Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.
Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание».
Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок:
- подлежащее располагается после сказуемого,
- определение находится в постпозиции по отношению к определяемому слову,
- отрыв эпитета от определяемого слова,
- дополнение выносится вперед сказуемого.
ОпределениеИнверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.
Дополнительный материалА вот какое определение инверсии в литературе дает Википедия.
Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. Ахматова
Примеры инверсии в художественной литературе
Пришла она, желанная, пришла благоуханная, Из света дня сотканная волшебница-весна.
К. Феофонов
Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль. Н. Гумилёв
Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк. В.Высоцкий
Постпозитивное расположение определений характерны для стиля творчества писателей XIX века. При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение, так как зачастую его атрибутивное значение осложняется оттенком предикативности, как у М.Лермонтова:
Со всех сторон горы неприступные.
На меня она имела влияние сильное. И.С. Тургенев
Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны. Л.Н. Толстой
Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным. И.С. Тургенев
В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой. А.С. Пушкин
Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. И. Бродский
Сидит на камне между ними лезгинец дряхлый и седой. А.С. Пушкин
Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находится как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал И.С. Тургенев:
Удивительное со мной произошло приключение.
Книгу для вас приобрёл интереснейшую.
Обеды задавал он отличные.
Где глаз людей обрывается куцый… В. Маяковский
Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. А. Коптяева.
Расположение дополнения перед сказуемым носит инверсионный характер, например, у С.Есенина:
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосёт.
Отметим также, что в стихотворных текстах инверсия выполняет ритмообразующую функцию.
В поле чистом, Луны при свете серебристом, В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.
А.С. Пушкин