Когда ставится точка с запятой (с примерами)

Точка с запятой это отделительный знак пунктуации, находящийся внутри предложения.

Точка с запятой ставится в предложении в следующих случаях:

  1. Если в сложном предложении нет союзов, связывающих несколько отдельных менее связанных простых предложений в одно целое. (Пример: Вещи были собраны, машина одиноко стояла во дворе, солнце готовилось уйти за горизонт. День был зимний, холодный, дуло со всех сторон.)
  2. Если части сложного предложения уже распространены, и есть наличие запятых. (Ветви березы, как руки нежной девушки качались из стороны в сторону, дуб же стоял мрачно, не шевелясь. В саду зацвели астры, издавая тонкий аромат, придавая осеннее настроение, они красовались ярким пятном посреди клумбы.)
  3. В сложносочиненном предложении между распространенными частями или при наличии запятых перед союзами:
    1. Но (Студент всю неделю учил предмет, но мысли что ли мешали о прекрасной незнакомке или материал был слишком трудным, занудным и неинтересным.)
    2. Однако (Пример: Не нужно было выходить во двор, там было холодно, однако же тянуло очень сильно на воздух.)
    3. Зато (Егор учился хорошо, хотя часто прогуливал уроки, он никогда не жаловался, зато часто упрямство брало над ним вверх.)
    4. Тем не менее (У мальчика осталась только синяя краска, одна кисточка и листок бумаги, тем не менее он решил рисовать картину.)
    5. И или да в значении и (Наступила зима, да и природа, охваченная снежными оковами, изменилась до неузнаваемости. Петя рисовал картину, думая о прекрасном, останавливаясь, чтобы слушать учителя, которая интересно объясняла задание, и вместе с тем разные сюжеты из будущей жизни известного художника не отпускали его воображение.)
    6. А, но только если части предложения распространены и содержат запятые. (Ире послышалось, что Миша зарыдал, а надо отметить, что мальчишка был крепким и терпеливым ребенком, и ни чем нельзя было довести его до слез и тем более до громкого плача. Кругом меня были одни отличники, сплошь одни отличники, а поучишься с ними год или два, и сам мало-помалу, не заметно для себя, станешь отличником.)
  4. В предложении, части которого состоят из перечисления однородных членов (Жёлтые, зелёные, красные листья падали на землю, лето забрало с собой все тепло, которое согревало сердце.)
  5. В сложноподчинённые предложениях, части которых распространены. А также присутствует наличие запятых. (Если бы Маша решила поставить перед собой цель и добиваться ее всеми силами, если бы не старалась не делать людям больно, если бы не выбирала способов достижения задуманного, то она была бы не она.)
  6. Когда необходимо разграничить по смыслу несколько независимых предложений или несколько придаточных, относящихся к одному главному (В лесу было огромное количество птиц, их гнезда были на каждом дереве, они летали над ними и мелодично чирикали, иногда, особенно перед дождем, они кружили, поднимаю огромный шум.
  7. Перечисление каких-либо групп, которые не могут выступать, как самостоятельные предложения. Но в то же время достаточно распространены. (Пример: Пирог не сможет подгореть:
  • если температура в духовке будет умеренной,
  • если поверхность посуды присыпать мукой или положить пергаментную бумагу на нее,
  • если под низ противня поставить ёмкость с водой, создавая водяную баню.)
Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий