ствие оно выпол­ня­ет.

    Глагол-сказуемое - это... (30 примеров)

    Чтобы отли­чить слож­ные фор­мы ПГС от СГС, уточ­ним, что обо­зна­ча­ют вспо­мо­га­тель­ные гла­го­лы:

    1. нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные гла­го­лы)

    Ты сей­час нач­нёшь кра­сить эту сте­ну?

    Несмотря на дождь и силь­ный ветер, он про­дол­жал идти быст­рым шагом.

    Наконец ора­тор закон­чил гово­рить.

    2. воле­изъ­яв­ле­ние, жела­ние, наме­ре­ние

    Николай хочет рас­ска­зать нам о сво­ём путе­ше­ствии.

    Кто жела­ет отве­тить на этот вопрос?

    Анна ста­ра­лась не отста­вать от нас.

    3. эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дей­ству­ю­ще­го лица

    Вера наде­я­лась успеш­но сдать экза­мен.

    Ты наконец-то решил­ся позво­нить нам?

    Все зна­ют, как он любит пошу­тить.

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы (сто­ит, сле­ду­ет, тре­бу­ет­ся и пр.)

    Следует заме­тить, что пора закон­чить обсуж­де­ние.

    Вспомогательная часть ска­зу­е­мо­го может выра­жать­ся и дру­ги­ми частя­ми речи:

    а) крат­кой фор­мой при­ла­га­тель­но­го, кото­рое не име­ет пол­ной фор­мы или в пол­ной фор­ме упо­треб­ля­ет­ся с дру­гим зна­че­ни­ем (готов, дол­жен, горазд, наме­рен, волен, рад, спо­со­бен и др.)

    Я дол­жен уже уйти.

    Мы рады позна­ко­мить­ся с вами.

    Разве ты спо­соб­на отка­зать­ся от это­го пред­ло­же­ния?

    б) сло­ва состо­я­ния (мож­но, нель­зя, надо)

    Разве мож­но так опаз­ды­вать?

    в) име­на суще­стви­тель­ные (мастер, масте­ри­ца, люби­тель, люби­тель­ни­ца, охот­ник, охот­ни­ца)

    Вы зна­е­те, она такая охот­ни­ца потан­це­вать!

    г) устой­чи­вые соче­та­ния гла­го­ла с суще­стви­тель­ным (гореть нетер­пе­ни­ем, иметь честь, дать обе­ща­ние, иметь наме­ре­ние, изъ­явить согла­сие и пр.)

    Варя дала обе­ща­ние при­е­хать на сле­ду­ю­щей неде­ле.

    Алёша горел нетер­пе­ни­ем выска­зать­ся всё, что он дума­ет.

    Оцените статью
    exam-ans.ru
    Добавить комментарий