Точка с запятой это отделительный знак пунктуации, находящийся внутри предложения.
Точка с запятой ставится в предложении в следующих случаях:
- Если в сложном предложении нет союзов, связывающих несколько отдельных менее связанных простых предложений в одно целое. (Пример: Вещи были собраны, машина одиноко стояла во дворе, солнце готовилось уйти за горизонт. День был зимний, холодный, дуло со всех сторон.)
- Если части сложного предложения уже распространены, и есть наличие запятых. (Ветви березы, как руки нежной девушки качались из стороны в сторону, дуб же стоял мрачно, не шевелясь. В саду зацвели астры, издавая тонкий аромат, придавая осеннее настроение, они красовались ярким пятном посреди клумбы.)
- В сложносочиненном предложении между распространенными частями или при наличии запятых перед союзами:
- Но (Студент всю неделю учил предмет, но мысли что ли мешали о прекрасной незнакомке или материал был слишком трудным, занудным и неинтересным.)
- Однако (Пример: Не нужно было выходить во двор, там было холодно, однако же тянуло очень сильно на воздух.)
- Зато (Егор учился хорошо, хотя часто прогуливал уроки, он никогда не жаловался, зато часто упрямство брало над ним вверх.)
- Тем не менее (У мальчика осталась только синяя краска, одна кисточка и листок бумаги, тем не менее он решил рисовать картину.)
- И или да в значении и (Наступила зима, да и природа, охваченная снежными оковами, изменилась до неузнаваемости. Петя рисовал картину, думая о прекрасном, останавливаясь, чтобы слушать учителя, которая интересно объясняла задание, и вместе с тем разные сюжеты из будущей жизни известного художника не отпускали его воображение.)
- А, но только если части предложения распространены и содержат запятые. (Ире послышалось, что Миша зарыдал, а надо отметить, что мальчишка был крепким и терпеливым ребенком, и ни чем нельзя было довести его до слез и тем более до громкого плача. Кругом меня были одни отличники, сплошь одни отличники, а поучишься с ними год или два, и сам мало-помалу, не заметно для себя, станешь отличником.)
- В предложении, части которого состоят из перечисления однородных членов (Жёлтые, зелёные, красные листья падали на землю, лето забрало с собой все тепло, которое согревало сердце.)
- В сложноподчинённые предложениях, части которых распространены. А также присутствует наличие запятых. (Если бы Маша решила поставить перед собой цель и добиваться ее всеми силами, если бы не старалась не делать людям больно, если бы не выбирала способов достижения задуманного, то она была бы не она.)
- Когда необходимо разграничить по смыслу несколько независимых предложений или несколько придаточных, относящихся к одному главному (В лесу было огромное количество птиц, их гнезда были на каждом дереве, они летали над ними и мелодично чирикали, иногда, особенно перед дождем, они кружили, поднимаю огромный шум.
- Перечисление каких-либо групп, которые не могут выступать, как самостоятельные предложения. Но в то же время достаточно распространены. (Пример: Пирог не сможет подгореть:
- если температура в духовке будет умеренной,
- если поверхность посуды присыпать мукой или положить пергаментную бумагу на нее,
- если под низ противня поставить ёмкость с водой, создавая водяную баню.)