ИксЫ или Иксы, как правильно поставить ударение в слове?

При про­из­но­ше­нии сло­ва «иксы» пра­виль­но сле­ду­ет поста­вить уда­ре­ние на глас­ный пер­во­го сло­га «и».

В мате­ма­ти­ке и дру­гих точ­ных нау­ках часто исполь­зу­ет­ся тер­мин «икс» для обо­зна­че­ния неиз­вест­ной вели­чи­ны, кото­рую сле­ду­ет вычис­лить, или неза­ви­си­мой пере­мен­ной вели­чи­ны (аргу­мен­та).

Произношение одно­слож­но­го сло­ва «икс», име­ю­ще­го один сло­го­об­ра­зу­ю­щий глас­ный, не соста­вит затруд­не­ний. В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла это­го суще­стви­тель­но­го появ­ля­ет­ся окон­ча­ние, в кото­ром име­ет­ся глас­ный звук, состав­ля­ю­щий вто­рой фоне­ти­че­ский слог:

и-ксы

И тогда воз­ни­ка­ет сомне­ние, на какой слог сле­ду­ет пра­виль­но поста­вить уда­ре­ние: пер­вый, как и в исход­ной фор­ме сло­ва, или вто­рой. Как пра­виль­но ска­зать, «и́ксы» или «иксы́»?

ИксЫ или Иксы, как правильно поставить ударение в слове?

Дальше идут замет­ки про раз­ные собы­тия, в кото­рых то и дело мель­ка­ют фор­му­лы, век­то­ры, парал­лель­ные, иксы, игре­ки и про­чее (Е. С. Велтистов. Приключения Электроника).

Чтобы выяс­нить на какой слог сле­ду­ет поста­вить уда­ре­ние в сло­ве «иксы», пона­блю­да­ем за изме­не­ни­ем суще­стви­тель­но­го «икс» по паде­жам и чис­лам (скло­не­ни­ем) и поста­нов­кой уда­ре­ния в его падеж­ных фор­мах:

  • и.п. что? икс_, и́кс-ы
  • р.п. обо­зна­че­ние чего? и́кс-а, и́кс-ов
  • д.п. дам пред­по­чте­ние чему? и́кс-у, и́кс-ам
  • в.п. напи­шу что? и́кс_, и́кс-ы
  • т.п. обо­зна­чу чем? и́кс-ом, и́кс-ами
  • п.п. рас­ска­жу о чём? об и́кс-е, и́кс-ах.

В соот­вет­ствии с орфо­эпи­че­ской нор­мой совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка во всех фор­мах инте­ре­су­ю­ще­го нас суще­стви­тель­но­го удар­ным явля­ет­ся глас­ный «и».

Слово «иксы», явля­ю­ще­е­ся фор­мой мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го «икс», пра­виль­но про­из­но­сит­ся с удар­ным глас­ным «и» пер­во­го сло­га.

Поупражняемся в пра­виль­ном про­из­но­ше­нии падеж­ных форм сло­ва «икс».

А изюм­ки­ны приятели-одноклассники не то не хоте­ли открыть ей гла­за, не то про­сто от ску­до­сти сло­вар­но­го запа­са не уме­ли ска­зать о том, что и́ксы и игре­ки вовсе не глав­ное в жизни…(Е. В. Мурашова. Изюмка).

Семиклассник-репетитор готов был решать зада­чу «с и́ксом и игре­ком», будучи уве­рен, что зада­ча — «соб­ствен­но гово­ря, алгеб­ра­и­че­ская» (Я. И. Перельман. Загадки и дико­вин­ки в мире чисел).

Раздался ни с чем не срав­ни­мый сум­бур зву­ков, состо­я­щий из фор­мул, вопро­сов, смеш­ков, вос­кли­ца­ний, чита­е­мых вслух науч­ных тек­стов, игре­ков, и́ксов, инте­гра­лов, бес­ко­неч­но длин­ных урав­не­ний (Е. С. Велтистов. Победитель невоз­мож­но­го).

Предлагаем эти шуточ­ные дву­сти­шия для запо­ми­на­ния пра­виль­но­го уда­ре­ния в сло­ве «иксы»:

Играли весе­ло реми́ксы, А мы всё вычис­ля­ли ́иксы.

По ули­це гуля­ли фи́ксы, Мы в шко­ле вычис­ля­ли ́иксы.

Произношение сло­во­форм суще­стви­тель­но­го «икса«, иксы«, «иксов» и пр. с удар­ным глас­ным вто­ро­го сло­га явля­ет­ся непра­виль­ным с точ­ки зре­ния акцен­то­ло­ги­че­ской нор­мы совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, о чем мож­но спра­вить­ся в «Орфоэпическом сло­ва­ре рус­ско­го язы­ка» И. Л. Резниченко (М., «Астрель», 2007).

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий