Когда перед союзом или ставится запятая, а когда нет?

Постановка запя­той перед сою­зом «или» зави­сит от кон­тек­ста: что он соеди­ня­ет, одно­род­ные чле­ны или пред­ло­же­ния.

Сочинительный раз­де­ли­тель­ный союз «или» может быть упо­треб­лен с одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и как свя­зу­ю­щее зве­но в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии.

ПравилоВ пред­ло­же­нии с одно­род­ны­ми чле­на­ми перед оди­ноч­ным сою­зом «или» запя­тая не ста­вит­ся.

Пример:

Видимо, бел­ка или заяц лако­ми­лись здесь.

ПравилоСоюз «или» может быть повто­ря­ю­щим­ся, тогда запя­тая ста­вит­ся перед вто­рой его частью.

Пример:

На её смуг­лом лице было выра­же­ние или¹ рас­те­рян­но­сти, или² испу­га.

Внимание!Следует быть вни­ма­тель­ным, и не про­пу­стить нали­чие тре­тье­го одно­род­но­го чле­на пред­ло­же­ния без сою­за.

В такой син­так­си­че­ской кон­струк­ции запя­тая ста­вит­ся перед пер­вой и вто­рой частью повто­ря­ю­ще­го­ся сою­за или…или, напри­мер:

Весной страш­ным бед­стви­ем для зай­цев¹, или лис², или бар­су­ко­в³ явля­ет­ся поло­во­дье.

ПравилоСтавится запя­тая так­же, если союз «или» при­со­еди­ня­ет пояс­ни­тель­ную кон­струк­цию, обо­зна­ча­ю­щую одно и то же поня­тие дру­ги­ми сло­ва­ми.

Пример:

Бабушка пока­за­ла мне дере­вян­ный ларь, или ящик, широ­кий ввер­ху и узкий вни­зу.

Союз «или» сино­ни­ми­чен «то есть».

Пунктуация с союзом «или» в сложных предложениях

Когда перед союзом или ставится запятая, а когда нет?

ПравилоВ слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии перед сою­зом «или» ста­вит­ся запя­тая.

С наступ­ле­ни­ем дня туман пря­тал­ся в низи­ну реки, или его мож­но было уви­деть на дне овра­га.

Когда перед союзом или ставится запятая, а когда нет?

Перед сою­зом «или» не ста­вит­ся пунк­ту­а­ци­он­ный знак в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

1. в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии име­ет­ся общий член пред­ло­же­ния, ввод­ное сло­во или части­ца.

Всю ночь мне мере­щат­ся при­чуд­ли­вые тени или слы­шат­ся шоро­хи чьих-то шагов.

Наверное, я собе­русь в поле за василь­ка­ми или с утра луч­ше пой­ти в лес за зем­ля­ни­кой.

Только дождь шумит за окном или раз­да­ют­ся рас­ка­ты оглу­ши­тель­но­го гро­ма.

2. В слож­но­со­чи­нен­ных вопро­си­тель­ных, побу­ди­тель­ных, вос­кли­ца­тель­ных и назыв­ных пред­ло­же­ни­ях.

Отправить мне теле­грам­му или луч­ше позво­нить по теле­фо­ну?

Пусть будет полу­мрак или вклю­чи­те лам­пу!

3. В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем.

Я напря­жен­но думаю, спра­вит­ся она с этой зада­чей или мне сле­ду­ет ей помочь.

4. В слож­ном пред­ло­же­нии с общей при­да­точ­ной частью и раз­ны­ми вида­ми свя­зи (сочи­не­ни­ем и под­чи­не­ни­ем).

Когда загро­хо­тал гром, дети бро­си­лись по домам или самые сме­лые спря­та­лись под навес сарая.

Видеоурок

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий