Группы вводных слов по значению (таблица)

Укажем груп­пы ввод­ных слов по зна­че­нию и соста­вим таб­ли­цу.

В пред­ло­же­нии могут быть спе­ци­аль­ные сло­ва, кото­рые выра­жа­ют лич­ное отно­ше­ние гово­ря­ще­го к выска­зы­ва­е­мо­му, уси­ли­ва­ют общую экс­прес­сив­ность сооб­ще­ния, ука­зы­ва­ют на досто­вер­ность или недо­сто­вер­ность изла­га­е­мо­го мате­ри­а­ла, на поря­док сле­до­ва­ния мыс­лей и т. д. Грамматически такие лек­се­мы не свя­за­ны с чле­на­ми пред­ло­же­ния. Их назы­ва­ют ввод­ны­ми сло­ва­ми. В рус­ском язы­ке ввод­ные сло­ва име­ют мно­же­ство зна­че­ний:

  • модаль­ность (дол­жен­ство­ва­ние, жела­тель­ность, воз­мож­ность или невоз­мож­ность и пр.),
  • эмо­ци­о­наль­ная лич­ност­ная оцен­ка сооб­ща­е­мо­го,
  • ука­за­ние на источ­ник све­де­ний,
  • выра­же­ние экс­прес­сив­но­го харак­те­ра выска­зы­ва­ния,
  • после­до­ва­тель­ность изло­же­ния мате­ри­а­ла,
  • спо­соб и поря­док оформ­ле­ния мыс­лей

и т. д.

Группы вводных слов по значению (таблица)

В соот­вет­ствии с общи­ми зна­че­ни­я­ми ввод­ных слов сгруп­пи­ру­ем их и пред­ста­вим в таб­ли­це с при­ме­ра­ми.

ЗначениеВводные ком­по­нен­тыПримеры
1. Модальность. Оценка сооб­ща­е­мо­го с точ­ки зре­ния досто­вер­но­сти и т. п.
1.1. Уверенность,

досто­вер­ность

Конечно, разу­ме­ет­ся, бес­спор­но, несо­мнен­но, без сомне­ния, без­услов­но, дей­стви­тель­но, в самом деле, прав­да, само собой, само собой разу­ме­ет­ся, под­лин­но и др. Несомненно, кто-то выса­сы­ва­ет жизнь из этой стран­ной девоч­ки, кото­рая пла­чет тогда, когда дру­гие на её месте сме­ют­ся (Короленко). Героиней это­го рома­на, само собой разу­ме­ет­ся, была Маша (Л. Толстой). Действительно, с тех пор, как умер­ла моя мать… меня очень ред­ко виде­ли дома (Тургенев).
1.2. Неуверенность,

воз­мож­ность,

пред­по­ло­же­ние,

неопре­де­лён­ность,

допу­ще­ние

Наверное, кажет­ся, как кажет­ся, веро­ят­но, по всей веро­ят­но­сти, пра­во, чай, оче­вид­но, воз­мож­но, пожа­луй, вид­но, по-видимому, как вид­но, вер­но, может быть, долж­но быть, дума­ет­ся, думаю, пола­гаю, надо пола­гать, наде­юсь, неко­то­рым обра­зом, в каком-то смыс­ле, поло­жим, пред­по­ло­жим, допу­стим, если хоти­те, так или ина­че и др. Она, навер­но, по-прежнему пьёт утром кофе с пече­ньем (Фадеев). Жизнь, кажет­ся, ещё не начи­на­лась (Паустовский). Даровой хлеб, вид­но, по вку­су при­шёл­ся (Межеров). А меч­тал он, может стать­ся, подой­ти путем дру­гим, у окош­ка посту­чать­ся ждан­ным гостем, доро­гим (Твардовский). Голова у меня что-то раз­бо­ле­лась. Должно быть, к непо­го­де (Чехов).
2. Эмоциональная оцен­ка. Выражение раз­лич­ных чувств
2.1. Радость,

одоб­ре­ние

К сча­стью, на сча­стье, к радо­сти, на радость, к удо­воль­ствию кого-либо, что хоро­шо, что ещё луч­ше и др. К сча­стью, Алехин вышел из дома на час рань­ше и успел на паро­ход, плы­ву­щий во Франкфурт (Котов). Тут, к неопи­су­е­мо­му вос­хи­ще­нию Пети, на ста­ром кухон­ном сто­ле устро­е­на целая сле­сар­ная мастер­ская (Катаев).
2.2. Сожаление,

неодоб­ре­ние

К несча­стью, по несча­стью, к сожа­ле­нию, к сты­ду кого-либо, к при­скор­бию, к ужа­су, к доса­де, на беду, как на беду, как нароч­но, греш­ным делом, что ещё хуже, что обид­но, увы и др. Я, к сожа­ле­нию, дол­жен при­ба­вить, что в том же году Павла не ста­ло (Тургенев).
2.3. Удивление,

недо­уме­ние

К удив­ле­нию, уди­ви­тель­но, уди­ви­тель­ное дело, к изум­ле­нию, стран­но, стран­ное дело, непо­нят­ное дело и др. Найдёнов, к изум­ле­нию Нагульного, в одну секун­ду смах­нул с плеч кожан­ку, при­сел к сто­лу (Шолохов).
2.4. Опасение Неровен час, чего доб­ро­го, не дай бог, того и гля­ди и др. Того и гля­ди, вес­ло вырвет и само­го в море швыр­нёт (Новиков-Прибой).
2.5. Общий экс­прес­сив­ный харак­тер выска­зы­ва­ния По сове­сти, по спра­вед­ли­во­сти, по сути, по суще­ству, по душе, по прав­де, прав­да, по прав­де ска­зать, надо прав­ду ска­зать, если прав­ду ска­зать, смеш­но ска­зать, ска­зать по чести, меж­ду нами гово­ря, нече­го зря гово­рить, при­зна­юсь, кро­ме шуток, в сущ­но­сти гово­ря и др. Водились за ним, прав­да, неко­то­рые сла­бо­сти (Тургенев). Я, при­зна­юсь, не слиш­ком люб­лю это дере­во – оси­ну… (Тургенев). Ничто меня так не оскорб­ля­ет, смею ска­зать, так силь­но не оскорб­ля­ет, как небла­го­дар­ность (Тургенев).
3. Источник сооб­ще­ния По сооб­ще­нию кого-либо, по мне­нию кого-либо, по-моему, по-твоему, по сло­вам кого-либо, по выра­же­нию кого-либо, по слу­хам, по посло­ви­це, по пре­да­нию, с точ­ки зре­ния кого-либо, пом­нит­ся, слыш­но, дескать, мол, гово­рят, как слыш­но, как думаю, как счи­таю, как пом­ню, как гово­рят, как счи­та­ют, как извест­но, как ука­зы­ва­лось, как ока­за­лось, как гово­ри­ли в ста­ри­ну, на мой взгляд и др. У Песоцкого, гово­рят, ябло­ки с голо­ву, и Песоцкий, гово­рят, садом себе состо­я­ние нажил (Чехов). Расчёт, по-моему, был мате­ма­ти­че­ски точен (Паустовский). Двадцать лет назад Линевое озе­ро было такой глу­шью, что, по сло­вам лес­ни­ков, не вся­кая пти­ца отва­жи­ва­лась туда зале­теть (Паустовский).
4. Порядок мыс­лей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, нако­нец, итак, сле­до­ва­тель­но, зна­чит, таким обра­зом, напро­тив, наобо­рот, напри­мер, к при­ме­ру, в част­но­сти, кро­ме того, к тому же, в довер­ше­нии все­го, вдо­ба­вок, при­том, с одной сто­ро­ны, с дру­гой сто­ро­ны, впро­чем, меж­ду про­чим, в общем, сверх того, ста­ло быть, глав­ное, кста­ти, кста­ти ска­зать, к сло­ву ска­зать и др. С одной сто­ро­ны, тем­но­та была спа­си­тель­ной: она скры­ва­ла нас (Паустовский). Лесной воз­дух целе­бен, он удли­ня­ет жизнь, он повы­ша­ет нашу жиз­нен­ную силу, и, нако­нец, он пре­вра­ща­ет меха­ни­че­ский, а под­час затруд­ни­тель­ный про­цесс дыха­ния в насла­жде­ние (Паустовский). Итак, назав­тра я сто­ял в этой ком­на­те за две­ря­ми и слу­шал, как реша­лась судь­ба моя (Достоевский).
5. Оценка сти­ля выска­зы­ва­ния, мане­ры речи, спо­со­бов оформ­ле­ния мыс­лей Словом, одним сло­вом, дру­ги­ми сло­ва­ми, ина­че гово­ря, пря­мо гово­ря, гру­бо гово­ря, соб­ствен­но гово­ря, соб­ствен­но, коро­че гово­ря, коро­че, вер­нее, луч­ше ска­зать, пря­мо ска­зать, про­ще ска­зать, так ска­зать, как бы ска­зать, если мож­но так выра­зить­ся, что назы­ва­ет­ся и др. Словом, Сторешников с каж­дым днём всё твёр­же думал женить­ся (Чернышевский). Короче гово­ря, это не хозя­ин в нау­ке, а работ­ник (Чехов). Мы вста­ли и пошли дотал­ки­вать­ся к колод­цу или, вер­нее, к фон­та­ну (Гаршин).
6. Оценка меры, сте­пе­ни того, о чём гово­рит­ся, сте­пень обыч­но­сти изла­га­е­мых фак­тов По мень­шей мере, по край­ней мере, в той или иной сте­пе­ни, в зна­чи­тель­ной мере, по обык­но­ве­нию, по обы­чаю, быва­ет, слу­ча­ет­ся, как водит­ся, как и все­гда, как это быва­ет, как это слу­ча­ет­ся, как это слу­ча­ет­ся ино­гда и др. Разговаривал со мной, по край­ней мере, как коман­ду­ю­щий арми­ей (Симонов). За стой­кой, как водит­ся, почти во всю шири­ну отвер­стия сто­ял Николай Иванович… (Тургенев) Бывает, мое­го счаст­ли­вее везёт (Грибоедов).
7. Привлечение вни­ма­ния собе­сед­ни­ка к сооб­ще­нию, акцен­ти­ро­ва­ние, под­чёр­ки­ва­ние Видишь (ли), зна­ешь (ли), пом­нишь (ли), пони­ма­ешь (ли), веришь (ли), послу­шай­те, поз­воль­те, пред­ставь­те, пред­ставь­те себе, може­те себе пред­ста­вить, поверь­те, вооб­ра­зи­те, при­знай­тесь, пове­ри­те, пове­ришь ли, не пове­ришь, согла­си­тесь, заметь­те, сде­лай­те милость, если хочешь знать, напо­ми­наю, напо­ми­на­ем, повто­ряю, под­чер­ки­ваю, что важ­но, что ещё важ­нее, что суще­ствен­но, что ещё суще­ствен­ней и др. Струсил ты, при­знай­ся, когда молод­цы мои наки­ну­ли тебе верёв­ку на шею? (Пушкин). Вообразите, наши моло­дые уже ску­ча­ют (Тургенев). Мы, если хочешь знать, мы тре­бо­вать при­шли (Горбатов). Где же это, поз­воль­те, было (Павленко).

Знание ввод­ных слов и их зна­че­ний при­зва­но сде­лать нашу речь раз­но­об­раз­ной и эмо­ци­о­наль­ной. Каждый смо­жет лег­ко опе­ри­ро­вать ими, исполь­зуя их к месту в сво­ем выска­зы­ва­нии, а так­же пра­виль­но ста­вить зна­ки пре­пи­на­ния в пись­мен­ной речи.

Вводные сло­ва не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, так как грам­ма­ти­че­ски не свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми в выска­зы­ва­нии. В пись­мен­ной речи ввод­ные сло­ва и сло­во­со­че­та­ния (пред­ло­же­ния) обя­за­тель­но выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий