ИКОНОПИСЬ правильное ударение в слове на какой слог?

Ударение в сло­ве «ико­но­пись» ста­вит­ся на глас­ный «и» пер­во­го фоне­ти­че­ско­го сло­га.

Интересующее нас сло­во явля­ет­ся слож­ным по соста­ву. Это суще­стви­тель­ное обра­зо­ва­но спо­со­бом сло­же­ния двух слов с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной «о» и нуле­во­го суф­фик­са:

икона + писать = иконопись

В раз­го­вор­ной речи наблю­да­ем раз­ное про­из­но­ше­ние это­го сло­ва:

«икОнопись» и «Иконопись».

Как пра­виль­но ста­вить уда­ре­ние соглас­но нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка?

На какой слог ударение в слове «иконопись»?

Одним из про­из­во­дя­щих слов явля­ет­ся суще­стви­тель­ное «ико­на» с удар­ным вто­рым сло­гом:

У врат огра­ды издав­на поме­ща­лась боль­шая ико́на бого­ма­те­ри, вде­лан­ная за решет­кой в сте­ну (Ф. М. Достоевский. Бесы).

Если при­ни­мать во вни­ма­ние уда­ре­ние в одно­ко­рен­ных сло­вах «ико́на», «ико́нка», «ико́нный», то вполне понят­но сомне­ние, на какой слог ста­вить уда­ре­ние в про­из­вод­ном суще­стви­тель­ном.

Чтобы выяс­нить это, вна­ча­ле раз­де­лим эту слож­ную лек­се­му на фоне­ти­че­ские сло­ги.

В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. В фоне­ти­че­ском обли­ке рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го име­ет­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных зву­ка. Следовательно, раз­де­лим его на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га:

и-ко-но-пись.

Хотя в про­из­во­дя­щем сло­ве «ико́на» удар­ным явля­ет­ся вто­рой слог (и-ко-на), в ана­ли­зи­ру­е­мом суще­стви­тель­ном уда­ре­ние пере­ме­сти­лось на пер­вый слог, что еще раз под­твер­жда­ет раз­но­мест­ность уда­ре­ния в рус­ской фоне­ти­ке.

Правильно ска­жем, выде­лив голо­сом глас­ный пер­во­го фоне­ти­че­ско­го сло­га:

и́-ко-но-пись.

ИКОНОПИСЬ - правильное ударение в слове на какой слог?

Ударение в сло­ве «ико­но­пись» ста­вит­ся на глас­ный «и» пер­во­го фоне­ти­че­ско­го сло­га.

Это про­из­но­ше­ние явля­ет­ся акцен­то­ло­ги­че­ской нор­мой совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка.

Изменим суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния по паде­жам и пона­блю­да­ем за поста­нов­кой уда­ре­ния:

  • и. п. что? и́конопись
  • р. п. стиль чего? и́конописи
  • д. п. отдам пред­по­чте­ние чему? и́конописи
  • в. п. изу­чаю что? и́конопись
  • т. п. инте­ре­су­юсь чем? и́конописью
  • п. п. читаю о чём? об и́конописи

Ударение в сложных словах с корнем икон-

Возьмем себе на замет­ку, что это един­ствен­ное сло­во с удар­ным пер­вым сло­гом. В одно­ко­рен­ных слож­ных сло­вах удар­ны­ми явля­ют­ся дру­гие сло­ги:

  • иконопи́сный
  • иконопи́сец
  • иконоста́с
  • иконоста́сный
  • иконогра́фия
  • иконографи́ческий
  • иконобо́рец
  • иконобо́рческий
  • иконобо́рчество

Упражняемся в постановке ударения

Прочтем отрыв­ки из тек­стов, что­бы запом­нить, на какой слог ста­вит­ся уда­ре­ние в сло­ве «ико­но­пись».

И́конопись, вдох­нов­ля­е­мая одной из греко-восточных школ, очень мно­го­чис­лен­ных в XII веке (К. Ф. Валишевский. Иван Грозный).

Неподалеку от домаш­ней церк­ви нахо­ди­лась отдель­ная молель­ня с обра­за­ми в сти­ле древ­не­рус­ской и́конописи (Г. М. Зуев. Течер река Мойка. Продолжение путе­ше­ствия…).

В ней не чув­ство­ва­лось руки масте­ра и́конописи, но тот свет, кото­рый исхо­дил от изоб­ра­же­ния, был све­том люб­ви, надеж­ды, обре­те­ния (Ирина Дронова).

Прежние тра­ди­ции и́конописи посте­пен­но ухо­ди­ли в про­шлое, появ­ля­лись совер­шен­но новые сюже­ты и худо­же­ствен­ные при­ё­мы (В. Н. Куликова. Мироточащие ико­ны).

Современные иконопи́сцы южно­сла­вян­ских земель вся­че­ски стре­ми­лись воз­ро­дить тра­ди­ции сред­не­ве­ко­вой серб­ской и́конописи (Н. В. Регинская. Св. Геогрий Победоносец — небес­ный покро­ви­тель России в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве стран Европы и России).

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий