В обыденном разговоре часто используют выражение «не знаю», сомневаются, отрицают, не соглашаются. Почему затруднение вызывает написанное оформление, ведь при вербальном общении не произносится как префикс.
Как правильно писать «не знаю» или «незнаю»?
Часть речи слова не знаю
Установить категории слов несложно. Написание регулируется морфологическими, синтаксическими признаками.
Не – частица, которая добавляет лексеме дополнительный смысл. Служебный компонент речи без лексического значения, не выражает глагольного деяния. Постановка вопроса невозможна. Назначение – логическая связь предложений, словосочетаний.
Знать – глагол-инфинитив, обозначающий состояние предмета. Считается самостоятельной секцией речевого контента с неизменными характеристиками залога, переходности, возвратности, спряжения. Функция – одна из составляющих языковой единицы синтаксиса, чаще всего сказуемое.
Правильное написание
Есть требование письменной речи: не с глаголами, грамматическими видами, кроме причастий, пишется раздельно в любой грамматической форме: личной, неопределенной, как деепричастие.
Соответственно, «не знаю» пишется раздельно.
Языковеды утверждают: отрицание придает слову противоположное значение. Знать – представлять что-то, отличаться какими-никакими знаниями, испытывать, переживать, быть знакомым с кем-нибудь. Вариация с не – быть безграмотным, неосведомленным.
Соответствующие примеры
Тоже не знаю, как ответить на вопрос, открою справочник синонимов, почитаю, результат сообщу.
Близки по смысловой сути пословицы: «Не зная броду, не суйся в воду».
Не имею понятия, как объяснить, в дождливую погоду хочу спать.
Ничего не ведать об окружающем мире – принципы жизни человека-пессимиста.
Не подозревать, куда глаза девать.
Вообще не знаю, почему поздней осенью так хочется побродить по лесу, услышать шорох листьев под ногами.
Ошибочное применение
Ты незнаешь в нашем городе людей с такой звучной, выразительной фамилией?
Как поступить в данной ситуации, какое решение принять – незнаем.
Слитное написание не с глаголами
Существует исключение общепринятого правила: написание вместе отрицательной частицы, глагола. В устном разговоре есть понятия, которые не применяются без не-. Например, ненавидеть, неймется, невзлюбить.
Причины такой практики понятны, объяснимы. Разбор слова по составу свидетельствует: элемент афазии оказывается морфемой (приставка, элемент корня). Лексемы без не- (негодовать – годовать, невзвидеть – взвидеть) в речи отсутствуют.
Глаголы с не- пишутся слитно, если без неё не употребляются.
Для образования новых слов в русской риторике используются аффиксы. Морфа, стоящая перед корнем, называется приставкой. Обособленный разряд – смысловые префиксы, компиляция каково определяется словесным толкованием. Указывают на неполное действие, которое реализуется ниже установленной меры.
К примеру, недо-: недолить, недоесть, недоплатить.
Неделимо не в составе недо-. Условие: указанный сегмент слова можно заменить пере- с полярным подтекстом.
Например, недодумать — передумать, недовесить – перевесить, недодержать – передержать.
Грамотное употребление
- Когда человеку нездоровится, старается уединиться, прилечь, отдохнуть.
- Интересный случай: рассчитываясь на кассе, незнакомец недоплатил тридцать рублей.
- Показатели производства, которые в первом полугодии недовыполнили, в конце года – перевыполнили.
- Не выучив основ детской психологии, работать педагогом трудно.
Как пишется не зная или незная
Следует запомнить примечание: деепричастия с не пишется подобно тому, как с глаголом. Являясь особым приложением, оно повторяет предусмотренный порядок написания. Похоже: не думая, ненавидя, недоумевая, недожаривая.
Учитывая сказанное выше, можно подвести черту: слитно ошибочный вариант, отдельно верный. Элементарное требование, которое должен знать каждый.
«Не стыдно не понимать, совестно не учиться».
Сегодня образованной личности необходимо писать без ошибок. Чтобы достичь высокого уровня подготовленности, важно знать нормы грамотного письма. Помните правила, умейте воспользоваться.