Именительный падеж множественного числа существительных

Именительный падеж суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла — это пря­мой падеж мно­же­ствен­но­го чис­ла, кото­рый име­ет окон­ча­ния -ы/-и , -а/-я и отве­ча­ет на вопро­сы кто? или что?

Именительный падеж суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла харак­те­ри­зу­ет­ся вари­а­тив­но­стью окон­ча­ний, сло­жив­ших­ся исто­ри­че­ски в систе­ме скло­не­ния слов этой части речи.

Рассмотрим, какие окон­ча­ния име­ют суще­стви­тель­ные в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла, от чего зави­сит выбор окон­ча­ния -а/-я или -ы/-и.

Именительный падеж множественного числа существительных

Именительный падеж имён суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла не раз­ли­ча­ет сло­ва этой части речи в свя­зи с их при­над­леж­но­стью к опре­де­лён­но­му скло­не­нию, как в един­ствен­ном чис­ле. Существительные всех трёх скло­не­ний с твер­дой осно­вой в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла в основ­ном име­ют окон­ча­ния -ы или -а, с мяг­кой осно­вой — -и или -я.

1 скло­не­ние

  • звез­да — звёзды
  • берё­за — берёзы
  • маль­чиш­ка — маль­чишки
  • дерев­ня — деревни
  • певу­нья — певуньи

2 скло­не­ние

  • робот — роботы
  • гений — гении
  • город — города
  • кол — колья
  • озе­ро — озёра
  • шило — шилья

3 скло­не­ние

  • медаль — медали
  • насыпь — насыпи

У ряда суще­стви­тель­ных при обра­зо­ва­нии фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла про­ис­хо­дит изме­не­ние осно­вы или обра­зо­ва­ние суп­пле­тив­ных форм:

  • кури­ца — куры,
  • небо — небе­са,
  • чудо — чуде­са,
  • суд­но — суда,
  • чело­век — люди,
  • ребё­нок — дети.

Окончание -а/-я или -ы/-и?

Особое вни­ма­ние сле­ду­ет обра­тить на обра­зо­ва­ние форм име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния. Именительному паде­жу мно­же­ствен­но­го чис­ла этих суще­стви­тель­ных харак­тер­ны как окон­ча­ния -а/-я, так и -ы/-и. Чтобы не оши­бать­ся в выбо­ре окон­ча­ний, рас­смот­рим неко­то­рые осо­бен­но­сти обра­зо­ва­ния этих форм.

Окончание -а/-я

Именительный падеж суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла вто­ро­го скло­не­ния обра­зу­ет­ся с помо­щью удар­но­го окон­ча­ния -а/-я:

1. у ряда одно­слож­ных слов

  • рог — рога́
  • сорт — сор­та́
  • век — века́
  • бег — бега́,
  • том — тома́,
  • стог — сто­га́
  • шёлк — шел­ка́

В этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме отме­тим без­удар­ное окон­ча­ние -ы/-и в одно­слож­ных сло­вах с фик­си­ро­ван­ным уда­ре­ни­ем на пер­вом сло­ге:

  • бант — ба́нты
  • торт — то́рты
  • шарф — ша́рфы
  • склад — скла́ды
  • лифт — ли́фты
  • шприц — шпри́цы

2. у дву­слож­ных слов с удар­ным глас­ным пер­во­го сло­га

  • но́мер — номе­ра́
  • же́мчуг — жем­чу­га́
  • ла́герь — лаге­ря́
  • бу́фер — буфе­ра́
  • по́езд — поез­да́
  • го́род — горо­да́
  • ве́чер — вече­ра́
  • по́вар — пова­ра́
  • па́спорт — пас­пор­та́
  • погреб — погре­ба́
  • о́стров — ост­ро­ва́
  • сто́рож — сто­ро­жа́
  • ку́пол — купо­ла́
  • ма́стер — масте­ра́
  • те́рем — тере­ма́
  • я́корь — яко­ря́

3. назва­ния неко­то­рых пар­ных пред­ме­тов:

  • глаз — гла­за́
  • рукав — рука­ва́
  • бок — бока́
  • берег — бере­га́

4. оду­шев­лен­ные име­на суще­стви­тель­ные с конеч­ным соче­та­ни­ем -ор/-тор:

  • дирек­тор — дирек­то­ра́
  • про­фес­сор — про­фес­со­ра́
  • док­тор — док­то­ра́

Окончание -ы/-и

Грамматические фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла с окон­ча­ни­ем -ы/-и при­над­ле­жат книж­но­му сти­лю речи. Это окон­ча­ние име­ют

1. суще­стви­тель­ные с удар­ным конеч­ным глас­ным осно­вы:

  • водопрово́д — водопрово́ды
  • догово́р — догово́ры (фор­ма «дого­во­ра» явля­ет­ся раз­го­вор­ной),
  • пригово́р — пригово́ры
  • парохо́д — парохо́ды
  • забо́р — забо́ры
  • лазаре́т — лазаре́ты

2. трёх­слож­ные и мно­го­слож­ные сло­ва с фик­си­ро­ван­ным удар­ным глас­ным в сере­дине:

  • камерди́нер — камерди́неры
  • апте́карь — апте́кари
  • бухга́лтер — бухга́лтеры

3. заим­ство­ван­ные сло­ва фран­цуз­ско­го про­ис­хож­де­ния на -ер/-ёр с удар­ным послед­ним глас­ным осно­вы:

  • актёр — актё­ры
  • гастро­лёр — гастро­лё­ры
  • гри­мёр — гри­мё­ры
  • режис­сёр — режис­сё­ры
  • шофёр — шофё­ры
  • инжене́р — инжене́ры

4. сло­ва, заим­ство­ван­ные из латин­ско­го язы­ка, с конеч­ным -тор:

  • а́втор — а́вторы
  • ле́ктор — ле́кторы
  • коммента́тор — коммента́торы
  • ре́ктор — ре́кторы
  • реда́ктор — реда́кторы
  • констру́ктор — констру́кторы
  • ску́льптор — ску́льпторы
  • инду́ктор — инду́кторы
  • рефле́ктор — рефле́кторы
  • рефрижера́тор — рефрижера́торы

У ряда суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода выбор окон­ча­ния име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла обу­слов­лен лек­си­че­ским зна­че­ни­ем:

  • зуб — зубы — зубья (рас­чёс­ки, боро­ны),
  • кор­пус — кор­пу­сы (туло­ви­ща) — кор­пу­са (заво­да),
  • лист — листы (бума­ги) — листья (рас­те­ний),
  • мех — мехи (мешок) — меха (пуш­ни­на),
  • про­пуск — про­пус­ки (слов) — про­пус­ка (доку­мен­ты),
  • образ — обра­зы ( в искус­стве) — обра­за (ико­ны),
  • хлеб — хле­бы (в печи) — хле­ба (зла­ки),
  • тон — тоны (зву­ки) — тона (цве­та).

Некоторые суще­стви­тель­ные име­ют спе­ци­фич­ные фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Названия детё­ны­шей живот­ных и птиц, гри­бов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -онок/-ёнок в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ат-/-ят- и окон­ча­ния -а:

  • телё­нок — теля­та
  • ежо­нок — ежа­та
  • совё­нок — совя­та
  • сквор­чо­нок — сквор­ча­та
  • опё­нок — опя­та
  • мас­лё­нок — мас­ля­та

Для суще­стви­тель­ных с конеч­ным -анин/-янин харак­тер­но усе­че­ние осно­вы и окон­ча­ние -е:

  • зем­ля­нин — зем­ляне
  • рос­си­я­нин — рос­си­яне
  • кре­стья­нин — кре­стьяне
  • афи­ня­нин — афи­няне
  • горо­жа­нин — горо­жане
  • граж­да­нин — граж­дане
  • смо­ля­нин — смо­ляне

Ряд суще­стви­тель­ных име­ют фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • нож­ни­цы
  • про­во­ды
  • хло­по­ты
  • выбо­ры
  • каче­ли
  • бели­ла
  • румя­на
  • пери­ла

и пр.

Видеоурок

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий